28.01.2024

Записать понятие частицы разряды частиц с примерами. Классификация частиц по значению


По значению частицы делятся на два разряда: формообразующие и смысловые.

Формообразующие частицы. Формообразующие частицы служат для образования конкретных грамматических форм слова.

Какие же грамматические формы образуются с помощью частиц? Внимательно рассмотри материал в таблице.



Смысловые частицы. Эти частицы привносят в предложение дополнительные смысловые оттенки. Они способны выражать эмоции говорящего, его отношение к тому, что произносится, особые интонации. Смысловые частицы в основном характерны для следующих стилей речи: разговорного, публицистического, художественного.

В таблице – несколько групп смысловых частиц, которые наиболее часто употребляются в живом языке.


Учти один важный момент. Усилительная частица и и , а усилительная частицаа омонимична сочинительному союзу а . Как их различить? Различить их можно, только ориентируясь на роль этих служебных частей речи.

Сравни предложения.

1) Мы приехали на дачу и тут же отправились к озеру.

2) Приехав на дачу, мы тут же и отправились к озеру.

В первом предложении и выступает в роли сочинительного соединительного союза, который связывает между собой однородные члены – сказуемые приехали и отправились . Во втором предложении нет однородных членов, само предложение – простое. Значит, нет оснований считать и союзом, так как союзу в этом предложении соединять нечего. Следовательно, и в этом предложении – усилительная частица.

Рассмотрим еще пару примеров – са в роли частицы и в роли союза.

1) Летом припасают, а зимой поедают.

2) А где вы любите отдыхать летом?

В первом примереа выступает в роли сочинительного противительного союза, стоящего между противопоставленными друг другу по смыслу частями сложного предложения. Во втором примере предложение простое, однородных членов нет – следовательно, а не может выступать в роли союза. Это усилительная частица.

Запомни этот ход рассуждения, когда тебе понадобится отличить частицу от союза.

§1. Общая характеристика частиц

Частица - это служебная часть речи.

Когда-то лингвистическая традиция противопоставляла частицы речи частям речи (маленькие служебные слова - большим словам с самостоятельным значением) и включала все служебные слова. Затем было осмыслено, что предлоги и союзы - отдельные классы слов, каждый со своими функциями. И термин частица начали употреблять по-новому, в более узком значении.

Как и все «маленькие» слова, частицы имеют ряд важных особенностей:

1) не изменяются сами,
2) не являются членами предложения (но некоторые частицы могут входить в их состав).
От прочих несамостоятельных слов их отличает то, что они служат для передачи широкой гаммы дополнительных значений, эмоций, чувств, оценок говорящего. Без частиц, особенно частотно представленных в разговорной речи, русский язык оказался бы менее богатым. Сравним:

Неужели он не позвонил? (удивление) ≠ Он не позвонил? (вопрос)
Как раз об этом я мечтала! (уточнение, подчеркивание, экспрессия) ≠ Об этом я мечтала (сообщение нейтрального характера)
Что за ночь! (восклицание, оценка) ≠ Ночь. (назывное предложение)

Даже из этих примеров видно, что частицы весьма разнообразны. При этом, как и для всех служебных слов, для частиц определяющей является их функция (роль), в соответствии с которой они подразделяются на формообразующие и смысловые.

§2. Формообразующие частицы

Формообразующих частиц совсем немного.
Это частицы: бы, пусть, пускай, да, давай (-те). Они служат для образования форм условного и повелительного наклонений.

Не пошёл бы дождь, мы бы весь день провели на улице.

Частица бы служит показателем условного наклонения глагола. Это компонент глагольной формы. Частица входит в сказуемое вместе с глагольной формой. Значит, формообразующие частицы включатся в состав членов предложений.

Давай съездим за город!

Частица давай - показатель повелительного наклонения. Давай съездим - это побуждение к совместному действию. Здесь это сказуемое определённо-личного предложения.

Значит, формообразующие частицы - это частицы, участвующие в образовании форм условного и повелительного наклонений глагола. В предложении они выступают вместе с глаголом, даже если не стоят рядом, и являются одним членом предложения (отдельно частицы членами предложения быть не могут).

§3. Смысловые частицы. Разряды по значению

Основную массу русских частиц составляют смысловые частицы. Поскольку они могут выражать широкий спектр значений, то важно знать, на какие разряды по значению они делятся.


Разряды по значению:

  1. Отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не
  2. Вопросительные: неужели, разве, ли (ль)
  3. Указательные: это, вон, вот, во (просторечная)
  4. Уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь
  5. Ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то
  6. Восклицательные: что за, ну и, как
  7. Усилительные: же, ведь, даже, уж, всё-таки, ни, ну, ещё, и, да, а
  8. Сомнения: ли, едва ли, вряд ли

Не путай:

1) Частицы и, а, да - омонимичны сочинительным союзам.
И не говори! И не проси! И не жди! (здесь и - усилительная частица)
Да не говори! Да не проси! Да не жди ты его, не приедет он! (да - усилительная частица)
А , будь что будет! (а - усилительная частица)

2) Частица -то омонимична суффиксу -то в неопределённых местоимениях: кто-то, какой-то и т.п.
Он-то знает, что говорит! Мы-то знаем… Иван-то знает... (здесь -то - частица)

3) Частица как омонимична местоимению как .
Как хорошо дышится после грозы!, Как это ужасно!, Как мне плохо! (здесь как - восклицательная частица)
Как пишется слово? (вопросительное местоимение)
Я не знаю, как пишется это слово. (относительное местоимение)

Внимание:

Некоторые частицы могут относиться не к одному, а к разным разрядам, например: ли, ни и др. Сравним:
В доме ни души (= никого, отрицательная) ≠ В комнате не было ни души (усилительная)
Скажи, звонил ли кто-нибудь? (вопросительная) ≠ Зайдёт ли он сегодня? Успеет ли ? (сомнение)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать частицы самостоятельной частью речи?

  2. Изменяемая ли часть речи частицы?

  3. Могут ли частицы входить в состав членов предложения?

  4. Какие частицы могут входить в состав членов предложения?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  5. Какие частицы помогают образовать формы повелительного и условного наклонений?

    • Смысловые
    • Формообразующие
  6. Формообразующими или смысловыми являются частицы не и ни ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими
  7. Формообразующими или смысловыми являются частицы: бы, пусть, пускай, да, давай - ?

    • Смысловыми
    • Формообразующими

Во время изучения базового курса русского языка ученики с каждым годом сталкиваются с новыми терминами и углубляются в изучение уже знакомых тем. И рано или поздно они знакомятся на уроке русского языка с частицами. Поскольку частицы не самостоятельная часть речи, многим кажется, что в их использовании не может возникнуть каких либо сложностей. Это же не существительное или глагол. Но, на самом деле, все не так. Существуют разряды частиц по значению и функции. Их нужно уметь различать и использовать. И чтобы было проще выполнять упражнения на разряды частиц, разберем все их особенности на примерах.

Что такое частица?

Начнем с определения, чтобы лучше понять, что же представляет собой частица. Прежде всего, это служебная часть речи. Она используется, чтобы выразить оттенки значений слов.

Что значит служебная часть речи? Самостоятельные части речи, такие как существительное, глагол и т. д. служат как бы кирпичиками для построения предложений. Служебные части речи используются для обозначения отношений между самостоятельными частями, то есть как бы соединяют их в одно целое.

Понятие о частице: разряды частиц

Необходимо запомнить, что частица не является членом предложения, как, к примеру, самостоятельные части речи. Однако существуют разряды частиц, выполняющих разные функции. В грамматике русского языка их выделяется три:

  • модальные частицы;
  • формообразующие частицы;
  • отрицательные.

Разберемся, чем отличаются эти разряды.

Модальные частицы

Этот разряд частиц еще называют смысловым, поскольку они помогают внести разнообразные смысловые оттенки в речь, выразить чувства говорящего и его отношения к предмету разговора.

Модальные частицы так же могут делиться на несколько групп, в зависимости от того, какой смысловой оттенок они носят.

Виды модальных частиц

Модальные частицы могут носить значение вопроса. Например: разве, неужели.

  • Неужели мы не пойдем туда?
  • Разве это верное решение?

Так же с помощью модальных частиц можно указывать на что-либо, в этом случае они обретают значение указания. Примеры: вот, вон и т.д.

  • Можно мне вот это пирожное?

Также этот разряд частиц может иметь значение уточнения, наример: именно, точно и т. д.

  • Именно это платье я и хотела купить.

Также частицы имеют значение выделения или ограничения. Примеры: только, исключительно, лишь и т. д.

  • Только посмотри, но не трогай.
  • Использовать можно лишь одну подсказку.

Это были виды модальных частиц, выделенные согласно смысловым оттенкам. Но также различают частицы согласно чувству, которое они помогают выразить.

К первому виду относятся восклицательные частицы. Примеры: что за, ну и, как и др.

  • Что за красота!
  • Ну и выбор он сделал!

В отдельной группе состоят частицы, помогающие выразить сомнение. Примеры: едва ли, вряд ли.

  • Едва ли мы пойдем туда завтра.
  • Вряд ли стоит покупать эти цветы.

Так же частицы могут быть использованы для усиления. Примеры: даже, ведь, ну.

  • Даже не пытайся!

Формообразующие частицы

Данный разряд частиц может помогать образовывать формы условного и повелительного наклонения, сравнительной степени. Эти частицы могут оказывать воздействие на значение глагольных форм. Таким образом, они влияют на самостоятельные части речи.

Виды формообразующих частиц

К первому виду относятся частицы, помогающие образовать форму повелительного наклонения. Примеры: пускай, давай, пусть и др.

  • Давайте дружить!

Также формообразующие частицы используются для образования сослагательного наклонения. Примеры: б, бы и т. д.

  • Я хотел бы купить мороженое.

Кроме того, частицы могут участвовать в образовании формы сравнительной степени:

  • Эта фотография менее интересная.

И, как уже было сказано, частицы могут влиять на глагольные формы:

  • Выйдет, бывало, на улицу…

Отрицательные частицы

Само название этого разряда частиц подсказывает, какую функцию они выполняют в предложении. Очевидно, что отрицательные частицы служат для обозначения отрицания действий, признаков, предметов и т. д. Всего отрицательных частиц две: не и ни.

Употребление частиц "не" и "ни"

Частица "не" в предложении обычно употребляется в роли основного отрицания.

  • Он сегодня не будет читать эту книгу.

Также стоит запомнить, что частица "не" может входить в состав устойчивых сочетаний. Их важно замечать в предложениях. Например: едва ли не, вовсе не, чуть ли не и т. п. Примеры употребления:

  • И вовсе не вру я!
  • Чуть ли не все гости собрались в маленькой комнате.

Так же частица "не" может встречаться в восклицательных или вопросительных предложениях при условии, если они начинаются с местоимений, наречий или частиц. Примеры: кто не, где только не, как не и т. д.

  • Где только не был он!
  • Как не согласиться на такое!
  • Кто не захочет пойти с нами?

Парадоксально, но отрицательная частица не в сочетании с составным глагольным сказуемым при повторе служит для передачи утвердительного смысла.

Пример подобного предложения:

  • Он не может не позвонить нам.

Частица "не" в этом предложении встречается два раза, но служит для утверждения определенной мысли, а не для отрицания.

И если она выступает в роли основного отрицания, то "ни" служит для его усиления:

  • Вокруг нет ни одного дома.

Частица "ни" так же может быть частью устойчивых сочетаний. К ним относятся: ни пуха ни пера, ну слуху ни духу и др.

  • Пропал совсем, и теперь от него ни слуху ни духу.

Как и частица "не", "ни" так же может быть использована для усиления утвердительного смысла высказывания, если сочетается при этом с местоимениями или наречиями (кто ни, куда бы ни, что ни и т. д).

  • Что ни предложи, ему все не нравится.
  • Куда бы ни пошел, везде одно и то же.

Сложности использования частиц "не" и "ни"

В отличие от других, описанные две частицы вызывают достаточно большое количество трудностей при использовании. Поэтому в этом пункте разберемся в особенностях написания частиц "не"/"ни".

Главный вопрос, связанный с правописанием, когда в предложении встречается "не", такой - писать эту частицу вместе или раздельно? Давайте выясним. Если частица "не" является частью двойных союзов или повторяющихся, она пишется раздельно.

  • Написал он не только эту картину, но и другую.
  • Работу он выполнил не столько поспешно, сколько небрежно.

Частица "ни" может писаться слитно с отрицательными наречиями и местоимениями, находясь при этом в безударном положении: никто, нигде и т. д. Такие местоимения и наречия обычно употребляются в отрицательных предложениях. Стоит отметить, что в этом случае при сказуемом уже будет использоваться основное отрицание, а местоимение/наречие будет выступать в роли его усиления.

  • Никого он так не любил, как ее.
  • Ничто у нее в душе не вызывало такого отклика, как эта картина.

В этих предложениях частица "не" выступает в роли основного отрицания.

Частица "ни" с местоимениями и наречиями будет писаться раздельно, если между ними стоит предлог. Например: никому - ни к кому.

  • Ни к кому не подошел он тем вечером.

Также необходимо видеть разницу между отрицательными местоимениями и наречиями и сочетанием местоименного слова с частицей "ни". Последние употребляются только в роли придаточных частей в сложноподчиненных предложениях. Сравните два предложения:

  • Никто не подошел к нему.
  • Он не знал, ни кто это был, ни где его искать.

Также довольно часто ученики путают следующие сочетания: "не один" и "ни один", "не раз" и "ни разу".

"Не один" используется в значении "много":

  • Не одно яблоко, а несколько.

"Ни один" используется в значении «никто»:

  • Ни один человек тебе не поможет = никто тебе не поможет.

"Ни разу" используется в значении "никогда":

  • Ни разу я не видел такой красоты!

"Не раз" используется в значении "часто":

  • Не раз я просил его о помощи.

Очень часто возникает ситуация, когда сложно понять, где ставить частицу "ни", а где "не"? Для этого стоит проанализировать предложение и найти, где в нем расположено главное отрицание. Там и будет стоять частица "не". Дальше в предложении может быть использован, к примеру, повторяющийся союз "ни…ни" с отрицательной частицей, которая будет служить усилением:

  • Мне не помог ни первый совет, ни второй.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что существует три разряда названных частей речи — модальные, формообразующие и отрицательные. Все эти разряды частиц с примерами приведены в статье. В каждый разряд включены различные виды частиц, имеющие разное значение и выполняющие разнообразные функции.

Чтобы понять, какой из разрядов частиц был использован, необходимо проанализировать предложение, поскольку частицы влияют на выражение оттенков значений слов.

Также необходимо усвоить, в каких случаях употребляются "не" и "ни", поскольку они имеют разное значение и могут дополнять друг друга в предложении. И, конечно, следует запомнить, в каких случаях частицы "не"/"ни" пишутся слитно с местоимениями и наречиями, а в каких - раздельно.

частицы, имеющие смысловые значения

указательные частицы

вот, вон, это, оно, во

Оно , конечно, очень странно видеть вас здесь.

определительно-уточняющие

точно, именно, ровно, как раз, подлинно, почти, приблизительно, чуть не

Подготовку к выпуску начнем приблизительно в феврале-марте.

выделительно-ограничительные частицы

лишь, только, только лишь, разве лишь, исключительно, единственно, всего, хоть, хоть бы, хотя бы

По его словам, больные доверяли исключительно ему.

усилительные частицы,

которые могут также выступать в функции выделения

даже, даже и, же, и, ведь, уже, ну, ни, еще, то, просто, прямо, положительно, определенно, решительно

Вот там-то прямо рай!

эмоционально-экспрессивные частицы

усиливают выразительность, эмоциональность высказывания

что за, как, вот как, куда, где там, куда там, куда как, что там, то-то, ну и

И что это за жизнь была!

модальные частицы

утвердительные

да, так, точно, определенно, как же, ага, угу

отрицательные

нет, ни, не, вовсе не, отнюдь не, отнюдь нет

сравнительные

как, как бы, словно, будто, как будто, точно, вроде

вопросительные

ли, разве, неужели, ужели, что, а, да, что ли

указывающие на чужую речь

-де, дескать, мол, якобы

Строение частиц

Частицы по своему происхождению делятся на непроизводные и производные.

К первообразным (производным)относятся:бишь (прост.),бы ,вишь (прост.),да (в составе формы повелит. накл.),де (разг.),дескать (разг.),же ,ин (прост.),ишь (разг.), ­ка ,мол (разг.),не ,небось (прост.),нет ,неужели ,нехай (прост.),ни ,ну , ­с ,сём (прост.),таки ,те (прост.), ­то ,уж ,чай (прост.).

Все остальные частицы являются непервообразным и (производными).

Другое деление частиц - на простые и составные. Простыми называются частицы, состоящие из одного слова; составными - частицы, образовавшиеся из двух (реже - более) слов: двух частиц, частицы и союза, частицы и предлога, а также частицы и изолировавшейся от своего класса глагольной формы или наречия.

Составные частицы могут быть нерасчленяемыми- их компоненты в предложении не могут быть разделены другими словами, илирасчленяемыми: их компоненты в предложении могут быть разделены другими словами.

Внутри составных частиц выделяются частицы­фразеологизмы: это слившиеся воедино несколько служебных слов (или служебных слов и изолировавшихся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов), живые отношения между которыми в современном языке отсутствуют; такие частицы также могут быть расчленяемыми или нерасчленяемыми.

простые частицы

а) все первообразные;

б) а ,благо ,более ,больше ,буквально ,бывает ,бывало ,было ,будто ,ведь ,во (прост.),вовсе ,вон ,вот ,вроде ,всё ,всего ,где ,гляди ,да (не в составе формы повелит. накл.),давай (те ),даже ,дай (те ),действительно ,единственно ,если ,еще ,знай ,и ,или ,именно ,как ,какое ,куда ,ладно ,ли ,лучше ,никак (прост., вопросит.),ничего ,нечего ,но ,однако ,окончательно ,оно ,поди (прост.),положительно ,просто ,прямо ,пусть ,пускай ,разве ,решительно ,ровно ,с а мое ,себе ,скорее ,словно ,совершенно ,спасибо (в знач. (хорошо)),так ,там ,тебе ,тоже ,только ,точно ,хоть ,чего ,чисто (прост.),что ,чтоб ,чтобы ,эк ,это.

Скорее бы каникулы !

Составные нерасчленяемые частицы

а то (Пустят ночевать ? -А то не пустят ); без того (Некогда ждать ,без того уже опаздываем ); был о б , вряд л и ;всего ­навсего, всё ж е ; глядь и, далеко не (далеко не красавица ),до чего (Хорош до чего лес !До чего ты устал !); добро б ы ; если бы, еще бы, и есть (прост.) (-Не признал ,видно ? -Не признал и есть . Бажов), и так , и то (На каток и то не пускают ), как есть, как ж е ; как раз, как так (-Прощайте . -Как так прощайте ?), как ­т о ; куда как, ладно б ы ; на что ;никак не т ; навряд л и ; отнюдь не ; просто ­напросто, так ­таки, так уж , то ли не , то ­то, туда же, уж и, хвать и (Пока собирались ,хвать и дождь пошел );чт о бы (Чт о бы он догадался позвонить !),что ж, что ли ; фразеологизированные частицы:не иначе (ка к ) (Не иначе как гроза к вечеру соберется ), не то что (чтоб ы ),нет (тог о ) чтобы ; то ли дело ; того (и ) гляди , того и жди (прост.);того и смотри (чт о ); точь ­в ­точ ь ; что ни (н а ) есть (прост.).

Составные расчленяемые частицы

вот бы (Вот бы дождичка !;Вот дождичка бы !); вот и ; вот так ;едва не ; едва ли не (; как не ; как бы не ; лишь бы ; мало не (прост.) (В колокольчик стал звонить ,мало не оборвал . Дост.);пусть бы ; скорее бы ; так и ;только бы ,только и, хоть бы ; чуть (был о ) не ; чуть ли не . Всегда расчленяются частицы не ли (Не отдохнуть ли нам ?), не же (Не ночевать же тут !). Фразеологизированные частицы: нет ­нет и (да и ) (Нет ­нет да и зайдет навестить ;Нет ­нет деда и вспомнит ); что за (Что это за новости ?;Что у тебя за характер !); что из (тог о ,чт о ) (Что мне из его обещаний !;Что теперь из того ,что он вернулся ?)

Ох уж эти частицы! Сколько учили, сколько тренировались, а не можем запомнить: то перепутаем их с союзами, то с наречиями. Так и хочется закричать: "Помогите!"

Прежде всего запомните, что выучить частицы "списком" не получится. Нужно разобраться с особенностями этой служебной части речи, состав которой постоянно пополняется.

Он растёт за счёт союзов (а, и, да, либо, ли), наречий (точно, прямо, едва, уж), местоимений (что, всё) и даже глаголов (вишь, бишь, пускай, давай, почти, нибудь). Такие частицы по своему происхождению считаются производными. Собственно частиц не очень много, самые известные - это НЕ, НИ, ЖЕ, ВОТ, ВОН, -КА. Эти частицы являются непроизводными.

По своему составу частицы делятся на простые и составные. Когда частица состоит из одного слова, то она называется простой (Вот незадача! Куда же она делась?). Если из двух слов, реже из трёх, то она уже составная (Как раз тебя я искала. А то нет?).

Только сравнивая похожие слова в определённом контексте, можно правильно определить, где сама частица, а где её омоним - союз или наречие. Выяснять различия лучше всего в предложении, потому что у частиц и их "двойников" здесь сразу проявляются особые свойства.

Для примера возьмём четыре предложения: Мир очень большой и очень красивый. И Москва не сразу строилась. Она объясняла всё просто и понятно. Просто я заблудился в незнакомом месте.

В первом предложении союз И связывает два однородных составных именных сказуемых "большой" и "красивый". Во втором - частица И усиливает значение подлежащего "Москва". Союзы связывают не только однородные члены, но и части сложного предложения. А частицы не могут быть средством связи, они играют совершенно другую роль: вносят дополнительные смысловые оттенки или помогают образовать форму слова, но об этом чуть позже. В третьем предложении наречие ПРОСТО зависит от сказуемого "объясняла" и выполняет роль обстоятельства образа действия. В четвёртом - частица ПРОСТО не является членом предложения, к ней нельзя поставить вопрос от сказуемого "заблудился", и она только усиливает смысл предложения.

Мы используем частицы практически в каждом предложении, но часто не замечаем этих маленьких "тружеников" языка. А без них нельзя обойтись, особенно в разговорной речи, где они объединяются друг с другом и становятся составными: Вот так задачка! Ай да Петька, милый плут! Вот и кончились уроки...

Быстро запоминаются и легко узнаются формообразующие частицы, их немного:

БЫ, Б служат для образования форм условного наклонения глагола, имеют значение возможности, предположительности действия, могут занимать в предложении разное место (Был бы я волшебником, я бы сделал всех людей счастливыми.);

ДА, ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ, ПУСКАЙ, ПУСТЬ помогают глаголу образовать форму повелительного наклонения и иногда действуют заодно с частицей КА, выражающей смягчение требования или просьбы: ДАЙ-КА, ДАВАЙ-КА, ДАВАЙТЕ-КА, ДАЙТЕ-КА, НУ-КА (Да здравствует мир на планете! Дай-ка книгу почитать.).

Нельзя забыть и частицы, которые помогают образовывать некоторые сравнительные формы имён прилагательных и наречий. Составная сравнительная степень у прилагательных и наречий образуется с помощью частиц БОЛЕЕ, МЕНЕЕ: более сильный, менее быстрый; более быстро, менее сильно. А составная превосходная у прилагательных требует наличие частиц САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ: самый сильный, наиболее быстрый, наименее удачный).

Есть элементы, которые считаются словообразовательными по своей сути: -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-, НЕ-, НИ-. Они участвуют в образовании неопределённых и отрицательных местоимений и наречий. Эти "строительные кирпичики" утратили свою принадлежность к частицам, так как перестали быть отдельными словами.

И всё же чаще всего мы имеем дело со смысловыми частицами, в некоторых школьных учебниках они называются модальными. Их виды по значению особенно многочисленны, и самое главное - трудно запоминаются. Итак, приготовьтесь! В начале таблицы указаны частицы, наиболее употребительные в речи. В самом конце приводятся три группы частиц, часто не попадающие в привычную классификацию.

Разряды частиц

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ служат для выражения вопроса

Неужели, ужели, ужель, разве, ли, ль, что ли

Неужели вы ушли? Ужели близок час свиданья? Ужель та самая Татьяна?.. Разве ты болен? Не закрыть ли окно? Ты ль вчера приходил? Пойдём, что ли?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения эмоций

Что за, как, вот так, вот и, уж и, ишь как, ишь какой, ну, ну и, просто

Что за прелесть, эти сказки! Как красиво кругом! Вот так чудеса! Вот и верь им! Уж и молодец! Ишь как раскричался! Ишь какой смелый! Ну красота, так красота! Ну и денёк! Просто прелесть!

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ служат для указания на предметы, явления, события

Вот, вот и, вон, это

Вот рощица, вот тропинка. Вот и конец. Вон лежит книга. Это стол накрыли к обеду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ служат для выражения отрицания

Не, отнюдь не, вовсе не, далеко не, ни, нет, никак нет

Не могу спать. Отнюдь не жаркий день. Вовсе не ты виноват. Далеко не бедный человек. Ни с места! Нет, не уходите! - Готов? - Никак нет.

УСИЛИТЕЛЬНЫЕ служат для усиления отдельных слов

Ведь, даже, и, же, уж, ох уж, всё-таки, а всё ж таки, всё, ни, да и

Ведь я говорил вам. Даже ты против. Она и не думала уходить. Чем же заняться? Уж вы знаете. Ох уж этот Федя. Он мне всё-таки друг. А всё ж таки она вертится! Она всё вяжет и вяжет. Ни слова не сказал. Да и мы пойдём домой.

УТОЧНЯЮЩИЕ служат для уточнения смысла отдельного слова

Именно, как раз, ровно, точно, прямо, приблизительно, чуть не, совсем

Именно она готова идти за тобой. Как раз сегодня ты очень нужен. Я жду тебя ровно в пять. Ты точно как дедушка. Он прямо смеётся в глаза. Приблизительно в апреле начнём подготовку к выпускному. Я чуть не потеряла деньги. Он совсем замёрз.

ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ служат для выделения и ограничения слов

Только, лишь, только лишь, один лишь, всего лишь, разве что, исключительно, почти, -то, хоть, хотя бы

Только во время работы я отдыхаю. Лишь он может помочь. Мы были там только лишь раз. Один лишь я остался. Всего лишь раз сады цветут. Я не буду ужинать, разве что чаю попью. Доверяли почту исключительно ему. Почти всё готово. Только Он-то не знал. Хоть воды напиться. Хотя бы раз ты прислушался к советам старших.

СО ЗНАЧЕНИЕМ СОМНЕНИЯ служат для выражения сомнения

Едва ли, вряд ли, как бы, вроде, разве что, вишь

Едва ли теперь найдёшь грибы. Вряд ли мы сможем здесь пройти. Как бы чего не вышло. Она вроде обещала приехать. Разве что борща сварить. Вишь, что выдумал.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Будто, будто бы, словно

Будто я один виноват! Где-то будто бы слышны раскаты грома. Волны на Байкале словно на море.

УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ

Да, так, ладно, хорошо, так точно, вот именно, а как же, определённо

Да, нехорошо получилось. Так, допустим. - Сделаешь? - Хорошо. - Выполняйте приказ! - Так точно! - Мы согласны с вами. - Вот именно. - Свет выключен? - А как же! - Вы готовы? - Определённо.

СО ЗНАЧЕНИЕМ ЧУЖОЙ РЕЧИ

Якобы, мол, дескать, -де

Отец говорит, что якобы я его обидел. Ты, мол, не хотел. Объясняла, что, дескать, я не такой, как они. Смеялись, что вот-де шалопутный, а туда же лезет!

Жаль, что учёные и методисты так не пришли к единой классификации частиц, поэтому в одних школьных учебниках называют всего пять разрядов, в других восемь. Как быть учителю и ученикам? Вопрос риторический!

Литература

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., Цапукевич В.В. Современный русский язык. Изд. 2, доп. и перераб.: изд-во "Высшая школа". - М., 1964. - С. 264-267.

2. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология). Изд. 2, стереот. - М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003. - С. 436-442.

3. Дудников А.В., Арбузова А.И., Ворожбицкая И.И. Русский язык: Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений. - 7 изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 217-228.

4. Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). - М.: Грамотей, 2002. - С. 260-268.

5. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996. - С. 127-137.

6. Булатникова А.Е. Особенности изучения частиц / Русский язык в школе. - 1981. - № 1. - С. 56-59.

7. Соколова Г.П. Ещё раз про НЕ и НИ... (Формирование орфографического навыка на уроках повторения) / Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 15-23.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство