13.06.2024

Творческий проект на тему "поэты родного края". Исследовательский проект на тему "Роль поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина" Проблемный вопрос проекта


  • ПРОЕКТ
  • ПО ТЕМЕ:
Анкетирование
  • 72 учащихся приняли участие в анкетировании. Из них 5 человек знают поэтов нашего края, а остальные ни одной фамилии не назвали.
ПРОБЛЕМА:
  • «Отсутствие у учащихся школы знаний о знаменитых
  • поэтах малой родины»
Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Помочь глубже изучить жизнь и творчество поэтов родной земли;
  • Показать величие русского народа и духовную красоту в произведениях этих авторов;
  • Доказать, что произведения Семилукских поэтов являются отражением местного быта, культуры, природы.
ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ КЛИМОВ
  • Родился в 1947 г. в Каменной Степи Таловского района Воронежской области в небольшом поселке Шишлянников. После окончания средней школы поступил в Воронежский политехнический институт. Работал на предприятиях Воронежа, прошел путь от инженера до главного конструктора спецмашиностроения.
Виктор Тихонович Кулаков (1941)
  • Родился 9 мая 1941 года в с.Девица Семилукского района. Закончил с золотой медалью Стрелицкую среднюю школу. Поэзией увлекается с юных лет, участвовал в пяти творческих смотрах –конкурсах. В данное время проживает в г. Москве, но он частый гость в нашем поселении.
Смирнов Владимир Васильевич
  • Родился в г. Орехово-Зуево Московской области в 1938 году. В 1957 окончил Староскольский геолого-разведочный техникум. Увлечения: спорт, литература. Стихи пишет с юности. С 2000 г. живет в с. Девица, Семилукского района Воронежской области. Активный участник литературных мероприятий.
.
  • Родилась 1 апреля 1961 года в селе Девица Семилукского района. Более 15 лет работала бухгалтером в Семилукском торге, сейчас работает в г. Воронеже, но места жительства менять не собирается, так как любит свой родной уголок .
Валерий Фёдорович Гомонюк (1948-2006)
  • Родился в 1948 году в селе Девица Семилукского района Воронежской обл. В 1967 году окончил Семилукскую среднюю школу. Стихи пишет со школьной скамьи. Печатался в газете < Советская армия > и др. Неоднократно его произведения звучали на Воронежском радио. Является автором 4 сборников стихов и песен. Валерий Федорович посещал и нашу сельскую библиотеку. Так в 2006 году 23 февраля прошла встреча с поэтом, на которой звучали его песни и стихи. В декабре 2006 этого замечательного человека не стало.
Паршин Василий Петрович (1927-2012)
  • Родился в 1927 году в селе Петропавловка Острогожского района Воронежской обл. После окончания школы работал учетником в тракторной бригаде. Все страшные годы войны всю семью, 10 детей и мать фашисты загнали в контракционный лагерь. 16-летним юношей записался в истребительный батальон и с карабином в руке очищал леса и деревни от фашистских захватчиков. В 1952 году женился в Москве, воспитал 3 детей,всем дал высшее образование.В 2012 году в возрасте 85 лет остановилась жизнь этого замечательного человека.

Исследовательский проект на тему "Поэты родного края"

    Иванова Р.А, учитель начальных классов

    Михайлова Л.А учитель начальных классов

    Чибугаева Елена Петровна учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

    Введение

    Этапы жизни и творчества Ямщикова Г.П.

    Особенности произведений поэта

    Результаты социологического опроса

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Мальчишка, обездоленный войной,
Я вырос горемычным сиротой,
Я с детства голод с холодом познал
И, сколько стоит лихо, испытал.

Г.П.Ямщиков

Введение

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего села, которая складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для них, поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.

Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.

На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.

Актуальность и выбор темы определяется, прежде всего, новизной, не изученность данной темы, а также неугасающим интересом современных исследователей к творчеству малоизвестных авторов.

Гипотеза

Пропаганда творчества поэтов-земляков способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.

Цели исследования : изучить жизнь и творчество поэта Ямщикова Г.П., вызвать интерес учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привить любовь к родному краю.

Задачи:

    Изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Ямщикова Г.П., познакомиться с его творчеством.

    Выявить основные темы произведений, их идейное содержание.

    Приобщить учащихся к культуре нашей малой родины.

Объект исследования: литературное наследие поэтов села Тихоново.

Предмет исследования : творчество поэта Г.П.Ямщикова.

Методы исследования : поисковый, анализ, анкетирование, беседа и интервью, обобщение.

Этапы работы над проектом:

    Организационный

    Определение темы

    Разработка плана работы

    Практический

    Работа с источниками

    Анализ литературных произведений

    Проведение социологического опроса

    Подведение итогов, оформление результатов.

Практическая значимость : материалы проекта могут быть использованы на уроках литературного чтения, а также классных часах.

Глава 1.

      Этапы жизни и творчества поэта Ямщикова Г.П.

2015 год, как известно, объявлен в России «годом литературы» ». В связи с этим нам хотелось познакомиться с творческой личностью не только, жившей и творившей свои произведения в одно с нами время, нашим современником, но и поэтом, нашим земляком.

Ямщиков Г.П родился в селе Сихтерма Алькеевского района Татарской АССР. Закончил ремесленное училище, служил в армии работал электриком на заводе, в метрологии и автоматизации бумажной промышленности на Байкале и Братске. Стихи начал писать в 40 лет. В село Тихоново приехал в 2001 году. Построил дом, посадил сад, вырастил сына.

Ямщиков Г.П. в этот период не только пишет, но и принимает активное участие в общественной жизни села, становится депутатом Сельского совета, участвует во всех культурных мероприятиях. Его с радостью приглашали в школу, библиотеку, на встречи с жителями.

Жизнь в селе Тихоново отразилась в сборнике его стихов «Добростишки». Своими произведениями Геннадий Петрович Ямщиков стремился не только сказать о том, что его волнует, но и доставить удовольствие, принести радость своим близким, родным и друзьям.

Сборник «Добростишки» был выпушен в 2008 году. Как человек в высшей степени чуткий, он не мог в момент «перестройки», оставаться в стороне, поэт много размышляет о судьбе своей Родины, стихи этого периода проникнуты болью за родную страну.

      Особенности произведений поэта

Основная тема стихотворений Ямщикова – горячая любовь к родной земле. Большая часть произведений посвящена природе, боли за Родину, наполнена гордостью за нее. Человеку необходима связь с его малой Родиной, считает автор. Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна и богата его земля:

И в память Тихона святого

Селение наше окрестили.

Храм расписал от стен до окон

Елабужский Иван Осокин,

А службу вел,первейшим из попов

Александр Петрович Казаринов

Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. В каждой строчке он обращается к своим землякам, родному краю, воспевает его красоту: «Дорогое село, не воспетое в песнях, Я смотрю на тебя и любуюсь тобой».

Стихи поэта наполнены любовью к своей стране, душевной пылкостью, малой родине, ее природе. С помощью слова Ямщиков воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села. Природа – часть его души. Край, ставший родным для поэта, притягивает своей неброской красотой, которую он видит в каждом деревце, в каждой травинке. Затрагивает автор и актуальную сейчас тему экологии:

Ель срубил ты бесполезно?

Здесь всего один ответ:

От браконьерства пользы нет!

Не рубите меня, молодую, не рубите.

Не губите меня, люди, не губите.

В своих стихах поэт старается раскрыть «вечные» темы, желая показать, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, невзгоды.

Не обошел поэт стороной и тему войны. Тема войны и мира является одной из основных тем русской словесности с самого начала её существования. Ямщиков Г.П. пишет о не вернувшихся с поля боя, о детях, оставшихся сиротами: «Всё испытали обездоленные дети, Ведь невернувшихся с войны отцов- две трети».

Припомним про сестёр и матерей,

Они в цехах, полях и на лесоповале,

Не хуже танков, самолётов, кораблей,

В тылу победу над врагом ковали.

Произведения Ямщикова Г.П. отличает легкость, удивительная мелодичность и в то же время лаконичность. Его лирика неброская, ненавязчивая, поэт пишет так, как чувствует. Большинство произведений автора небольшие по объему, но тем не менее они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.

Стихотворения Ямщикова оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться.

Надо в жизни приветствовать радость,

От себя гнать беду и печаль,

Чтобы стала счастливою старость,

Чтобы прошлого было не жаль.

Когда читаешь эти стихи, возникает желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами. Знакомство с произведениями Ямщикова, несомненно, позволит приблизить наше поколение к литературному богатству родного края. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэта в течение жизни.

Итак, в ходе анализа произведений нами выделены три основные темы творчества поэта:

    Тема Родины

    Природа, экология,

    Тема Великой отечественной войны.

Глава 2

Результаты социологического опроса

Среди учащихся 1-4 классов школы села Тихоново был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов, живших на территории села.

Анкетирование учащихся (1-4 классы).

1. Каких поэтов нашего села вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Мольба ”, “Тихоновский вальс ”, “Ветеранам Великой Отечественной войны ”, “Вперед, Россия ”, «Песня о Менделеевске».

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэта Геннадия Петровича Ямщикова?

После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.

Результаты анкетирования учащихся 1-4 классов .

Из 26 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –22чел.

– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 22 чел.

– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 26 чел.

Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы.

Заключение.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута, мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.

Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

Перспективы дальнейшей работы.

    Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.

    Организовать литературную встречу с участием поэтов села.

    Выпуск поэтической тетради со стихотворениями авторов нашего села и иллюстрациями учащихся школы.

Список использованной литературы:

    Газета “Окно в Тихоново ” 2009 г.

    Сборник «Добростишки» 2008г.

    Сборник «Добростишки» 2009г.

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»
Проектная работа «Сборник стихов юных поэтов»
Автор работы: учащаяся 7а класса Санаева Дарья Руководитель: Учитель русского языка и литературы Владыкина Марина Леонидовна
п. Балезино-3, 2015 год

Слайд 2

Актуальность проекта
Актуальность нашего проекта заключается в том, чтобы дать возможность учащимся и учителям узнать больше о творческих способностях наших детей
Нам также хочется уделить особое внимание слову, поэтическому слову, и обратить взоры детей и учителей на живое общение, на общение с юными поэтами, чьи первые пробы пера появятся в сборнике.

Слайд 3

Цель проекта: создание сборника стихотворений учащихся нашей школы «Яркие звездочки». Задачи: «найти» начинающих поэтов среди учащихся нашей школы; изучить общественное мнение по поводу издания сборника стихов; включить юных поэтов школы в практическую деятельность по созданию сборника; отобрать лучшие стихотворения поэтов для публикации в сборнике; продумать дизайн сборника, создать его электронный вариант; подсчитать материальные затраты на издание сборника; обратиться к заинтересованным лицам с просьбой поддержать проект сборника.

Слайд 4

План реализации проекта Исходя из поставленных целей и задач, мы составили следующий план работы над проектом: I.ПРОБЛЕМА: определение темы, цели, задач проекта, его актуальности. II. ПЛАНИРОВАНИЕ: изучение этапов работы над проектом. III. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ: информацию, необходимую для проекта, нужно найти и систематизировать. IV.ПРОДУКТ - создание сборника стихов юных поэтов нашей школы. V.ПРЕЗЕНТАЦИЯ: защита проекта - представление, показ своего проекта. VI. ПОРТФОЛИО - сбор папки с рабочими материалами проекта.

Слайд 5


1 Поиски начинаются… Много ли у нас в школе юных поэтов? Нужен ли сборник со стихами наших учащихся? 1)Поиск среди учащихся нашей школы ребят, которые пишут стихи. 2)Изучение мнений учащихся по поводу издания сборника ученических стихотворений. С 26 по 30 января 2015 года

Слайд 6

Этапы работы над созданием сборника
№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
2 Собираем материал… Что мы узнали о наших юных поэтах? Что из себя будет представлять сборник? 1) Интервью с юными поэтами. 2) Отбор и редактирование стихотворений для сборника. 3) Выбор дизайна сборника. 4) Набор и вёрстка стихотворений для сборника. 5) Окончательная обработка подготовленных для сборника материалов. Февраль 2015 года

Слайд 7

№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
3 Издаем сборник со стихами… Сколько будет стоить издание нашего сборника? Кто нам поможет в его издании? 1)Подсчёт материальных затрат на издание сборника. 2)Обращение к заинтересованным лицам с просьбой поддержать проект сборника. 3)Издание сборника ученических стихотворений. Март 2015 года
Этапы работы над созданием сборника

Слайд 8

Бюджет сборника стихов
С учетом количества листов в сборнике и с учетом стоимости его распечатки стоимость одного сборника составила 66 рублей 24 копейки. Тираж нашего сборника – 11 экземпляров: 9 штук получают в подарок наши юные поэты, 1 сборник предназначен для школьной библиотеки, 1 – для музея. Итак, бюджет издания нашего сборника тиражом 11 экземпляров - 728 рублей 64 копейки.

Слайд 9

№ Название этапа Вопрос-проблема Виды деятельности по решению поставленной проблемы сроки
4 Делимся своими успехами… Как презентовать проектную работу и его продукт? 1)Подготовка и защита проекта на научно-практической конференции. 2)Презентация сборника стихов юных поэтов «Яркие звездочки» в литературной гостиной «Паруса надежды», посвященной Дню поэзии. 28 марта 2015 года 31 марта 2015 года
Этапы работы над созданием сборника

Ольга Прокопьева

1. Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

Программное содержание

Расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;

Сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей , живущих в нем;

Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил , способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города ;

Расширить знания о литературном наследии поэтов г . Шимановска;

Развивать творческие способности детей.

2. Актуальность реализуемого проекта

Актуальность данного проекта заключается в том , что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города , района, области, края.

Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города , можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины . А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу , селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.

Проблема проекта :

Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами :

Краткость доступной информации по истории своего края;

Слабое знание творчества местных поэтов , которые пишут о нашем городе .

У детей поверхностные представления о культуре родного города .

У детей имеются представления о родном городе , но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города , о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города , его непохожесть на другие города .

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов , музыкантов, художников нашего города , формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Вариант решения проблемы :

Собрать информацию о людях нашего города , пишущих стихи;

Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города ;

Создать электронную презентацию о поэтах нашего города ;

Выступить на собрании перед родителями с проектом ;

Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;

Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук) ;

Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города » , «Благодарю деда за Победу» , «Культурное наследие наших земляков» .

Цель проекта :

1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;

2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города ;

3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах ;

4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города

6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города , воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям . Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города .

Воспитательные :

Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.

Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.

Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта) .

Образовательные и развивающие :

Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;

Развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);

Предварительная работа

Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;

Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;

Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город » ;

Организовать выставку детских рисунков;

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов , музыкантов г. Шимановска;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города ;

Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города » ;

Провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием» .

Гипотеза :

Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.

Участники проекта :

Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.

Ожидаемый результат

Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.

В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах , художниках, обычаях и традициях;

Календарный план проекта

Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)

октябрь Анкетирование педагогов и родителей

Объявление старта проекта . Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта , распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта

Тематические занятия :

«Наш любимый город »

«Спасибо деду за Победу»

«Что такое культура»

«Моя семья»

Посещение краеведческого музея г. Шимановска

Занятия в музее Выставки рисунков

Конкурс родительских презентаций

Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста

декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров

«С. П. Повный – учитель и поэт »

«Строители БАМА – поэты г . Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г . Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой

Составление альбома «Стихи поэтов г . Шимановска для детей»

январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках . Фотоотчёт.

Знание стихотворений поэтов – земляков .

февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников

Просмотр картин. Альбомы

«Поэты нашего города » «Художники нашего города »

март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.

Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций

Альбом «Народный театр»

апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему

Оформление результатов проекта

Анкета для педагогов и родителей

Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин» , «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города , края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города , края?

Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?

Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города , края?

Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе ?

Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники

Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?

Мы поговорили с организатором и вдохновителем проекта Андреем Орловским о рэп-баттлах, месте поэзии в России и о том, с чего начать молодому поэту, чтобы добиться признания.

Летом 2017 года интернет взорвал баттл Oxxxymironа и Гнойного. Впервые за долгое время о поэтах заговорили все: от подростков до ученых-филологов. По твоему мнению, это была единичная вспышка или же нас ждут новые прорывы в общественный и медийный дискурс людей, подобных им?

Все заговорили не о поэтах, а о баттл-рэпе. В контексте обсуждения конкретного баттла между Оxxxymironом и Гнойным на рэп-культуре акцентируют свое внимание абсолютно все СМИ, на поэтических отсылках, промелькнувших в раундах - далеко не каждое. Независимо от того, кто кого в этом баттле победил, таким медийным результатом баттл обязан исключительно Мирону Федорову: он очень долго молчал до него, аккумулируя внимание своих слушателей, он его инициировал, и исключительно поражение Мирона является причиной такого шума. Из всего сказанного выше следует простой вывод: если сейчас появится кто-то, кто перенаправит информационную энергию в поэтическое русло - тогда эта вспышка сыграет на руку отечественной литературе, практически отлученной от больших медиа, если такого человека не найдется - для литературы эта хайп-волна окажется очередной упущенной возможностью.

Звучит довольно пессимистично. Сразу же хочу задать уточняющий вопрос: почему очередной? Можешь привести примеры таких упущенных возможностей из недавнего литературного прошлого?

Любое значимое событие на культурном фронте может стать рукой спасения. Почему бы не поговорить о живой, настоящей, современной поэзии в год литературы? Нет, этого не произошло. Помню, кто-то говорил мне: «Так странно. Я пишу стихи и издаюсь, езжу по городам, на мои концерты ходят люди. Я живу этим и меня окружают те, кто тоже этим живет. Но на сайте, посвященном году литературы, нет никого из нас, как будто бы нас не существует». Кажется, это был Женя Моря, но за примером не нужно далеко ходить: только у меня в 2015-ом году было три сольных тура, один из которых включал в себя больше двадцати городов. Письма моего менеджера тогда проигнорировали все возможные инстанции, притом, что на любом моем концерте людей больше, чем на любом официальном, назовем это так, литературном мероприятии. На смерть СМИ отреагировали одами и мемуарами, хрониками эпохи шестидесятников, но никак не попытками осмыслить текущий дискурс. Скоро будет сто лет со дня написания поэмы Александра Блока. Разговор о том, как откликаются или откликались раньше на поэзии и поэтах те или иные события, может начаться в любой точке, при любой риторике. Но одна или несколько вспышек, сколь бы значимы они ни были, не решают основной проблемы: в данный момент современной поэзии как вида актуальной информации для медиа-индустрии не существует - за исключением, разве что, нескольких фамилий.

У меня следующий вопрос: куда податься начинающему поэту и нужно ли ему становится частью какой-то тусовки или группы?

Этот путь - стать частью какой-то тусовки - кажется правильным: когда ты в группе, ты являешься частью системы культурного кровообращения, обмениваешься мнениями, получаешь критические комментарии и, соответственно, становишься лучше. В теории это может быть интересно, полезно и даже выгодно, но на практике дело обстоит несколько иначе: я общался со многими талантливыми современниками и понял, что свой собственный голос можно отыскать только в обратной от массовости стороне. То есть, отвечая на вопрос, куда податься начинающему поэту, я бы посоветовал не пытаться стать частью какого-то существующего движения (если, конечно, речь не идет о полном совпадении эстетических позиций), а точечно познакомиться с теми людьми, чье мнение и вкус являются авторитетными.

Это уже второй вопрос, в котором встречается слово «нужно», в данном контексте, на мой взгляд, неприменимое. Начинающему автору нужно писать хорошие тексты, больше ничего. Кажется, Довлатов говорил о том, что в литературу попадают по протекции. Ночами на пьяных кухнях можно часами рассуждать о преемственности литературных поколений. Историки, культурологи и литературоведы изучают процессы влияния одних авторов прошлого на других. Интернет уничтожил саму необходимость всех этих изящных и занимательных теорий: когда у автора есть прямой доступ к своей аудитории, то одобрение мэтров, профильные тусовки, консолидация с вероятными единомышленниками - это уже не «нужно», а «можно, если хочется».

Хороших текстов в интернете много. Но чтобы автору состояться, желательно все-таки опубликоваться в серьезных литературных журналах. Признание массовой аудитории - это одно, а подборка в том же «Арионе» - это другое. Или же нынешнее столетие внесло и сюда свои коррективы?

Начиная этот разговор, нужно точно определить критерии, которые позволяют судить, состоялся автор или нет. Кто более состоявшийся - Леха Никонов, панк, наркоман, человек, не выпустивший ни одной книги в большом издательстве, но при этом имеющий широкую аудиторию и авторитет в кругах молодых поэтов или же, например, какой-нибудь Владимир Бояринов, который со всем своим списком изданий, официальных статусов и наград, не помещающимся в одном абзаце, пишет мертвые тусклые вирши? Общаясь с московскими интеллектуалами, я часто сталкиваюсь с позицией, когда словосочетание «массовая аудитория» употребляется с негативной окраской. Попытаемся разобраться: как эту массовую аудиторию завоевать?

Вариант первый - маркетинговым расчетом, когда автор пишет, точно понимая, куда своими словами бьет, какую цель преследует. Такие случае единичны, поэтому рассмотрим вариант второй и основной - внимания читателей добиваются энергией и искренностью, то есть теми качествами, которые делают поэзию по-настоящему живой. И если силы голоса хватает на то, чтобы быть услышанным, то этому голосу можно только позавидовать. А про всякие творческие группы и отношение к ним очень хорошо писал еще Набоков: «В этом мирке, где царила грусть и гнильца, от поэзии требовалось, чтобы она была чем-то соборным, круговым, каким-то коллективом тлеющих лириков - и меня туда не тянуло».

Расскажи про свой проект. С чего начинали, чего добились и к чему стремитесь?

С чего начали: «Живые поэты» начинались как моя личная версия литературной карты СНГ. Почти десять лет своей жизни я провел в дороге, выступая с чтениями в разных городах. Всего откатал восемь концертных туров по СНГ, последний из которых - тур в защиту книги «#спички. дорога домой» - включал в себя 42 города трех стран. В этом долгом трипе я знакомился с местными авторами - мы вместе выступали, писали, редактировали тексты друг друга, очень много говорили о том, что такое поэзия, и том, что значит быть настоящим поэтом. Ученые и маргиналы, рэперы и рокеры, священники и программисты - это совершенно разные люди, которые пишут совершенно разные тексты. Но общая черта, думаю, есть: в большинстве своем они никак не вовлечены в общий культурный процесс, их отношения с литературой похожи на отношения отшельников с богом - они говорят с ним напрямую, без посредников в виде специализированных институтов-церквей (в случае с литературой - редакций, журналов, издательств, критиков и так далее). Соответственно, положение вещей такое: есть много талантливых людей, которые никак не интегрированы в современную литературу, а это значит, что им нужна своя площадка. В июле 2015-го года я принес эту идею в редакцию сетевого издания m24.ru, она была хорошо принята - так появился проект «Живые поэты».

Купить книгу В избранное В избранном

И про то, чего добились: я уже говорил в каком-то интервью, что у нас есть какие-то цифры, по которым можно судить об относительной успешности: несколько десятков тысяч заявок, три сотни текстов авторов из 80 городов и пятнадцати стран, а также почти 30 000 человек в социальных сетях. Идея активно поддерживается другими - к проекту присоединились довольно известные люди (тот же Oxxxymiron, о котором мы говорили раньше, Саша Гагарин из «Сансары»), на концерте, посвященном нашему двухлетию, было 250 человек, а в СМИ о нем вышло более 50 публикаций. Но главное достижение «Живых поэтов» в том, что они существуют - существуют, несмотря ни на что.

К чему стремимся: проект «Живые поэты» отражает ту систему ценностей, те эстетические взгляды, о которых мы говорили с тобой раньше в этом интервью. Лично я считаю (предупреждаю, что это предвзятая точка зрения родителя к ребенку), что все тексты, опубликованные в проекте - даже детские, неровные, рефлексичные, с очевидными ошибками - это в некотором смысле энергетические подарки читателям. И что эти стихи могут не только инициировать в читателях новые мысли или чувства, но и стать для них откровениями. Если перед проектом и стоит какая-то цель, то это популяризация живой современной поэзии. Осенью мы хотим запустить краудфандинговую кампанию, зимой издать книгу лучших текстов проекта за два года, весной организовать большой фестиваль, который, надеюсь, станет ежегодным.

Давай так - и твои, и те, что вы отбираете.

Итак, мои любимые авторы и любимые книги. Отвечая на вопрос о них, я всегда называл несколько: Бунина, «Интервью с профессором Y» Селина, «Диалоги с Иосифом Бродским» Соломона Волкова, «Тупой панк-рок для интеллектуалов» Спирина, «Тропик рака» Генри Миллера, «Нулевые» Никонова, де Сент-Экзюпери, Станиславского, «Роман с кокаином» Агеева и «Искусство войны» Сунь-цзы. Кроме вышеназванных авторов я люблю читать Гайто Газданова и Владимира Набокова, Бориса Рыжего и , и , Солженицына и Аллена Гинзберга. Из ныне здравствующих: Алессандро Барикко, Светлана Алексиевич, Милан Кундера, Евгений Алехин, Томас Венцлова и Женя Бабушкин. Отношусь неоднозначно, но иногда читаю , Ричарда Баха, и .

И про вторую часть твоего вопроса: каких авторов и какие стихи мы любим и кого публикуем в проекте «Живые поэты». Я уже говорил об этом в других интервью: ответить на него однозначно невозможно - четких критериев нет и быть не может. Мы не очень-то ценим рефлексичное нытье и психо-эмоциональные вспышки, не любим пошлый юмор и заумные современные верлибры, архаистический язык, банальности и глагольные рифмы. Редакторы «Живых поэтов» много внимания уделяют ритму и стилю, внутренней энергетике текстов и актуальности поэтического языка.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство