20.08.2022

Московский государственный университет печати. Русский язык в школе Как превратить из междометия ну глагол


Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.

§ 1700. Междометия - это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально­волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой­ой­ой, ох, помилуйте, то­то, тьфу, ура, ух, фи, черт; ай­да, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю­лю; кис­кис, цып­цып­цып.

По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе­кхе, уа­уа, ха­ха­ха, хи­хи; кря­кря, ку­ку, чик­чирик, тяф­тяф; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть. Междометия являются характерной принадлежностью эмоциональной сферы языка, где они употребляются вне связи с другими словами (а также и не для связи последних). Междометия могут получать самостоятельное интонационное оформление.

В системе частей речи междометия занимают особое положение. Как слова, лишенные номинативного значения, они не относятся ни к одной из знаменательных частей речи. Вместе с тем междометия существенно отличаются и от слов служебных, так как их роль в синтаксической организации текста не аналогична роли частиц, союзов или - тем более - предлогов.

Как выразительные языковые средства междометия нередко употребляются и за пределами собственно эмоциональной речевой сферы. Такое употребление влечет за собой значительное усложнение и расширение их семантических и синтаксических функций и ведет к их сближению со словами других лексико­грамматических классов (см. § 1705).

§ 1701. По составу междометия делятся на первообразные и непервообразные.

К первообразным относятся междометия, в современном языке не имеющие связей ни с одной из знаменательных частей речи, такие как а, ага, ай, ау, ах, ба, брр, брысь, гей, ей­ей, и, их, на, но, ну, о, ого, ой, ох, тпру, тю, тьфу, у, увы, улю­лю, уф, ух, фи, фрр, фу, ха, хи, хо, цыц, э, эй, эх, эхм.

Примечание. Такие междометия в большинстве случаев ведут свое происхождение от эмоциональных выкриков, восклицаний, а также возгласов и звучаний, сопровождающих рефлексы организма на внешние раздражения.

Первообразными являются также звукоподражания, такие как агу, кхе­кхе, ха­ха­ха, хи­хи­хи, хо­хо­хо, уа­уа; гав­гав, иго­го, карр­карр, кудах­тах­тах, мяу, му­у, фррк (фырк); бряк, бух, крох, дзинь­дзинь, ек, кап, тра­та­та, трах­тах­тах, шлеп, щелк.

Важной особенностью первообразных междометий является наличие среди них некоторого количества слов, содержащих редкие или даже необычные для русского языка звуки и звукосочетания: таковы, например, брр, гм, дзинь­дзинь, тпру, тьфу, уа­уа.

Непервообразные междометия представляют собой группу слов, в разной степени соотносительных со словами или формами той или иной знаменательной части речи. К числу непервообразных междометий, связанных с существительными, относятся слова батюшки, боже, владыко, господи, дьявол, матушки, создатель, спасе (устар.), творец, черт. Значительное число непервообразных междометий связано с глаголом: брось, будет, вишь (из видишь), здравствуй(те), извини(те), ишь (из видишь), пли (из пали), поди­тка (прост.), подумаешь, подумать и подумать только, пожалуйста, помилуйте, скажите, товсь (из готовься), усь (из куси), хватит. Единичны междометия, связанные с местоименными словами, наречиями, частицами или союзами: вона (прост.), то­то, эва (прост.), эк, эка; вон, долой, полно, прочь, тс, тш, цс, ш­ш (последние четыре из тише); ужо (прост.), однако. Сюда же примыкают нечленимые или слабо членимые сочетания первообразного междометия с частицей или местоимением: да уж, на тебе (нате), ну уж, ну да, ой­ли, а также соединения ну и ну и ей­же­ей.

Заметное место среди непервообразных междометий занимают устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки­света, боже мой, боже праведный, боже правый, господи боже мой, господи прости (прости господи), боже упаси (упаси бог), боже сохрани, господи благослови, господи помилуй, слава богу, черта с два, черт побери, черт возьми, что за черт, поди ж ты, скажите на милость, я тебя, вот тебе на, вот тебе раз, вот так так, вот то­то и оно (то­то и оно­то), вот это да, как бы не так, чтоб тебя.

В особую группу среди непервообразных междометий выделяются глагольные междометия (междометные глаголы, глагольно­междометные формы) типа верть, глядь, мах­мах, море, нырь (нырь с разбегу в реку), прыг, скок, стук, толк, тык, хап, хвать, хлесть, шварк, шмыз, тресь (Вдруг что­то: тррресь! Чех.) и под., формально и функционально совпадающие с первообразными звукоподражаниями типа бум, грох, тук, хлоп, щелк, кувырк. Все они обозначают частые, резкие или стремительные движения и могут служить образцом для окказиональных новообразований.

Непервообразными являются все вокативные (призывные) междометия, образованные от обиходных названий соответствующих домашних животных: кис­кис, уть­уть, тель­тель, цып­цып.

В отличие от первообразных междометий, междометия непервообразные представляют собой пополняющуюся группу слов. Главными источниками пополнения здесь являются оценочно­характери- зующие существительные типа горе, беда, смерть, страх, ужас, крышка, табак, труба, каюк, дудки, пропасть, дьявольщина (сюда же - устойчивые сочетания типа вот так штука, вот так клюква, вот так номер), а также глагольные формы со знач. побудительности: погоди, постой, давай, вали.

К классу междометий относится также ряд заимствованных слов: айда, алло, амба, аппорт, арьер, ату, баста, бис, браво, даун, иси, караул, куш, марш, мерси, пас, пиль, стоп, тубо, ура, шабаш, шерш.

§ 1702. По своим семантическим функциям междометия распадаются на три группы; это междометия, обслуживающие сферы 1) эмоций и эмоциональных оценок, 2) волеизъявления и 3) этикета (приветствия, пожелания, благодарности, извинения). Деление междометий по семантическим функциям не совпадает с их делением по способам образования.

Междометия, обслуживающие сферу эмоций, членятся на междометия, семантические функции которых 1) специализированы (однозначны) и 2) неспециализированы (неоднозначны, диффузны).

К числу междометий со специализированными семантическими функ- циями относятся: ай­ай­ай, ба, боже сохрани, бог с тобой, браво, бррр, вона (прост.), вот те крест, вот те христос, вот тебе на, вот тебе раз, вот так так, гм, господь с тобой, да ну, дьявол, ей, ей­богу, ей­же­ей, ей право (устар.), еще чего, и­и­и (и­и полно), как бы не так, как же, на­поди, на тебе (нате), ну да (ну да, как же), ну и ну, ну уж, однако, ой­ли, ох, поди ж ты, подумаешь, помилуйте, скажите (скажите на милость), слава богу, то­то (вот то­то, то­то и оно­то), тю, тьфу, увы, ф­фе, фи, фрр, фу, ха, х­хе, хи, хо, ужо (прост.), упаси бог, ура, черт, черт­те что, что за черт, черта с два, чтоб тебя, сейчас (в произношении - щас), эва, эк, эка, эх, эхма. Большая часть этих междометий выражает отрицательные эмоции: презрение, пренебрежение, насмешку, отвращение, досаду, укор, порицание, угрозу, протест, осуждение, раздражение, испуг, огорчение, растерянность, недовольство, недоверие, вызов, неодобрительное или чрезвычайное удивление, замешательство, сожаление, клятвенное уверение, возмущение, горе, тоску, печаль, боль. Слова, выражающие положительные эмоции, среди междометий с семантически однозначными функциями единичны: браво (восторг, восхищение), слава богу (облегчение), ура (ликование). Сфера отрицательных эмоций располагает несравненно большим числом специализированных средств выражения, нежели сфера эмоций положительных.

К междометиям с семантически диффузными функциями относятся: а, ага, ай, ах, ахти, батюшки, боже мой, вот это да, господи, ишь, их, матушки, ну, о, ого, ой, с ума сойти, ужас, черт возьми, черт побери. Все они передают состояние возбуждения, чем и предопределяются возможности их использования для выражения самых разнородных, нередко прямо исключающих друг друга чувств и ощущений. С опорой на содержание и общую эмоциональную окрашенность речи и при поддержке других средств - как языковых (интонация), так и внеязыковых (жест, мимика) - одно и то же междометие может выражать одобрение и порицание, испуг и радость, восхищение и презрение, страх и решимость. В сужении и уточнении семантических функций таких междометий чрезвычайно важна роль интонации, особенно таких ее сторон, как тон, ритм, тембр, сила и длительность звучания. Большие возможности для семантических дифференциаций открывает также изменение звукового облика междометий посредством их удвоения и утроения, повторения конечных слогов (ого­го, эге­ге, эхе­хе), интонационного варьирования гласных (и­и­их, ууу, оо) и других способов экспрессивно­эмоционального выражения.

Примечание. Существует предположение, что эмоциональная окраска первообразных междометий и степень их семантической диффузности в какой­то мере предопределяются различиями в способе образования гласных и в фонетическом качестве сочетающихся с ними согласных. Так, по наблюдениям акад. В. В. Виноградова, междометия с гласными верхнего подъема |и|, |у| в меньшей степени перегружены значениями, нежели междометия с гласными |а| и |о|, а у междометий, оканчивающихся на |j|, круг значений уже, чем у междометий, оканчивающихся на |х|.

Почти все междометия, обслуживающие сферу эмоций, ярко экспрессивны. Тем не менее у некоторых междометий экспрессивность может быть еще более усилена. В отдельных случаях повышение экспрессивности достигается средствами словообразования (путем прибавления суффиксов субъективной оценки: ой­ой­ошеньки, охохонюшки, охохошеньки, см. § 1040); часто используется прием осложнения междометия местоимением ты, при таком употреблении почти полностью утрачивающим свое лексическое значение и интонационно сливающимся с междометием: ах ты, ох ты, ух ты, их ты, ишь ты, эх ты, тьфу ты, фу ты, ну ты. Распространенным средством усиления экспрессии является совместное употребление нескольких - чаще двух - междометий: тьфу черт, ах боже мой, о­о батюшки.

К эмоциональным междометиям близки звукоподражания (ха­ха­ха, хи­хи­хи, уа­уа, мяу, тяф­тяф; бряк, щелк, бац) и глагольно­междомет- ные формы типа прыг, скок, цап­царап.

§ 1703. Междометия, обслуживающие сферу волеизъявлений, выражают обращенные к людям или животным команды и призывы. Значительная их часть представляет собой заимствования из других языков и принадлежит профессиональной речи военных, охотников, моряков, строителей, дрессировщиков: фу, фас, алле, анкор, аппорт, арьер, даун, иси, куш, пиль, тубо, шерш, майна, вира, полундра.

Помимо этих узко специальных и малоупотребительных слов к данной семантической сфере относятся междометия, призывающие на помощь (караул), побуждающие к отклику (ау, алло, эй), требующие тишины, внимания, согласия (тш, тсс, ш­ш, чш, чу, чур), побуждающие к осуществлению или прекращению каких­либо действий: айда, ату, брось, брысь, взяли, валяй, ну же (да ну же), кыш, марш, на, но, ну, пади (устар.), тпрру, улю­лю, усь, цыц, шабаш.

В силу своей естественной близости к повелит. накл. междометия, функционирующие в сфере волеизъявлений, обнаруживают целый ряд специфических глагольных признаков. Некоторые из них способны принимать постфикс ­те (на - нате, ну - ну те, полно - полноте, айда - айдате, брось - бросьте, цыц - цыцте, валяй - валяйте, брысь - брысьте) и к соединению с частицей ­ка (на - на­ка - нате­ка - на­тка, ну - ну­ка - нуте­ка - ну­тка, айда - айдате­ка). Еще большее число таких междометий проявляет способность к синтаксическим связям с теми или иными (чаще местоименными) формами: чур меня, ату его, ну вас, цыц (брысь) отсюда, марш домой, айда на речку, на яблоко. Междометия ау, алло, эй, на, но (н­но­о), ну, тпру, улю­лю могут употребляться при обращениях: Ау, Женя, где ты?

Примечание. Свойством синтаксической сочетаемости с другими словами обладают и отдельные междометия, относящиеся к собственно эмоциональной сфере: увы мне, ахти мне, ужо тебе, тьфу на него, тьфу мне на них; Тьфу для нас его разоренье было бы! (Писем.).

Особой разновидностью междометий, выражающих волеизъявление, являются близкие к обращениям слова, служащие для призыва животных (кис­кис, цып­цып), и междометия, используемые при общении с маленькими детьми: тю­тю, агу (и мотивированное им агунюшки, агушеньки), бай­бай, баю­бай (баюшки­баю, баиньки), сюда же детское чур­чура.

§ 1704. К междометиям, обслуживающим сферу этикета, относятся такие слова, как здравствуй(те), до свиданья, спасибо, благодарю, благодарствуй(те) (устар.), прости (устар., поэт.), прощай(те), извини(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, всего (разг.), мое почтение, привет (разг.), здорово (прост.), пока (разг.). Все они содержат некоторую долю знаменательности, сближающую их со словами других частей речи. Многие междометия этой группы способны развивать вторичные значения и функционировать в качестве средств экспрессивно­эмоционального выражения удивления или несогласия, отпора, противодействия.

§ 1705. Участие междометий в синтаксической организации текс- та проявляется по­разному. Междометия могут функционировать в качестве эквивалента предложения (1), модального компонента предложения (2), члена предложения (3). Синтаксическая активность разных групп междометий различна; не все названные функции равноценны: одни из них соответствуют природе самих междометий, другие - вторичны и лишь отражают характер синтаксического взаимодействия междометий со словами других частей речи.

1) К выполнению функции эквивалента предложения способны все междометия. Междометие имеет силу высказывания и в этом случае характеризуется самостоятельной интонацией: «Э», - сказали мы с Петром Ивановичем (Гоголь); От удивления мог произнести только один звук: «О!» (Купр.); «Эхма!» - презрительно воскликнул Лунев (Горьк.).

2) Функция модального компонента предложения может реализоваться двояко. В одних случаях междометие употребляется как вводное слово: Терпение начинает мало­помалу лопаться, но вот - уpa! - слышится звонок (Чех.); Поскользнулась И бац! - растянулась (Блок). В других случаях модальная функция междометия неотделима от общего значения предложения, а междометие - от самой конструкции предложения: Ох и красота!, Ах она змея!; Эх ты житье­бытье!; Ах годы­годы!; Ох уж эти мне родственники!; Эх и песня!; Ах как приятно!; Ах как жалко!; Ох как стыдно!; Ой как кольнуло!; Вишь как ругается!; Ух какое великолепие!: Эх какая метель!; Ну (и) мороз!; Ну (и) чудак!; Эк куда метнул!; Эк его заливается! К выполнению последней функции способны только собственно эмоциональные междометия, преимущественно первообразные.

С модальной функцией междометий смыкается функция интенсификации (усиления) качественного или количественного признака, выраженного какой­либо знаменательной частью речи. Употребляясь в акцентирующей функции, междометие помещается непосредственно перед словом, обозначающим самый признак (1), или выносится в синтаксическую позицию зависимого предложения (2): 1) У! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! (Гоголь); У! какая образина! Волосы - щетина, очи - как у вола (Гоголь); Сквозь любезность прокрадывалась ух какая юркая прыть женского характера! (Гоголь); Бежит.. у!.. бежит постреленок, Горит под ногами трава! (Искр.). 2) В старину свадьба водилась не в сравнение нашей. Тетка моего деда, бывало, расскажет - люли только! (Гоголь); Вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни! (Гоголь); Так спешим, что на­поди! (И. Никитин); А уж что за ребята, только ну! (Писем.); В ту пору был начальником губернии такой зверь, что у!!! (С.­Щ.).

3) Функция члена предложения в большинстве случаев не является собственной синтаксической функцией междометий. Возможность употребления междометия в позиции того или иного компонента предложения обычно возникает тогда, когда междометие замещает собою ту или иную словоформу: Она все ох да ох; Характер у него ой­ой­ой; Народу - господи боже мой!; Дела - увы и ах!; Доходы - ну!; Сказал бы «ох», да не велит бог (старая посл.); Обманывает век, а живет всё эк (старая посл.).

Исключение составляют звукоподражания типа бам, бац, звяк, щелк и глагольные междометия типа прыг, скок, толк, хвать, для которых функция члена предложения - сказуемого - является преимущественной синтаксической функцией. При этом они обычно получают контекстно­обусловленные значения прош. вр. сов. вида и уподобляются глаголам одноактного способа действия типа прыгнуть, хлопнуть, трахнуть, цапнуть (см. § 1421): Вдруг слышу крик и конский топ... Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп И спряталась за печку (Пушк.); (Капитан Копейкин) побежал было за ней на своей деревяшке, трюх­трюх следом (Гоголь); Подзадорили детинушку - Он почти всю правду бух! (Некр.); Кот Васька насторожился И прыг к веретену (Некр.); Дверью хлоп, ушла (Г. Успенский); Перевесился, знаете ли, через перилу, а перила - хрусь! Хрустнула, знаете ли... (Чех.); Трамваем задавило? - шепотом спросил Поплавский. - Начисто! - крикнул Коровьев... Я был свидетелем. Верите - раз - голова прочь! Правая нога хрусть, пополам! Левая - хрусть, пополам! (Булг.).

Употребление рассматриваемой группы слов в контексте настоящего или будущего времени, как и употребление их в других значениях, также возможно, но встречается достаточно редко; например: [Скалозуб:] Но крепко набрался каких­то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. [Фамусов:] Вот молодость!... - читать!... а после хвать! (Гриб.); Сидит на речке с удочкой Да сам себя то по носу, То по лбу - бац да бац! (Некр.); Как вскочит! Прямо к барину - Хвamь карандаш из рук (Некр.); Знаешь, кто на тебя наскочит, - Степка Карнаушкин. Он тебе даст, ты - брык (А. Толстой); В этих низовьях ночи - восторг. Светлые зори. Пеной по отмели шорх­шорх Черное море (Пастерн.); Всю ночь он пишет глупости. Вздремнет - и скок с дивана (Пастерн.). В значении побудительного наклонения: Как быть? Сквитаться мы должны... Ударь!.. Я позволяю. Не так ли, друг? Скорее - хлоп И снова правы, святы... (Некр.).

Научная интерпретация слов типа хлоп, хвать неоднозначна. Существует традиция рассматривать их как особые глагольные формы, обозначающие «мгновенное», «ультрамгновенное» или «внезапно­мгновенное» действие в прошлом. Эта точка зрения опирается на факт регулярного употребления таких слов в функции сказуемого (см. примеры - выше), а также на предположение об их родстве с древнерусскими формами аориста, т. е. с такими формами, которые обозначали целостные - длительные или мгновенные - действия, полностью отнесенные в прошлое (А. А. Шахматов). Иногда слова типа хлоп характеризуются как усеченные формы глагола, омонимичные междометию, а процесс образования таких форм изображается в виде цепочки: хлоп! → хлопнуть → хлоп (С. О. Карцевский, А. А. Реформатский).

Согласно другой точке зрения (Е. Д. Поливанов), слова типа хлоп, хвать - это особые «звуковые жесты», не имеющие никаких специфических глагольных характеристик и показателей, а лишь заменяющие или изображающие то или иное действие, воспринимаемое акустически либо зрительно. «Звуковые жесты» не всегда соотносительны с глаголами (см. в приведенных примерах: трюх­трюх, шорх­шорх); некоторые из них могут функционировать не только как сказуемые, но и как обстоятельственные слова. Ранее позицию, в некотором отношении близкую к изложенной точке зрения, занимал А. А. Потебня, характеризовавший слова типа хлоп, хвать как глагольные частицы или сказуемые без форм времени, наклонения, числа и лица. Отмечая сходство их значений с одноактными («однократными») глаголами, А. А. Потебня подчеркивал, что в последних действие представляется более сознательным и поэтому - оформленным. Не отрицая глагольного происхождения таких «частиц», как толк, морг, прыг, скок, А. А. Потебня тем не менее выводил их из системы глагольных форм, указывая, что по употреблению они стоят в одном ряду со звукоподражательными междометиями. Взгляда на слова типа хлоп, хвать как на сказуемостные междометия и одновременно как на «звуковые жесты» придерживаются некоторые современные исследователи.

В ряде случаев можно говорить о функциональном взаимодействии меж-дометий и союзов, прежде всего противительных: но, ан, ан нет, ан глядь: Ты можешь поступать, как знаешь, но - имей в виду, что...; Тут бы обедать идти и спать завалиться, ан нет! - помни, что ты дачник (Чех.); Что занимаюсь философией да иной раз нет времени, так уж я и не отец? Ан вот нет же, отец! отец, черт их побери, отец! (Гоголь); Ай­ай! как изба настудилась! Торопится печь затопить, Ан глядь - ни полена дровишек (Некр).

Примечание. В литературном языке XIX в. междометной функцией регулярно осложнялись также союзы ин, лих, да лих, вышедшие из общего употребления: Я бы каждую неделю писал обозрение литературное - да лих терпения нет (Пушк.); Хотелось бы мне позвать их на новоселье, задать им пир горой: ин не бывать же этому! (Пушк.).

Что мы произносим, когда эмоция опережает мысль? Отдельные звуки или сочетания звуков, выражающие эту эмоцию. Такие звуки в языке называются междометиями. Они могут выражать ужас, гнев, страх, восхищение, возмущение, иронию, жалобу, упрек, похвалу, восторг, поощрение и другие чувства, а также такие волевые импульсы как угроза, приказ, запрещение, протест, оклик, предостережение, предупреждение, призыв, приглашение и т. д.

Например:

Увы, на разные забавы я много жизни погубил! – выражается сожаление; Ба! Знакомые все лица! – выражается удивление; Ух! Кончено – душе как будто легче, – выражается чувство облегчения после тяжелого переживания; Шш… слушайте! – требование тишины; Эй, чего растянулись на дороге! – оклик с целью привлечь внимание; Но! Трогай! – понукание; Тпру! Стой! – требование остановки и т. п. Междометия по значению можно разбить на следующие группы:

1) Междометия, выражающие чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе и т. п.: а! ах! ба! ай да! ура! ужо! э‑эх! тьфу! фи! фу! уф! ой‑ой! ох! о! увы!

В зависимости от смысла всей речи, от интонации, от обстановки разговора некоторые из перечисленных междометий употребляются при выражении разных чувств, например: Ах, как приятно! (радость). Ах, это ужасно! (горе, возмущение).

2) Междометия, выражающие различные побуждения: вон! прочь! (желание удалить); ну! ну‑те (побуждение к речи или действию); на! нате! (побуждение к тому, чтобы брали что‑нибудь); цыц! те! шш! (запрещение); марш! (побуждение идти); эй! (желание, чтобы обратили внимание).

3) Междометия, выражающие различные чувства и изъявления воли по отношению к речи собеседника: вот еще /(несогласие), ой ли? (недоверие), право! (уверение) и др.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац!хлоп!мяу! кукареку! гав‑гав! Эти слова не называют звуков, издаваемых животными или предметами, а воспроизводят их путем подражания им, например: Порою двухствольное ружье бухает раз за разом: бух‑бух! Бац, бац! Раздались выстрелы.

В роли междометий может быть употреблена любая часть речи и даже целое словосочетание, когда они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и воли; некоторые же слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: батюшки! страсть! ужас! беда! горе! ей‑богу! черт возьми! и др.

В свою очередь, некоторые междометия могут употребляться в значении других частей речи, и тогда они входят в состав предложения: Татьяна ах! а он реветь… (Междометие ах употреблено в значении глагола.) Далече грянуло ура. (Междометие ура употреблено в значении существительного.)

Междометия на, ну и некоторые другие, выражающие побуждение, получают иногда окончания множественного числа повелительного наклонения: нате, нуте и т. п.

Глагольные междометия бац, хлоп, бух и т. п., выражающие значение мгновенного или неожиданного действия, придают речи наглядность, картинность: вместо сообщения о действии говорящий как бы рисует перед слушателями картину этого действия, например: Мартышка, в зеркале увидя образ свой. Тихохонько медведя толк ногой! Смотри, косой, теперь спасайся. А чур зимой пе попадайся! Прицелюсь – бух! И ляжешь… Ууу‑х!..

Для ораторского тренинга междометия просто незаменимы, так как они автоматически включают нужные эмоции и заставляют работать весь психофизиологический механизм. Эмоциональные восклицания раскрепощают мышцы фонационного аппарата и рождают свободное звучание голоса. Вокальный педагог З. Савкова утверждает, что именно на междометиях хорошо тренировать голосовую подвижность, модуляцию голоса, тембральные нюансы, которыми окрашивается одно и то же междометие, выражающее различные чувства.

Упражнение 169. «Эмоции без слов» Произносите разные междометия с интонацией укоризны, огорчения, удивления.

Крик тоже может быть использован как прием для развития силы и диапазона голоса – в том случае, если этот крик хорошо оперт на диафрагменное дыхание. Этот прием в старину был прекрасно знаком разносчикам различных товаров, уличным торговцам, балаганным зазывалам и т. д.

Мемуарист прошлого века Петр Федорович Вистенгоф в книге «Очерки московской жизни» (1842 г.) – одной из лучших книг о Москве 1830‑х годов – рассказ об уличных разносчиках выделяет в специальную главку «Разносчики».

«Бесчисленное множество разносчиков всякого рода наполняют московские улицы, – пишет П. Ф. Вистенгоф. – Одни из них, разодетые в синих халатах, продают дорогой товар, другие, в серых халатах, торгуют товаром средней цены, наконец, мальчики и бабы разносят самые дешевые лакомства. При появлении весны московский разносчик обыкновенно предлагает свежие яйца; затем они кричат: апельсины, лимоны, кондитерские печенья, арбузы моздокские хорошие и дыни канталупки, игрушки детские, яблоки моченые и сливы соленые, шпанские вишни, сахарное мороженое, всевозможные ягоды, пряники, коврижки, спаржа, огурцы и редька паровая, алебастровые фигуры, калужское тесто, куры и молодые цыплята, медовый мак, патока с инбирем, горох, бобы, груши и яблоки сушеные на палочках, гречневики с маслом, гороховый кисель, белуга и осетрина малосольная, свежая икра, живые раки, соты медовые, клюквенный квас и молодецкое: «По ягоду, по клюкву!» Это особенный род разносчиков; они, обыкновенно, бывают старики и продают ягоду в лукошках, накладывая из них в чашечки и помазывая наложенную порцию медом. Продажа всегда сопровождается следующей песней: «По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушек грошиков попрашивайте, ах, по ягоду, по клюкву, крррупная володимирская клюква!» Разносчик‑спекулятор обыкновенно надевает шапку набок и старается смешить

публику, которая собирается около него из мальчишек, проходящих по улице мужиков и баб; он часто успевает в своей проделке и, если бывает забавен, то с ним почти не торгуются, и дешевый товар его продается славно, принося на обращающийся в торговле капитал процентов гораздо более, чем выигрывают в косметиках на галантерейных товарах».

Предлагаем воспользоваться выкриками торговцев и зазывал в качестве упражнений на развитие голосового диапазона.

Упражнение 170. Купите коврижки!

…Эй, малолетки!

Пряники редки,

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

Киты, лошадки!

Посмотришь – любы,

Раскусишь – сладки,

Оближешь губы!…

…У дядюшки Якова

Про баб товару всякого:

Ситцу хорошего –

Нарядно, дешево!

…Новы коврижки –

Гляди‑ко – книжки!

Мальчик‑сударик,

Купи букварик!

Упражнение 171. Продаем табак

Выкрикивайте эти фразы так, словно на самом деле продаете табак.

– Махорочка, табак деревенский – сорока двух сортов и натуральных видов!

– Растет листом в Луганске для трубки цыганской, а для добрых человеков – путаная крошка, курится в «собачьей ножке».

– Заменяет сигары гаванские и лучшие табаки испанские.

– Был сорт «Богдан Хмельницкий» и «Кобзарь» – теперь‑с вроссыпь их пустили на базар.

– «Золотая» и «Чудо‑рыбка» – ныряет, где неглыбко. Была в одной цене, теперь подорожала.

– «Наталка‑Полтавка» – самая душистая‑с травка и крепкая, и вкус в ней – костромскому разводу не сдаст.

– Прошу подходить и, кто не верит, пробовать!

– Откуда мы все это знаем? Сам я правский, старый разводчик‑табачник, сын тоже теперь по этой части. «Дрезина» и «Казак» – кури их с сыта и натощак!

– Кременчугский «Самокат» можно курить, давать напрокат и деньги заработать, даже в череду стоять желающие станут. Нате бумажку – сверните на пробу…

– Сам я? Сам не курю, только пробую, и то считаю вредным.

– Нюхательная? Нюхательная тоже есть. «Палаптирикс» – птица о двух головах, на коротких ногах, в свое время две копейки стоила.

– С одной головой птица – четыре копейки. Была днепровская нюхательная, для военных брали. С рисуночком специальным: офицер солдат вежливо учит…

– «Рыцарь» еще да «Прогресс» из Ливн‑Домогадского. Шестьдесят семь лет, а память у меня какая! Еще какие назвать?

– «Сестрица» – очищенная жилка, крепкий, взатяжку не продохнешь, пятками вперед домой пойдешь и двери к себе не найдешь!

– «Нюхач» – нюхай да плачь.

– Спички? Спички есть, господин, вятские с петухом и еще бывшие Лапшина, у которого лопнула шина. Получите! Две копеечки сдачи…

– А вот махорка‑мухобой, самая крепкая! Один курит, а семь наземь в обморок падают. Махорочка – табак деревенский!..

Упражнение 172. Кому пирожки?

Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару –

Пятачок за пару!

Вот блины‑блиночки!

Кушайте, милые дочки!

Ну что за блины!

И сочные, и молочные,

И крупичестые, и рассыпчистые!

Кушайте, сыночки

И мои любимые дочки!

Упражнение 173. Выкрики московских зазывал

Прочитайте текст перед диктофоном, старайтесь сымитировать интонацию циркового зазывалы.

Эй, господа! Пожалуйте сюда! Здравствуйте, москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы‑лекари, евреи‑аптекари, французы, итальянцы и заграничные мириканцы, расейские баре, астраханские татаре! Господам купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам – мое почтение! Всякая шушера нашу комедию слушала, осталась довольна за представление – еще раз вам мое нижайшее почтение! Эй, ты там! Протри глаза спьяна! Увидишь самого царя Максимилиана! Царь он оченно грозный и человек весьма сурьезный, чуть что ему не по нраву – живо сотворит расправу! Эй вы, господа – подбородки бритые и зубы битые, по‑праздничному скулы сворочены, глаза разворочены! Масленице – все племянники! Эй вы, скупые алтынники, вынимайте‑ка свои полтинники и гривны, сейчас увидите дела дивны!

В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, динамичность, с другой — обладают глагольными признаками (вид, время). Сюда относятся такие формы, как трах, хлоп, прыг, хвать, шасть, стук, бултых и др. Например: Капитан размахнулся и трах! — из глаз посыпались искры, из рук выпала шапка (Ч.).

А.А. Шахматов называл такие слова «глагольными междометиями» и отмечал, что многие первичные междометия (ax, ox, ух, ай, ой) в современном языке сближаются с глагольными типа бац, бух, о чем свидетельствует, например, система словообразования бух — бухнуть; ах — ахать — ахнуть и т.д.

A.M. Пешковский возражал против отнесения подобных слов к междометиям. Он называл их «глаголами ультрамгновенного вида».

В.В. Виноградов выносит подобные слова за пределы собственно междометий, выделяя среди них две группы: 1) воспроизводящие или звукоподражательные слова, примыкающие к междометиям (бац), например: Бац, бац! раздались выстрелы, и 2) так называемые междометные глагольные формы (хлоп, шасть, трах, фью), например: Так и ждешь, что вот отворится дверь и шасть (Г.).

Слова первой группы, по мнению акад. В.В. Виноградова, стоят на границе между звукоподражательными словами и междометиями.

Слова второй группы находятся «почти за пределами междометий, на границе категории глагола».

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

Е.В.СЕРЕДА

Классификация междометий по признаку выражения модальности

Междометие представляет собой малоизученный грамматический класс слов, особая группа которых – глагольные междометия, – несмотря на ее длительное изучение и в отечественном, и в зарубежном языкознании, до сих пор вызывает споры между учеными, рассматривающими глагольные междометия как усеченные глагольные формы (Ф.И. Буслаев) , глагольные частицы (И.И. Срезневский, В.А. Богородицкий) или формы «ультрамгновенного вида русского глагола» (А.М. Пешковский) . Некоторые ученые отрицают какую бы то ни было связь этих форм с междометиями, другие ученые отстаивают междометную принадлежность так называемых глагольных междометий (В.В. Виноградов, А.И. Германович и др.).

Особое положение этой группы междометий обусловливается тем, что, на наш взгляд, нет строгой, непротиворечивой классификации всех междометий, т.к. не определен общий признак, который можно было бы положить в ее основание.

Поиск общего признака для единой классификации междометий приводит к пересмотру и расширению имеющихся знаний обо всей категории. Для этого следует обратиться к общей системе всех частей речи современного русского литературного языка, основанной на классификации по принципу самостоятельности – служебности (см. схему 1).

Как мы видим, образование новых частей речи происходит за счет средств самой системы языка, за счет углубленного изучения уже известных частей речи. Так, изучение местоимения показало его грамматическую связь с именными частями речи и определило его место в системе языка; изучение наречия и глагола позволило выделить особую грамматическую группу слов категории состояния; при ближайшем рассмотрении были отделены друг от друга междометие и звукоподражание.

По своей структуре междометия (так же, как и звукоподражательные слова) близки к служебным частям речи, а по значению – к такой самостоятельной части речи, как глагол. В общей системе частей речи междометия выполняют по отношению к глаголу такую же роль, что и местоимение – по отношению к именам (существительному, прилагательному, числительному). Так же как местоимение указывает на предмет и его качественный и количественный признак, так и междометие указывает на действие. Междометие всегда действенно . Эта действенность междометия содержится в его семантических и словообразовательных характеристиках. Императивные междометия близки к повелительному наклонению глагола (брысь, айда, марш, стоп) , некоторые из них до сих пор сохранили свою этимологическую близость к глаголу (марш – маршировать, чай – чаять) . Эмоциональные междометия оформляют действие или же заменяют его, становясь в предложении на место сказуемого (Татьяна ах! а он реветь... А.Пушкин). При помощи суффиксов -а- и -ну- (на стыке с гласным или j на конце междометия перед суффиксом ставят вставной к ) эти междометия сами образуют группу эмоциональных глаголов (ах : ахать, ахнуть; ой : ойкать, ойкнуть; хи-хи : хихикать, хихикнуть) . Междометия этикета этимологически связаны с глаголом (Здравствуйте! – глагол здравствовать в повелительном наклонении, «желаю вам здравствовать». Спасибо! – от «спаси Бог» , глагол спасти в повелительном наклонении, «желаю, чтобы вас спас Бог». Удачи! – от « желаю вам удачи» и т.д.). Глагольные междометия уже своим названием указывают на генетическую близость к глаголу и передают ультрамгновенное действие, обозначают резкие, частые или стремительные движения. Многие из глагольных междометий образуют соотносительные ряды с глаголами совершенного вида, передающими мгновенные, стремительные действия, формально выраженные в глаголе суффиксом -ну- (толк – толкнуть, хлоп – хлопнуть, шнырь – шнырнуть, бряк – брякнуть и т.д.).

Действенность междометия ярко проявляется в том, что междометия могут участвовать в выражении модальности, значения которой при использовании глагольных форм в тексте передаются наклонением и временем глагола. Под модальностью следует понимать категорию, выражающую отношение содержания предложения к действительности в плане реальности – осуществляемости или осуществленности – и ирреальности (неосуществленности), передающую градацию значений в диапазоне «реальность – вероятность – предположение – нереальность», например:

У нас было тихо (реальная модальность, действие совершено в прошлом, поддерживается наклонением и видо-временной характеристикой глагола) – Было б у нас потише... (ирреальная модальность, выражение желательности действия, сослагательное наклонение) – Потише!

Они не успели и рты открыть, как соседская кошка – юрк мимо... (реальная модальность, действие совершено в прошлом, выражается глагольным междометием). – Э! Да ты, как я вижу, ни на что не годишься (Н.Лесков; ирреальная модальность первого предложения, образованного эмоциональным междометием, выражение сожаления). – Стоп! – резко остановил он Арчибальда. – Привал! (Стругацкие; ирреальная модальность первого предложения, образованного императивным междометием, приказ).

Все разряды междометий указывают на действие и способны выражать модальные значения: передавая то или иное отношение к действительности, они могут выражать значения реальной и ирреальной модальности. Междометия с реальной модальностью могут передавать действие, происходящее в прошлом, настоящем и будущем, которое мыслится как мгновенный, неожиданный акт или длительный многоактный процесс.

Так, план прошедшего времени в предложениях с междометием передается темпоральностью заключенного в междометии действия, абстрактно происходящего в прошлом; например: Подзадорили детинушку – он почти всю правду – бух! (Некрасов). Ср.: он почти всю правду выложил (сказал) – прошедшее время. Снял с полки железную коробку – и бряк ее на верстак... (Н.Ляшко). Ср.: снял коробку и брякнул (бросил) ее на верстак – прошедшее время.

План настоящего времени в предложениях с междометием передается темпоральностью заключенного в междометии действия, абстрактно происходящего в настоящем; например:

По ночам соседи слышат странный шум: Это я башкой о стенку бум-бум-бум-бум-бум! (П.Рыбников)
Ср.: это я головой о стенку бьюсь – настоящее время.

И смех и шум, и смех и шум!
А я стою – и ни бум-бум. А вы – бум-бум? (А.Галич)
Ср.: а я стою и не понимаю, а вы понимаете? – настоящее время.

А план будущего передается темпоральностью заключенного в междометии действия, абстрактно происходящего в будущем; например:

Если мне не хватит в пистолете пуль,
Привяжу на шею камень и буль-буль-буль-буль! (П.Рыбников)
Ср.: привяжу на шею камень и утоплюсь – будущее простое время.

Как можно заметить, все значения реальной модальности междометий реализуются глагольными междометиями.

В выражении ирреальной модальности участвуют императивные, эмоциональные междометия и междометия этикета, например: Марш! Марш работать! (Г.Караславов); Ах, если б говорить он мог, Осенний плачущий листок... (И.Колечкин); Розовый луч! Пожалуйста, не торопись, Прежде, чем скрыться за лесом, на землю спустись... (И.Колечкин).

Важно отметить, что по своему функционированию в языке эмоциональные междометия и междометия этикета отличаются от императивных междометий. По отношению к последним эмоциональные междометия и междометия этикета можно объединить под общим названием – коммуникативные.

Коммуникативные междометия – это междометия, оформляющие («обрамляющие собою») речевое общение людей; так как они в наибольшей степени по сравнению с императивными и глагольными междометиями передают эмоционально-этикетную сторону речи, выражающую чувства, отношения и переживания людей, то их еще можно назвать «сентиметивные» (от лат. sentimentum – чувство).

Таким образом, междометие – это класс неизменяемых слов, которые указывают на действие, не называя его, и служат для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на действительность.

При таком подходе можно выявить ближайшие связи междометия с генетически родственными частями речи. Так, группа глагольных междометий со значением действия, абстрактно происходящего в прошлом, структурно и семантически ближе расположена к глаголам изъявительного (реального) наклонения прошедшего времени, а группа коммуникативных эмоциональных междометий близка по форме и значению к звукоподражаниям (см. связи на схеме 1).

Классификация междометий по признаку выражения модальности (см. схему 2) оставляет открытыми вопросы, связанные с частью слов, способных участвовать в выражении реальной модальности. Эту группу слов составляют глагольные междометия, с которыми в современной грамматике русского языка связано много спорных вопросов. Mеждометия, выражающие ирреальную модальность, хорошо представлены и в академических, и в школьных грамматиках, что дает возможность в процесс обучения внедрить эту классификацию при изучении темы «Междометие» как в школе, так и в вузе.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство