31.10.2021

Порядок работы с наличными денежными средствами. Порядок работы с денежной наличностью по обслуживанию населения


Глава 4 НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Организация обращения наличных денег Прогнозирование на­личного денежного оборота

Все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные де­нежные средства в кредитных организациях на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы органи­заций подлежат сдаче в кредитные организации для последующе­го зачисления на счета этих организаций.

Денежная наличность сдается организациями непосредственно в кассы кредитных организаций или через объединенные кассы при организациях, а также организациям связи и для перевода на соответствующие счета в кредитные организации. Наличные де­нежные средства могут сдаваться организациями на договорных условиях через инкассаторские службы кредитных организаций или специализированные инкассаторские службы, имеющие ли­цензию Банка России на осуществление соответствующих опера­ций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств устанав­ливаются обслуживающими кредитными организациями каждой организации по согласованию с их руководителями исходя из не­обходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы кредитных организаций.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи орга­низациям наличных денежных средств:

Для организаций, расположенных в населенном пункте, где имеются кредитные организации или организации связи - еже­дневно в день поступления наличных денежных средств в кассы организаций;

Для организаций, которые в силу специфики своей деятель­ности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкас­сации или вечерней кассы кредитных организаций не могут еже­дневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные сред­ства в учреждения банков или организаций связи - на следу­ющий день;

Для организаций, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или организаций связи, а также находя­щихся от них на отдаленном расстоянии - один раз в несколько дней.

В кассах организаций могут храниться наличные денежные сред­ства в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их кредитными учреждениями по согласованию с руководителями организаций.

Лимит остатка наличных денежных средств в кассе устанавли­вается кредитными организациями ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятель­ности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денежных средств в кассе организация представляет в кредитную организацию, осу­ществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, расчет на уста­новление предприятию лимита остатка кассы и оформление раз­решения на расходование наличных денег из выручки, поступа­ющей в его кассу. Данный расчет составляется по форме № 0408020 (прил. 5).


Организации обязаны сдавать в кредитные организации все наличные денежные средства сверх установленных лимитов ос­татка наличных в кассе. Организации могут хранить в своих кассах наличные денежные средства сверх установленных лимитов толь­ко для выдачи заработной платы, на выплаты социального харак­тера и стипендии не свыше трех рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - до пяти дней), включая день получения денежных средств в кредитной организации. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денежных средств сдаются в кредитные организации.

Организации не имеют права накапливать в своих кассах на­личные денежные средства для осуществления предстоящих рас­ходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Для определения объема, источников поступлений наличных денежных средств в кассы кредитных организаций и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в облас­тях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации со­ставляется прогноз кассовых оборотов на квартал.

Кредитные организации осуществляют проверки соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с Денежной наличностью, установленного Банком России.

Круг организаций, подлежащих проверке, определяется руководителем кредитной организации в зависимости от объема на­лично-денежного оборота и имеющейся информации о соблюдении организациями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.

Для осуществления проверки:

Выбираются сведения о произведенных в течение проверяе­мого периода операциях по поступлениям (зачислению) на счета организации в кредитной организации наличных денежных средств и их выдачам (списанию) из кассы кредитной организации;

Уточняется сумма установленного лимита остатка денежных средств в кассе;

Наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы организации и его условия;

Согласованный порядок и сроки сдачи выручки в кредитную; организацию.

Полученные результаты оформляются справкой об итогах про­верки соблюдения организацией порядка работы с денежной на­личностью.

В ходе проверки организации рассматривается:

Полнота оприходования денежной наличности, полученной в кредитной организации;

Полнота сдачи денежных средств в кассу;

Сверяются суммы и даты сдачи наличных денежных средств в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными и записями в кассовой книге выясняются причи­ны такого расхождения;

Соблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования поступающих в кассу организации наличных денежных средств;

Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами;

Соблюдение установленного кредитной организацией лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации;

Ведение кассовой книги и других кассовых документов.

По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству организации по 1 устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.

Справка по результатам проверки составляется в трех экземп­лярах и подписывается руководителем, главным бухгалтером орга­низации и представителем кредитной организации (проверяющим).

Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем кредитной организации или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается организации, второй - оста­ется в банке. При установлении фактов нарушений порядка рабо­ты с денежной наличностью первый экземпляр справки направ­ляется налоговому органу по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодатель­ными и иными нормативно-правовыми актами Российской Фе­дерации.

«Как верно снимать денежные средства с расчетного счета?» - это один из главных вопросов, который задает себе каждый предприниматель. В соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 07 октября 2013 г. №3073-У «Об осуществлении наличных денежных расчетов» индивидуальные предприниматели и юридические лица могут использовать наличные денежные средства на строго определенные цели.

Использование наличных денежных средств возможно для следующих целей:

  • выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
  • выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
  • выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
  • оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выдачи наличных денег работникам под отчет;
  • возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
  • выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом).

С 1 июня 2014 года действует новое Указание Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 года №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». На основании данного указания индивидуальные предприниматели теперь не обязаны вести кассу и формировать приходные и расходные кассовые ордера.

В тексте указаний сказано: «индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

Таблица №1 - Основные изменения о порядке расходования наличной выручки и соблюдения лимита наличных расчетов с 2014 года.

Суть изменений

Уточнен порядок

Порядок не установлен

Предприниматель может расходовать наличную выручку на свои нужды, не

Суть изменений

расходования наличных денег предпринимателем

связанные с предпринимательской деятельностью.

Выплата производится без ограничения лимита.

Изменен перечень выплат гражданам из наличной выручки

Расходовать наличную выручку можно:

– на зарплату и иные выплаты работникам (в т. ч. социального характера);

– стипендии;

– командировки;

– оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

– выплату за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, которые ранее были оплачены наличными;

– выплату страховых возмещений гражданам.

Из перечня выплат исключены:

– иные выплаты работникам, если это не связано с оплатой труда и социальными выплатами (например, компенсации за использование личного автомобиля);

– стипендии.

Командировочные включены в более широкое понятие – «подотчетные суммы».

При этом соблюдать лимит расчетов наличными не надо в случае выплат работникам:

– в пределах фонда заработной платы;

– социального характера;

– под отчет.

Установлен порядок, когда для расчетов наличными организация или предприниматель должны снять деньги с банковского счета

Порядок не установлен

При расчетах наличными:

1) между организациями, предпринимателями (при соблюдении лимита расчетов);

2) между организацией (предпринимателем) и гражданином:

– по операциям с ценными бумагами;

– по договору аренды недвижимости;

– при выдаче или возврате займа и процентов по нему;

– при проведении азартных игр.

Уточнены правила соблюдения лимита расчетов

Допускается производить расчеты наличными в пределах 100 000 руб. по одному договору.

Размер лимита распространяется на

Максимальный размер расчетов наличными распространяется на расчеты:

– по одному договору, а также по обязательствам, предусмотренным им (вытекающим из него), не только в

Суть изменений

наличные расчеты:
– между организациями;
– между организацией и предпринимателем;
– между предпринимателями.

период действия договора, но и после окончания срока его действия;
– при закрытии банковского счета.

Величина лимита не изменилась. Расчеты с населением можно проводить без ограничения суммы.

Установлен порядок наличных расчетов в валюте

Порядок не установлен

Наличные расчеты в иностранной валюте между организациями (предпринимателями) не могут превышать сумму, эквивалентную 100 000 руб. по курсу Банка России на дату проведения расчетов.

Расчеты в иностранной валюте с населением можно проводить без ограничения суммы.

Порядок ведения кассовой дисциплины регулируется Федеральным законом №54-ФЗ от 22.05.2003 г.

В соответствии со ст.2 ФЗ-54 контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Также существует ряд исключений, когда можно не применять контрольно-кассовую технику.

Таблица №2 - В каких случаях можно не применять контрольно-кассовую книгу:

В каких случаях можно не применять ККТ

Основание

Оказание платных услуг населению

Вместо кассового чека обязательно выдавайте утвержденный бланк строгой отчетности. Перечень услуг населению приведен в классификаторе ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163

Продажа газет, журналов и сопутствующих товаров

Торговля в киоске. Доля газет и журналов в продажах больше 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, выручку от продажи газет, журналов необходимо учитывать раздельно от сопутствующих товаров

Продажа ценных бумаг

Продажа лотерейных билетов

Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте

Обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных организаций во время занятий

Только если эти организации работают по общим основным образовательным программам. То есть организации дошкольного образования и начального, основного и среднего общего образования

Торговля на рынках, ярмарках и выставках

Кроме торговли в магазинах, павильонах, палатках, автолавках, фургонах, контейнерах и других аналогичных торговых местах, обеспечивающих показ и сохранность товара. Применять ККТ придется и при торговле непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений

Разносная мелкорозничная торговля с ручных тележек, корзин, лотков

Кроме технически сложных товаров и продуктов, требующих определенных условий хранения и продажи

Продажа чайной продукции в пассажирских вагонах по утвержденному ассортименту

Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив

Продажа из цистерн пива, кваса, молока, растительного масла, живой рыбы, керосина. Торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами

Прием стеклотары и утиля

За исключением металлолома

Продажа предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний

В культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях или в других местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей

Продажа почтовых марок и других знаков почтовой оплаты по номиналу

Любая деятельность (в т. ч. торговля алкогольной продукцией) в отдаленных или труднодоступных местностях

Кроме городов, районных центров, поселков городского типа. То есть только в сельских поселениях, отнесенных к указанным территориям. Перечень таких территорий утверждается на региональном уровне

Продажа в сельских населенных пунктах лекарственных препаратов через:

Аптечные организации, расположенные в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах

Обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. К таким подразделениям могут относиться: амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики. При условии, что в данной местности нет аптечных организаций

Деятельность на ЕНВД и на патентной системе налогообложения

При условии, что по требованию покупателя вместо кассового чека будет выдан товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий получение денег.

Данный порядок применяется, только если деятельность не подпадает под действие пунктов 2 и 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Сделки, в результате которых не происходит реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ

Например, получение или выдача займа наличными

Функция по проверке кассовой дисциплины на протяжении длительного периода была возложена на банки. В конце 2011 года данная обязанность была с них снята. Одновременно с этим контролировать порядок ведения кассовых операций могли раньше и могут сейчас налоговые органы. (ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Если организация будет признана виновной в нарушении кассовой дисциплины, статьи 15.1 КоАП РФ или ст. 14.5 КоАП, то штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Если привлекается должностное лицо, то от 4 000 до 5 000 рублей, при этом должностное лицо привлекается одновременно с юридическим лицом. Обычно штрафуют руководителя, либо, в редких случаях, лицо ответственное за ведение кассовых операций - старшего кассира, бухгалтера и т.д. Общая сумма штрафа может составлять от 40 000 до 55 000 рублей.

ИП привлекаются как должностные лица, штраф от 4 000 до 5 000 рублей. В кодексе об административных правонарушениях предприниматели приравнены к должностным лицам.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году (Цветаева В.)

Дата размещения статьи: 13.08.2016

Цель деятельности любого предпринимателя - получение дохода. Такой доход поступает либо на расчетный счет, либо в кассу коммерсанта. Второй вариант наиболее распространен. Расскажем, как предприниматель должен работать с наличными деньгами и какая ответственность его ждет в случае нарушений.

Порядок ведения кассовых операций утвержден Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание). В соответствии этим документом кассовыми считаются операции по приему (включая пересчет) и выдаче наличных денег.
Кассовые операции должны вестись в кассе самим предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа его работников. Такое лицо называется кассиром (п. 4 Указания). Со своими должностными правами и обязанностями кассир должен быть ознакомлен под личную подпись. Если кассовые операции у предпринимателя ведут несколько работников, один из них обязательно должен выполнять функции старшего кассира.

К сведению. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом. Делается это таким образом, чтобы вноситель мог наблюдать за его действиями (п. 5.1 Указания).

Индивидуальные предприниматели ведут кассовые операции в упрощенном порядке. Они, в отличие от юридических лиц, могут не устанавливать лимит остатка кассы и, следовательно, не сдавать деньги в банк (п. 2 Указания, п. 1 Письма ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338 "О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов"). Кроме того, они могут не вести кассовую книгу и не оформлять кассовые документы.

Ведение кассовых операций

По общему правилу кассовые операции оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами (формы N N КО-1 и КО-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Вместе их называют кассовыми документами (п. 4.1 Указания). Информация о каждом "приходнике" и "расходнике" вносится в кассовую книгу (форма N КО-4, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Именно в ней учитывается вся поступающая и выдаваемая наличность (п. 4.6 Указания).
Однако для предпринимателей предусмотрено исключение.
Если они ведут учет доходов (иных объектов налогообложения либо физических показателей), то кассовую книгу, "приходники" и "расходники" можно не оформлять. Это означает, что от оформления перечисленных документов могут отказаться следующие категории предпринимателей (Письмо ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338):
- плательщики единого налога на вмененный доход;
- применяющие патентную систему налогообложения;
- применяющие упрощенную систему налогообложения;
- плательщики единого сельскохозяйственного налога.

К сведению. Коммерсанты, применяющие перечисленные налоговые режимы, также освобождены от ведения бухгалтерского учета (п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-11-11/52522).

Предприниматели, работающие на общем режиме налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 54 НК РФ обязаны исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов, расходов и хозяйственных операций. Если такой учет ведется, то, на наш взгляд, оформлять кассовую книгу и кассовые документы не обязательно.
Отметим, что Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден совместным Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002. Там же содержится форма книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Выдача денег под отчет

Отдельно следует остановиться на документальном оформлении выдачи и возврата подотчетных сумм.
Деньги под отчет выдаются на основании письменного заявления работника. Оно составляется в произвольной форме, но должно содержать (п. 6.3 Указания):
- информацию о сумме наличных денег;
- информацию сроке, на который выдаются деньги;
- подпись ИП;
- дату.
Не позднее трех рабочих дней после даты истечения срока, на который выданы деньги (или со дня выхода на работу), подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет (форма N АО-1, утв. Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55) и подтверждающие документы.
Надо сказать, что ни заявление на выдачу денег, ни авансовый отчет не подтверждают выдачу (возврат) подотчетных сумм. Поэтому предпринимателю, который не оформляет кассовые документы, в такой ситуации все же придется составить "расходник" (при выдаче денег под отчет) и "приходник" (при возврате неизрасходованных средств в кассу).

Лимит расчетов наличными

Средства, полученные коммерсантом от предпринимательской деятельности, обычно поступают в кассу. В дальнейшем их можно израсходовать на некоторые текущие нужды или внести на расчетный счет в банке. При этом нужно учитывать, что законодательство устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами. Он составляет 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У)). Причем этот лимит применяется как во время действия, так и после того, как срок действия соглашения истек. Поэтому все деньги, выплаченные уже после окончания срока действия договора (например, штрафы, пени и т.п.), нужно суммировать с основной суммой.

Когда лимит не применяется

Предприниматель может нелимитированно расходовать деньги из кассы на следующие цели (п. 6 Указаний N 3073-У):
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера (например, социальные пособия);
- свои личные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- выдачу работникам денег под отчет.
Также лимит не действует, если коммерсант выдает (получает) деньги при расчетах с обычными физическими лицами (п. 5 Указаний N 3073-У). Но здесь следует иметь в виду, что некоторые наличные расчеты между коммерсантом и "физиками" могут осуществляться за счет наличных денег, только если они поступили в кассу с банковского счета. Речь идет о расчетах:
- по операциям с ценными бумагами;
- по договорам аренды недвижимости;
- по выдаче (возврату) займов и процентов по ним;
- в рамках организации и проведения азартных игр.

Периодические платежи

Отдельно следует сказать о договорах, предусматривающих периодические платежи (например, договор аренды). Если читать п. 6 Указаний N 3073-У буквально, то можно сделать вывод: тот факт, что платежи являются периодическими, значения не имеет. Главное, что они осуществляются в рамках одного договора, а значит, их нужно суммировать. На это когда-то обращали внимание Банк России и МНС России (Письмо от 02.07.2002 N 85-Т, от 01.07.2002 N 24-2-02/252).
Однако с таким подходом можно поспорить. Верховный Суд РФ недавно разъяснил, что п. 6 Указаний N 3073-У "не содержит ограничений на суммирование периодических платежей по одному договору в размере, не превышающем 100 тыс. руб." (Апелляционное определение от 14.04.2015 N АПЛ15-128). Смысл этой туманной фразы уловить довольно сложно, но, по нашему мнению, из нее должен следовать вывод о том, что суммировать периодические платежи по договору не нужно. Впрочем, у проверяющих может быть своя точка зрения. Поэтому при установлении предельного размера расчета наличными мы рекомендуем суммировать периодические платежи по договору. Если их общая сумма приблизится к 100 000 руб., лучше перейти на безналичный расчет.

Замена одного договора несколькими

Чтобы уложиться в лимит, некоторые коммерсанты идут на небольшую хитрость: заменяют один крупный договор на несколько мелких. Подобное решение проверяющие могут квалифицировать как нарушение.

Судебная практика. В один день между заемщиком и заимодавцем было заключено шесть одинаковых договоров займа на сумму 100 000 руб. каждый. В качестве цели займов было указано осуществление платежей, связанных с текущей деятельностью. Также в договорах было сказано, что сумма займа перечисляется на банковский счет.
Однако вместо безналичного перечисления заимодавец снял деньги со счета и передал их представителю заемщика, имеющего одну доверенность на получение денежных средств в размере 600 000 руб.
Таким образом, по мнению налоговой инспекции и судов, в действительности было исполнено единое денежное обязательство - передача наличных денег в сумме 600 000 руб. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.2008 по делу N А28-9126/2007-60/18).

Вместе с тем в схожих ситуациях суды могут принять решение в пользу коммерсантов.

Судебная практика. Поставщик и покупатель в один день заключили между собой восемь договоров поставки яблок на сумму от 48 200 руб. до 97 000 руб. каждый. В тот же день в кассу продавца поступили наличные деньги по всем восьми договорам. Налоговая инспекция, проведя проверку, посчитала, что оплата произведена в рамках одной сделки, и привлекла продавца к ответственности.
Суды с налоговиками не согласились. Из представленных документов (договоров, счетов-фактур, товарных накладных) они сделали вывод, что яблоки были проданы в рамках каждого договора. При этом расчеты наличными деньгами по каждой сделке не превысили 100 000 руб., что подтверждается "приходниками" (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.10.2010 по делу N А78-4550/2010).

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 по делу N А32-171/2009-51/18-9АЖ, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2011 N 18АП-2577/2011.
Приведем еще один пример.

Судебная практика. Между поставщиком и покупателем было заключено несколько договоров о поставке пшеницы:
- от 4 сентября - на сумму 99 990 руб.;
- от 7 сентября - на сумму 99 990 руб.;
- от 8 сентября - на сумму 99 000 руб.;
- от 9 сентября - на сумму 99 000 руб.;
- от 10 сентября - на сумму 99 000 руб.;
- от 11 сентября - на сумму 99 000 руб.
Расчет по всем договорам был произведен наличными в один день - 25 сентября. Общая сумма уплаченных денег составила почти 600 000 руб.
Налоговая инспекция посчитала это нарушением, но суд с ней не согласился. Арбитры указали, что сам по себе факт заключения сходных по содержанию договоров не может служить основанием для вывода о совершении одной сделки и превышении лимита расчета наличными (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2010 по делу N А33-20038/2009).

В общем, при рассмотрении дела многое будет зависеть от деталей и позиции конкретного суда. В связи с этим мы рекомендуем с осторожностью относиться к дроблению договоров с целью соблюдения лимита расчетов наличными. Лучше датировать договоры разными днями и, по возможности, включать в них разные предметы (например, в первом договоре предусмотреть поставку товаров одной номенклатуры, во втором - другой).

Ответственность за несоблюдение лимита

Ответственность за несоблюдение лимита расчетов наличными предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ. Для коммерсантов эта статья предусматривает штраф в размере от 4000 до 5000 руб. Наложить его может налоговая инспекция (ст. 23.5 КоАП РФ).
Важно отметить, что привлечь нарушителя к ответственности можно только в течение двух месяцев со дня нарушения (т.е. со дня совершения сверхлимитной операции). Об этом говорится в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
На практике часто возникает вопрос: кого считать нарушителем? Многие коммерсанты уверены, что таковым является плательщик, а получателя платежа привлечь к ответственности нельзя. Однако на самом деле это не так. Налоговая инспекция может оштрафовать обе стороны договора (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу N А28-2959/2010).

На что можно потратить наличные из кассы?

Цели, на которые можно потратить наличные из кассы, приведены в п. 2 Указания N 3073-У. Коммерсант может направить деньги из кассы:
- на выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- на свои личные (потребительские) нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью;
- на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- на выдачу подотчетных сумм;
- на возврат средств за ранее оплаченные наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

С 1 января 2012 года действует новое Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБР 12.10.2011 № 373-П (далее - Положение № 373-П). С началом действия данного документа утратили силу отдельные нормативные акты ЦБР, на основании которых ранее осуществлялись операции с наличными средствами . О том, что изменилось в порядке ведения кассовых операций бюджетными учреждениями, поговорим в статье.

Бюджетные учреждения, как и другие организации, при осуществлении операций с наличными средствами с 01.01.2012 руководствуются Положением № 373-П. Для начала отметим, что порядок приема, выдачи наличных денег, а также документального оформления кассовых операций, содержащийся в новом документе, по сравнению с прежним порядком, в принципе, не изменился. Однако без новаций все-таки не обошлось. Отдельные моменты в работе с наличными средствами теперь более регламентированы, в отношении некоторых положений, наоборот, организациям дано больше самостоятельности. Прежде чем подробно рассмотреть основные изменения, представим сравнительную таблицу содержания ранее действовавшего порядка ведения кассовых операций и Положения № 373-П.

Прежний порядок ведения кассовых операций Положение № 373-П
Общие положения Общие положения
Организация работы с наличными средствами
Порядок приема, выдачи наличных денег и оформления кассовых операций Порядок приема (выдачи) наличных денег в кассу (из кассы) организации
Порядок ведения кассовой книги и хранения денег Порядок ведения кассовой книги
- Обеспечение порядка ведения кассовых операций
Порядок проведения ревизии кассы и осуществления контроля за соблюдением кассовой дисциплины -
В виде приложений:

Правила определения платежеспособности банкнот и монет Банка России;

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий

-
- В виде приложения: определение лимита остатка наличных денег, который может храниться в кассе юридического лица

Как видно из таблицы, новый порядок ведения кассовых операций уже не содержит требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс, рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, а также порядка проведения ревизии кассы и осуществления контроля за соблюдением кассовой дисциплины.
В пункте 1.11 Положения № 373-П в отношении этого указано, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом (то есть учреждением) самостоятельно.

Таким образом, теперь в Положении № 373-П отсутствуют прямые указания:

о проведении в бюджетных организациях проверки порядка ведения кассовых операций соответствующими финансовыми органами;

о проведении проверки технической укрепленности касс и кассовых пунктов, а также обеспечении условий сохранности денег и ценностей (напомним, ранее такая проверка проводилась органами внутренних дел в пределах их компетенции, соответствующими финансовыми органами);

о плановой и внеплановой ревизии кассы (напомним, раньше ревизия должна была проводиться в сроки, установленные руководителем учреждения, а при смене кассиров учреждения обязаны были производить внезапную ревизию кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Также не реже одного раза в квартал должна была проводиться проверка наличия учтенных дубликатов ключей от кассы).

Также в Положении № 373-П не говорится о том, что в кассе запрещено хранить какие-либо ценности (в том числе денежные средства), не принадлежащие учреждению (как было раньше), и что наличные средства, полученные учреждениями, должны расходоваться на цели, указанные в корешках чековых книжек, и не содержится других требований, за несоблюдение которых учреждение могло быть привлечено к административной ответственности.
Получается, что теперь организации (в том числе и бюджетные учреждения) самостоятельно определяют для себя обязательные мероприятия по обеспечению сохранности наличных средств.

Организация работы по ведению кассовых операций

Как и прежде, кассовые операции в учреждениях ведутся кассовым или иным работником (из числа штатных работников) с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен быть ознакомлен под роспись (п. 1.6 Положения № 373-П). В отличие от прежнего порядка в Положении № 373-П отсутствуют нормы о заключении с кассиром договора о полной материальной ответственности.

К сведению

Письменные договоры о полной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере в результате недостачи вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждены Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Заметим, в этот перечень включены и кассиры .

В пункте 2.3 Положения № 373-П указано, что кассир должен снабжаться соответствующей печатью (штампом), подтверждающей проведение кассовых операций, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Такие штампы, как «Оплачено», «Получено», «Депонировано» и пр., применялись и ранее в зависимости от осуществляемой кассовой операции, а вот обязанность снабжать кассира образцами подписей - это новое требование по организации работы кассира.

Как и прежде, кассовые операции, проводимые бюджетным учреждением, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001), расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002) с указанием в них подтверждающих документов (расчетно-платежные ведомости (ф. 0504401) , платежные ведомости (ф. 0504403, 0301011)2, квитанция (ф. 0504510)2, заявления, счета, другие документы).

Согласно п. 2.5 Положения № 373-П кассовые документы, Кассовая книга (ф. 0504514) могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение. Они также распечатываются на бумажном носителе. В случае ведения кассовой книги с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в ней данных и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных.

Контроль за ведением кассовой книги по-прежнему осуществляет главный бухгалтер. Нововведением является то, что при отсутствии главного бухгалтера обязанность осуществлять такой контроль возлагается на руководителя (п. 2.6 Положения № 373-П).
Так же как и раньше, внесение исправлений в кассовые документы не допускается. Бюджетные учреждения должны обеспечивать хранение таких документов в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле РФ.

Для справки

Кассовые документы и книги хранятся пять лет при условии проведения проверки (ревизии) (п. 362 Приказа Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»).

Порядок приема и выдачи наличных денег

В Положении № 373-П по сравнению с прежним порядком ведения кассовых операций более подробно прописан регламент приема и выдачи наличных денег. Рассмотрим его по порядку.

Порядок приема наличных денег . При получении Приходного кассового ордера (ф. 0310001) кассир должен проверить (п. 3.2 Положения № 373-П):

наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера, а при их отсутствии - наличие подписи руководителя и ее соответствие имеющемуся образцу;

соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере.

Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом таким образом, чтобы вносящее их лицо могло наблюдать за действиями кассира.
После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег.

При соответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир подписывает его и Квитанцию к приходному кассовому ордеру (ф. 0504510), а также проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносящему их лицу выдается указанная квитанция.

Если кассиром обнаружено несоответствии вносимой суммы наличных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере, кассир предлагает довнести недостающую сумму наличных денег или возвращает излишне вносимую сумму наличных денег. В случае если вносящее лицо отказалось довнести недостающую сумму, кассир возвращает ему вносимую сумму наличных денег. При этом приходный кассовый ордер кассир перечеркивает и передает главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии - руководителю для его оформления на фактически вносимую сумму наличных денег.

Порядок выдачи наличных денег . Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в Расходном кассовом ордере (ф. 0310002) (Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401), Платежной ведомости (ф. 0504403, 0301011)), при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность. Перед выдачей наличных денег кассир должен проверить:

  • наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера - наличие подписи руководителя) и их соответствие имеющимся образцам;
  • соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью;
  • наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере;
  • соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность (доверенности).
Перед выдачей наличных денег по расходному кассовому ордеру кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и сначала передает расчетно-кассовый ордер получателю наличных денег, который, в свою очередь, указывает в нем получаемую сумму (рубли - прописью, копейки - цифрами) и подписывает его. Если получатель наличных средств является доверенным лицом, то в кассовых документах перед подписью этого лица кассир делает надпись «по доверенности». Сама доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру (расчетно-платежной ведомости, платежной ведомости).

Затем кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере.

Получатель наличных денег также полистно, поштучно пересчитывает под наблюдением кассира полученные им наличные деньги. Если получатель наличных денег не пересчитал под наблюдением кассира полученные им наличные деньги, в дальнейшем кассир не принимает от него претензии по сумме наличных денег.
И уже после выдачи наличных средств кассир подписывает расходный кассовой ордер.

Лимит остатка наличных денег в кассе

Бюджетные учреждения, как и прежде, обязаны хранить денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных средств (лимита остатка кассы) на счетах в банках (лицевых счетах в финансовых органах), за исключением дней выплаты заработной платы (подробнее об этом поговорим ниже).

Напомним, ранее лимит остатка кассы устанавливался банками (финансовыми органами) по согласованию с руководителями учреждений ежегодно и при необходимости пересматривался.
Теперь в соответствии с п. 1.2 Положения № 373-П учреждение самостоятельно устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе. При этом лимит остатка наличных средств утверждается внутренним распорядительным документом (приказом, распоряжением), который хранится в определенном в учреждении порядке. Заметим, в данном положении, в отличие от прежнего порядка, не указано, с какой периодичностью должен пересматриваться (устанавливаться) лимит остатка кассы.

Обратите внимание

Обособленные подразделения (филиалы) учреждения, которым для совершения операций открыты отдельные счета в банках (финансовых органах), также самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных средств согласно Положению № 373-П. Если обособленные подразделения входят в состав учреждения (не имеют отдельного счета в банке), лимит остатка наличных денег определяется головным учреждением с учетом наличных денег, хранящихся в кассах обособленных подразделений (п. 1.2, 1.3 Положения № 373-П).

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, в зависимости от объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, выбранного расчетного периода и периодичности сдачи в банк наличных средств, а при отсутствии поступлений - от объема выплат, выбранного расчетного периода и периодичности получения средств по денежному чеку в банке. Формулы определения лимита остатка кассы представлены в таблице.

Формула Расшифровка показателей формулы

При наличии поступлений выручки в кассу:

L=(V/P) * Nc

L - лимит остатка наличных денег в рублях;

V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;

R - объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (объем выдач наличных денег). При его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений (выдачи) наличных денег, а также динамика объемов поступлений (выдачи) наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет. При этом расчетный период не должен составлять более 92 рабочих дней;

Nc - период между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы определяется после прекращения ее действия;

Nn - период между днями получения по денежному чеку в банке наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях. Указанный период не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении учреждения в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней

При отсутствии поступлений выручки в кассу:

L=(R/P) * Nn

Рассмотрим порядок определения лимита остатка кассы в соответствии с Положением № 373-П на примерах.

Пример 1

В кассу бюджетного учреждения периодически поступает выручка за оказанные платные услуги. За II квартал 2011 г. отмечен наибольший объем поступлений наличных денег в кассу, который составил 620 000 руб. Данный расчетный период равен 62 раб. дн. Периодичность сдачи наличных денег в банк - 3 дн.

Допустимый лимит остатка наличных средств в кассе учреждения равен 30 000 руб. (620 000 руб. / 62 дн.) х 3 дн.

Пример 2

В кассу бюджетного учреждения выручка за выполненные работы наличными средствами не поступает. При этом осуществляются следующие кассовые операции с наличными средствами:

поступление наличных средств в кассу с лицевого счета в ОФК по чеку;

выдача заработной платы работникам и другие аналогичные выплаты;

выплаты наличных средств под отчет на командировочные расходы и нужды учреждения;

внесение неизрасходованных наличных средств из кассы на счет в банк.

Наибольший объем выплат наличными средствами (за исключением расходов на оплату труда и иных аналогичных выплат) произведен в декабре 2011 г. и составил 150 000 руб. Данный расчетный период равен 21 раб. дн. Периодичность получения наличных средств по чеку - 7 дн.
На основании этих данных в учреждении произведен расчет лимита остатка кассы на 2012 г.

Допустимый лимит остатка наличных средств в кассе учреждения равен 50 000 руб. (150 000 руб. / 21 дн.) х 7 дн.
----------------

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с п. 1.4 Положения № 373-П накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выдачи заработной платы, стипендий, иных аналогичных выплат, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения учреждением в эти дни кассовых операций. Согласно п. 4.6 Положения № 373-П срок выдачи наличных денег на выплаты заработной платы, стипендий и иные выплаты определяется руководителем, указывается в расчетно-платежной ведомости (платежной ведомости) и не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

Заметим, согласно прежнему порядку ведения кассовых операций организации не имели права накапливать в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Они могли хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в банке.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с Положением № 373-П сроки выплаты заработной платы увеличены для всех учреждений до пяти дней. Кроме того, в эти дни допускается накопление (ранее допускалось только хранение) наличных средств в кассе сверх установленного лимита.

Обеспечение порядка ведения кассовых операций

Согласно п. 6.1 Положения № 373-П юридические лица (в том числе и бюджетные учреждения) самостоятельно организуют ведение кассовых операций, установленных данным положением. В совокупности это заключается в следующем:

внесение в Кассовую книгу (ф. 0310004) всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров (ф. 0310001) и расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) (полное оприходование в кассу наличных денег);

недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в п. 1.4 Положения № 373-П (в дни выдачи зарплаты, стипендий и иных аналогичных выплат);

хранение на банковских счетах свободных денежных средств, за исключением указанных выше случаев.

-----
Напомним, что согласно п. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Таким образом, несмотря на то что теперь бюджетные учреждения самостоятельно определяют порядок сохранности наличных средств, равно как и лимит остатка кассы, не стоит забывать об административной ответственности за несоблюдение кассовой дисциплины.

_________________________________

Совета директоров Банка России 22.09.1993 № 40, Положение Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» согласно Указанию Банка России от 13.12.2011 № 2750-У.

Данные формы документов применяются государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с Приказом Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Прием во вклады и на банковские счета денежных средств от физических лиц и выдача с них денежных средств производятся на основании приходных и расходных кассовых ордеров с заполнением всех предусмотренных в них реквизитов, позволяющих идентифицировать вносителя/получателя средств. Операции по приему и выдаче денежных средств со счетов и вкладов физических лиц подтверждаются соответствующей записью в документе, остающемся у клиента. Полученные от клиента средства пересчитываются таким образом, чтобы он мог наблюдать за действиями кассового работника. Во избежание каких-либо претензий кассовый работник должен попросить клиента пересчитать полученные деньги, не отходя от кассы. В случае возникновения у клиента каких-либо претензий к кассиру повторный пересчет денег производится в присутствии заведующего кассой, который при необходимости принимает решение о снятии остатка денег в кассе.

Прием от физических лиц денежных средств в уплату платежей, а также для проведения иных операций без открытия счета производится на основании заявлений, извещений, квитанций, разработанных кредитными организациями самостоятельно и согласованных, если это предусмотрено договорами, с получателями платежей. Используемые формы заявлений, извещений, квитанций для оформления платежей должны иметь все необходимые реквизиты для идентификации платежей. При осуществлении операций по приему, выдаче денежной наличности физическому лицу кассовый сотрудник обязан осуществлять его идентификацию в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". После совершения операции по приему денежных средств для проведения платежа без открытия счета кассовый работник выдает клиенту документ, подтверждающий прием наличных денежных средств, с подписью кассового работника и печатью кассы и чек контрольно-кассовой машины на сумму комиссии, уплаченной клиентом за перевод в соответствии с установленными тарифами.

В качестве подтверждающего документа клиенту могут выдаваться копия заявления на перевод денежных средств без открытия счета, отрывная часть извещения (квитанции) установленной формы с отметкой о приеме денежных средств с подписью кассового работника и печатью кассы. В качестве подтверждающего документа может выдаваться приходный кассовый ордер, если кредитная организация устанавливает порядок, при котором приходный кассовый ордер оформляется на каждую операцию.

В соответствии с пунктом 2.6.1 Положения N 199-П приходные кассовые ордера могут составляться бухгалтерскими работниками после сдачи кассовым работником реестра операций по приему денежных средств для проведения платежа без открытия банковского счета в бухгалтерию. При этом приходный кассовый ордер может составляться на общую сумму денежных средств, принятых для осуществления платежей без открытия счета, либо могут составляться несколько приходных кассовых ордеров по видам принятых платежей. Порядок оформления приходных кассовых ордеров определяется кредитными организациями самостоятельно, но в обязательном порядке должен быть отражен во внутренних документах кредитной организации. Кассовый работник отражает суммы принятой денежной наличности для осуществления переводов денежных средств без открытия счета, в том числе коммунальных, налоговых и прочих платежей, в специальном реестре. Данный реестр в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты:

  • - наименование кредитной организации;
  • - наименование филиала;
  • - наименование структурного подразделения;
  • - дату заполнения реестра;
  • - наименование операции;
  • - суммы принятой наличности.

Кредитные организации при необходимости могут вносить в реестр дополнительные графы. По окончании совершения операций подписанный кассовым работником реестр передается в бухгалтерию для оформления приходных кассовых ордеров. В конце дня кассовый работник, оформляющий операции по приему денежных средств от физических лиц, сверяет сумму денежных средств, выданную ему под отчет, с суммами по приходным и расходным кассовым ордерам и лентой контрольно-кассовой машины (по суммам комиссий, уплаченных клиентами) и суммой денег, имеющейся у него в наличии, и составляет сводную справку о суммах принятой и выданной денежной наличности. Остаток денежных средств, справку, реестр, ленту контрольно-кассовой машины, приходные и расходные кассовые документы кассовый работник сдает заведующему кассой под роспись в книге учета принятых и выданных денег. Операции с наличной иностранной валютой, осуществляемые в соответствии с Инструкцией Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц", подлежат отражению в реестре операций с наличной валютой и чеками. При этом следует отметить, что операции по приему денежной наличности для осуществления перевода денежных средств без открытия счета должны включаться только в один реестр - в реестр переводов без открытия счета. Кредитные организации могут производить кассовое обслуживание физических лиц в послеоперационное время, выходные и праздничные дни. Соответствующий режим работы кассы и порядок хранения денежных средств во внерабочее время устанавливаются распорядительным документом кредитной организации.

Для осуществления операций в послеоперационное время, выходные и праздничные дни кассовому работнику выдается аванс по расходному кассовому ордеру, который учитывается на балансовых счетах для учета наличных денежных средств по отдельному лицевому счету, открываемому на кассу, проводящую операции в послеоперационное время, выходные и праздничные дни:

Д-т 20202 "Касса кредитных организаций, работающая в послеоперационное время"

К-т 20202 "Касса кредитных организаций".

На следующий рабочий день после работы в послеоперационное время или в первый рабочий день после выходных или праздничных дней кассовый работник сдает заведующему кассой остаток денег по приходному кассовому ордеру, справку, реестр, ленту контрольно-кассовой машины, приходные и расходные кассовые документы. Оформляемые документы по совершаемым кассовым операциям в послеоперационное время, выходные и праздничные дни датируются соответствующей календарной датой, отражение операций в балансе кредитной организации производится следующим или первым после выходных и праздничных дней рабочим днем.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство