06.11.2021

Изучаем Библию - Уроки онлайн ''Новая жизнь'' Урок двенадцатый: Молитва - дыхание души. Урок по основам православной культуры на тему 'Евангельское учение об отношении к врагам' (4 класс) Нарушенные взаимоотношения с ближними


Ника Кравчук

Как любить врагов? Урок совершенной любви

Бог есть Любовь, поэтому в каждом человеке заложен огромный потенциал любви. Но легко быть признательным к хорошему человеку. А как любить врагов?

Легко любить хороших людей

Бог в христианстве — это Бог Любви. И человек создан для того, чтобы умножать любовь. В каждом из нас заложен огромный потенциал — делать добро ближнему, проявлять милосердие, заботу, если надо — жертвовать собой. Это же естественно — ради дорогого человека укрощать собственный эгоизм.

Но Господь призывает нас любить не только родных и друзей, а и обидчиков, клеветников, тех, кто причинил нам боль и страдание. Быть признательным к тому, кто сделал тебе что-то хорошее, легко. Для этого не обязательно быть христианином.

Но как любить врагов? Как простить бывшего партнера, который разрушил твой бизнес? Мужа, который бросил семью и ушел к секретарше? Брата или сестру, отобравших часть родительского имения? Доктора, по ошибке которого ты потерял близкого человека?

Бывает и хуже: как матери простить убийцу ее ребенка?

По статистике 2009 года, в России происходит более 11 убийств на 100 тысяч населения. Это один из самых худших показателей в мире. Но во многих других странах ситуация лишь малым лучше. За этими цифрами стоят реальные люди, жены, мужья, отцы, матери. Как им пережить потерю родного человека и как простить обидчика?

Вопрос более чем сложный. Нужно огромное мужество, чтобы оставить обиды и тем более полюбить того, кто еще вчера вставлял тебе в спину нож.

Но именно к такой жертвенности, огромной работе над собой и призывает нас Господь. Христос указывает на то, что время ветхозаветной заповеди «око за око, зуб за зуб» прошло. Пришло время настоящей любви, не половинчатой, а целой.

Как любить врагов и молиться за обижающих?

Новозаветная заповедь звучит так:

…люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Кто-то скажет: легко рассуждать, а как на самом деле простить, убийцам, грабителям, маньякам, тем, кто пришел к нам с мечом и разрушил наше счастье?

Вместо теоретического назидания лучше обратиться к примеру, который показывает нам Господь — как любить врагов совершенной любовью.

Любовь до креста

Бог послал на землю Своего любимого Сына. И что произошло? Злые люди не приняли Иисуса. Одни оклеветали Спасителя, вторые не впустили Его в свои жилища, четвертые — предали, а пятые — убили. Христос умер самой позорной по меркам того времени смертью.

Перед Его крестом плакала Матерь Божья и недоумевала, за что Ему и Ей сие. Но как вел Себя Христос? Он знал о предательстве Иуды, но все равно сделал его участником Тайной вечери.

Иисус не сбежал от воинов, пришедших его схватить, а лишь кротко спросил, кого они ищут. Более того, Христос проявил любовь и милосердие к Своим врагам. Когда апостол Петр в порыве гнева отсек ухо рабу первосвященника Малху, Иисус исцелил этого человека.

На кресте Христос молился за своих клеветников, насмешников и убийц. Эта молитва, наверно, самая сложная. Чтобы произнести «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят» , Христос приложил огромные усилия. Для этого надо было приподняться, вдохнуть воздух и тогда озвучить молитву. И это в то время, когда тело изнемогало от побоев и гвоздяных ран.

Это, пожалуй, самый полный ответ на вопрос «Как любить врагов?». Терпением мук и крестной смертью Христос подтвердил, что прощать и любить можно всех, даже убийц и предателей.

Господь ведь любит нас, хоть мы и грешим. Совершая плохой поступок, мы становимся союзниками дьявола и противниками Бога. Но Господь все равно продолжает нас любить и ждать. Ждать нашего покаяния, смирения, терпения и ответной любви.

Профессор Алексей Осипов расширяет понимание темы:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

План-конспект урока по основам православной культуры в рамках курса основы религиозных культур и светской этики для обучающихся 4 А класса

Зубова Г. Д., учитель начальных классов,

МОУ Новолядинской СОШ

Тема урока: «Православная молитва»»

Цель урока: знакомство с православной молитвой.

Задачи урока:

Обучающая: узнать, что такое «православная молитва», благодать, кто такие святые люди.

Развивающая: усвоить виды молитв, отличие молитвы от магии, добродетели православного человека.

Воспитывающая: выработать отношение к близким людям и тем, кто нас обижает.

Ключевые понятия урока:

Православие, молитва, благодать, святые люди.

Оборудование:

    Мультимедийная презентация

    Рабочая тетрадь

    Проектор

    Видеоролики

    Карточки с заданиями для групповой работы

    Кроссворд

Ход урока

    Организационный момент.

    Подготовка и мотивация к усвоению новых знаний.

2.1.Разгадывание кроссворда. (1 слайд)

Действия учителя. Вспомните, какие дары дал Бог людям и разгадайте кроссворд.

Дети отвечают. Разум, свобода, любовь, доброта, совесть.

Действия учителя. Какие буквы пропущены?

Дети отвечают. и, а

Действия учителя. Какое ключевое слово?

Дети отвечают. Молитва.

2.2.Контроль уровня подготовки к усвоению нового материала.

Действия учителя. Как вы понимаете, что такое молитва?

Дети отвечают.

2.3. Сообщение темы.

На слайде тема урока. Православная молитва.( 2 слайд)

Действия учителя . Сегодня мы узнаем, что такое православная молитва, а также что такое благодать, кто такие святые люди.

Дети читают.

Действия учителя. Дома вы должны были расспросить родителей, что такое православие?

Дети отвечают.

    Объяснение нового материала.

    1. Словарная работа.

Действия учителя. Посмотрим, подтвердились ли ваши предположения. Читаем текст учебника.

Один ученик читает первые два абзаца на с. 12.

Действия учителя. Ваши предположения почти подтвердилось. Что же такое «православие», «молитва?»

Дети отвечают

(3 слайд) Православие - умение правильно славить Бога, молиться, молитва -обращение к Богу.

Действия учителя. Запишем определения «православие» и «молитва» в рабочие тетради.

Дети записывают.

Действия учителя. А кто такой православный человек?

Дети отвечают Человек, исповедующий православную религию.

Действия учителя. Как думаете, почему слово молитва в кроссвордестало ключевым?

Дети отвечают.

Действия учителя. Давайте вместе порассуждаем.Мы узнали, что Бог дал людям дары, а если нам кто-то что-то дарит, то какова ответная реакция у человека, принимающего дары?

Дети отвечают. Нужно поблагодарить.

Действия учителя. Значит человек в этой молитве…

Дети отвечают. Благодарит Бога.

Действия учителя. Итак, молитвы бывают благодарения. (4 слайд)

3.2 Отличие молитвы от магии.

Действия учителя. Как думаете, молитва и заклинания, произносимые колдунами, экстрасенсами, магами, гипнотизёрами это одно и тоже?

Дети отвечают.

Действия учителя. Прочитаем следующий абзац на с. 12.

Один ученик читает третий абзац на с. 12.

Действия учителя. Как думаете, чем отличается молитва от колдовских заклинаний?

Дети отвечают. Молитва- это обращение к Богу, а колдуны, маги, экстрасенсы, гипнотизёры обращаются к злым силам.

Действия учителя. Предположите, что сильнее: молитва или колдовские заклинания?

Дети отвечают .

3.3.Чтение отрывка из книги Б. Ганаго «Готово ли сердце?» стр. 102

Действия учителя. Посмотрим, подтвердится ли ваше предположение. Послушайте воспоминания одного верующего человека, записанного Борисом Ганаго (см. текст в Приложении 1).

Дети слушают.

Действия учителя. Из чего можно понять, что ваше предположение подтвердилось?

Дети отвечают. Следователь – гипнотизёр не мог осуществить своё намерение: сломить личность.

Действия учителя. Почему?

Дети отвечают. Верующий заключённый произносил молитву.

Действия учителя. С чем сравнивается молитва?

Дети отвечают. С непреодолимым щитом.

Действия учителя. А как думаете, молитву - благодарения произносил заключённый в тот момент или обращался с чем-то другим?

Дети отвечают . С просьбой.

Действия учителя. О чём молил Бога?

Дети отвечают. С просьбой о защите. Ему было страшно, он не хотел, что бы его воля была сломлена гипнотизёром.

Действия учителя. Итак, бывают молитвы просьбы о чём-то (анимация на 4 слайде надпись: молитвы-просьбы).

3.4.Работа с текстом в группах. Рассказ Б. Ганаго «О чём молиться».

Действия учителя. Из приведённого примера мы увидели, что Бог исполнил просьбу православного человека о защите.Как думаете, а все ли просьбы православного человека исполняет Бог?

Дети отвечают. Нет.

Действия учителя. Какие не исполняет?

Дети отвечают .

Действия учителя : Сейчас я прочитаю начало рассказа Б. Ганаго, а вы предположите, чем он закончится. (учитель читает)

(Приложение 2)

Дети придумывают и отвечают .

Действия учителя : Посмотрим, у кого ближе к авторскому варианту (дочитывает текст).

Почему Бог не исполнил молитву мальчика?

Дети отвечают .

Действия учителя : Что не понял герой рассказа?

Дети отвечают . О чём можно молиться. Неправильно желать в молитве зла и боли другим людям.

Действия учителя : Как должен был поступить православный человек, если бы заметил, что начинает кому – то завидовать?

Дети отвечают . Помолиться Богу, чтобы побороть зависть.

Действия учителя . Ещё ёсть вид молитв …предположите, какие?

Дети отвечают.

Действия учителя. Прочитаем, что об этом сказано в учебнике.

Один ученик читает о видах молитв на с. 12-13.

Действия учителя. Какой вид молитвы не назвали?

Дети отвечают. Молитвы-славословия. (анимация на 4 слайде: молитвы – славословия)

Действия учителя. Приведите примеры молитвы-славословия.

Дети отвечают. Аллилуйя (« Слава Богу!»).

Действия учителя. Почему молитва благодарения более редкая?

Дети отвечают. Получив желаемое, часто забывают поблагодарить.

Действия учителя. Приведите пример из Евангелия, когда Иисус Христос возмутился тем, что люди забывают о благодарности.

Дети отвечают. Когда Он исцелил 10 прокажённых больных, а только одтн вернулся поблагодарить.

Действия учителя. Откуда вы это услышали?

Дети отвечают. От родителей, читали.

Действия учителя. О чём просят православные в молитвах-прошениях?

Дети отвечают. О помощи: житейских благ, здоровья, успеха;

о духовных благах: избавление от трусости, лени, раздражительности;

о духовных дарах: прибавлении ума, любви, близости с Богом.

Действия учителя. А также о том, чтобы Бог простил грехи, плохие поступки. Эти молитвы называют покаянными.

    Контроль усвоения нового материала. Работа в группах.

    1. Работа в группах.

Действия учителя. (5 слайд) Вы узнали о видах молитв. Поработаем в группах.Подумайте, какую молитву произносят православные христиане в разные моменты жизни: 1 группа - найдите словосочетания, которые можно отнести к покаянной молитве, 2 группа – к благодарственной молитве, 3 группа к просительной молитве.

Даны словосочетания: мучает совесть, совершается грех, происходит радость, поступил неправильно, рождается ребёнок, страшно, нужен хороший урожай, тревога на сердце, поступил в вуз.

Выполняйте задания коллективно в группе.

Дети выполняют.

Действия учителя. Проверим на слайде. (анимация на 5 слайде)

4.2.Физкультминутка в виде игры «Узнай вид молитв»

На трёх столах обозначены виды молитв: молитвы-просьбы, молитвы-благодарения, молитвы-славословия. У учителя в руках карточки с написанной молитвой для каждого обучающегося.

Действия учителя. Возьмите карточки - на них написаны молитвы и займите за соответствующим вашей молитве столом.

Дети читают молитву на карточке и занимают места за соответствующими молитве столами.

Действия учителя. Проверьте по цвету кружков на обратной стороне карточек.

5.Понятие о благодати, святых людях, добродетелях.

Действия учителя. Как думаете, где и когда можно молиться православному человеку? Посмотрите на фотографии на с. 13. 14.

Дети отвечают.

Действия учителя. Посмотрим, подтвердилось ли ваше предположение. Прочитаем 2 абзац на с.13.

Дети читают.

Действия учителя. Ваше предположение подтвердилось.

Действия учителя. Как думаете, меняется ли человек, когда правильно молится?

Дети отвечают . Становится чище душой, добрее, скромнее, сдержаннее.

Один ученик читает текст до конца с.13.

Действия учителя. Что же меняет человека?

Дети отвечают . Благодать.

Действия учителя. Что такое благодать?

Дети отвечают . Это действие Бога в человеке. (6 слайд)

Действия учителя. В чём проявляется это действие?

Дети отвечают . В добрых поступках и добрых словах.

Действия учителя. Русские люди называют добрые поступки добродетелями. Действие Божьей благодати отражается не только внутренне, но и на облике человека. Человек внешне преображается. Про лицо, озарённое внутренним светом, отблеском светлой души говорят: какое благодатное лицо! Вспомним, житие святого преподобного Серафима Саровского.

Дети отвечают . Его друг Мотовилов вынужден был даже закрыть своё лицо от сияния-действия благодати, которое исходило от лица святого.

Действия учителя. Кто такие святые люди?

Дети отвечают . Люди, которые изменились под действием благодати так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (анимация на 6 слайде)

Действия учителя. Запишите в рабочей тетради определение.

Дети записывают.

Действия учителя. Да, святые - это люди, которые прославились верой и делами во имя Бога и других людей. Каких святых вы знаете?

Дети отвечают .

Действия учителя. Откуда вы узнали житие святых?

Дети отвечают . Родители рассказали, бабушка, прочитали в книгах.

6.Знакомство с житием святых царственных мучеников.

Действия учителя. Православные люди записывают жития святых, издают книги, пересказывают жития друг другу. Как думаете, с какой целью?

Дети отвечают . Чтобы по их примеру научиться, как правильно жить, как поступать со своими близкими и другими людьми.

Действия учителя. А с кого брали пример для подражания святые люди?

Дети отвечают . С образа Богочеловека Иисуса Христа.

Действия учителя. (7 слайд) Давайте обратимся к светлым образам царской семьи и посмотрим, чему могут научиться от них православные люди.Вспомним знакомые на занятиях «Духовное краеведение» воспоминания о жизни царской семьи и узнаем ещё что – то новое, посмотрев видеоролик.

6.1.Самостоятельная работа.

Дети читают бегло уже знакомые на занятиях кружка «Духовного краеведения» отрывки жития царственных мучеников.

6.2.Просмотр видеоролика «Царственные мученики» (3, 36 мин)

Дети смотрят.

Действия учителя. Что вы можете сказать о лицах?

Дети отвечают . Благодатные, одухотворённые.

Действия учителя. Догадались, почему у них такие лица?

Дети отвечают . Действие благодати.

6.3.Работа в группах.

6.3. 1. Самостоятельная работа над заданиями в карточках. (8 слайд)

Действия учителя. Возьмите карточки. В процессе совместной работы ответьте на вопросы в карточках.

1 группа: На основании жития царской семьи назовите наиболее важные добродетели православного человека, соблюдение которых помогает членам семьи жить в мире и согласии между собой и с другими людьми.

2 группа: Используя житие царственных мучеников, назовите существенные отличия режима дня православного человека от человека, не исповедующего православную религию.

3 группа: На примере жития царственных мучеников порассуждайте, как нужно вести себя православному человеку, если он узнал, что обижающий и унижающий его человек, заболел и находится на лечении в больнице?

Дети в процессе совместного обсуждения готовят ответы.

Действия учителя. Отвечаем на вопросы, остальные группы добавляют.

Дети отвечают.

Действия учителя .

После ответа 1 группы . Как думаете, все перечисленные добродетели православный человек может приобрести только благодаря чему?

Дети отвечают. Правильной молитве.

После ответа 2 группы . Вы правильно отметили, что весь день православного человека освящается молитвой: начинается, заканчивается, а так же перед началом и завершением любых дел. Прочитаем задание 4 в рабочей тетради.

После ответа 3 группы . Верно прозвучало ваше рассуждение. Молитву за врагов отцы православной церкви называют самой высокой, так как православный человек, произнося её уподобляется Богу, так как Сам Иисус Христос молился со креста за врагов.

7 . Домашнее задание.

Действия учителя: Прочитаем на слайде (9 слайд) стихотворение.

Дети читают .

Действия учителя. Кто написал это стихотворение и как оно называется?

Дети отвечают . М. Ю. Лермонтов, «Молитва» (по щелчку на слайде - название и фамилия автора).

Действия учителя. О какой молитве говорит поэт?

Дети отвечают . Отче наш.(10 слайд)

Действия учителя. Почему она так называется?

Дети отвечают . По первым двум словам. (анимация на слайде выделяются два первых слова)

Действия учителя. Как по-другому она называется?

Дети отвечают . Господней.

Действия учителя. Почему?

Дети отвечают . Её дал христианам Господь Иисус Христос. (анимация на слайде – икона Иисуса Христа)

Действия учителя. Где её можно прочитать?

Дети отвечают . В молитвослове, в Евангелии. (анимация на слайде – фото Евангелия)

Действия учителя. (11 слайд)

Дома прочитайте об этой молитве в учебнике на стр. 14-15 и выполните задания 1, 2, 3 в рабочей тетради и на диске к уроку «Православная молитва».

Дети записывают в дневники .

8. Подведение итогов. Рефлексия. (12 слайд)

Действия учителя. Подходит к концу наш урок. Кто может сказать: « Я понял, о чём могут и о чём не могут молиться православные люди, и могу рассказать другим», - нарисуйте солнышко. Кто ещё не до конца понял, нарисуйте солнышко в тучах. Кто не понял ничего - нарисуйте дождевые тучи.

Дети рисуют.

Действия учителя. На уроке вы хорошо думали, интересно рассуждали, уважительно выслушивали друг друга, работая в группах. Я вам дарю в нашу классную библиотеку книгу с рассказами Б. Ганаго «Православная молитва», а также жития святых царственных мучеников.

Давайте ещё раз вглядимся в благодатные лица венценосной православной семьи и будем подражать их всеобъемлющей любви.

10. Ролик о царской семье (1, 5 мин)

Действия учителя. Урок закончен. Благодарю всех!

Тема: Молитва

Цель: показать детям важность молитвы, научить детей молиться

Библейский источник:

Золотой стих: «Просите, и дано будет вам, ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам» Матфея 7:7

1. Мотивация – 7 мин

Используйте подготовленных заранее персонажей: жирафа и человека, проведите между ними диалог.

Ж. У меня такая длинная шея, какой я красивый!

Ч. Чем это ты так гордишься?

Ж. Тем, что я большой и красивый.

Ч. Но ведь это не твоя заслуга. Это Бог тебя создал таким.

Ж. А кто такой Бог и где Он?

Ч. Бог – Творец земли и всего, что на ней. Он находится на небе.

Ж. Человек, я выше тебя, посмотри, какая у меня длинная шея. Она поднимает мою голову очень высоко, я ближе к небу, чем ты, но я не вижу Бога. Я хочу с ним поговорить.

Ч. Понимаешь, жираф, Бога невозможно увидеть только потому, что ты длиннее и красивее. Бога невозможно увидеть простыми глазами. Это возможно только людям.

Ж. Почему?

Задайте детям вопрос:

Дети, как вы думаете, чем животные отличаются от людей? (выслушайте ответы детей и подведите итог)

Животные, как и люди, едят, пьют, дышат, спят. Но есть между ними разница. Бог сотворил человека по Своему образу и хотел с ним общаться. Это желание есть в человеке до сих пор. Раньше Бог общался с человеком в раю, а теперь мы можем общаться с Богом через молитву. И это отличает нас от животных. Молитва – это разговор человека с Богом.

2. Игра Высоко – низко 5мин

Молитва – это разговор с Богом. С Ним можно говорить в любое время и в любом месте, потому что Он всегда рядом с тобой. Где бы мы ни были, Бог всегда слышит наши молитвы. Господь слышит наши молитвы отовсюду: со снежных гор и из пещер, из дома и из церкви. Предложите детям внимательно слушать названия мест или предметов, откуда Господь может слышать наши молитвы. Если место или предмет расположены высоко, дети должны поднимать руки вверх, если низко – присесть. Примеры: снежные горы, зелёные поля, лес, верхушка дерева, на льдине, во чреве кита, на кровати, на 10 этаже, на карусели, в шалаше, в церкви и т.д.

3. Основная часть. Молитва 5-ти пальцев. 7 мин

Молитва – это разговор с Богом. С Ним можно говорить в любое время и в любом месте, потому что Он всегда рядом с тобой. Библия говорит, что Бог хочет, чтобы мы постоянно молились Ему. Т.е. мы часто должны разговаривать с Богом и каждый день. Бог лучше любого друга, Он всегда нас слышит. Он может дать нам все, в чем мы нуждаемся. Бог хочет, чтобы мы просили Его о том, что нам нужно, Он любит отвечать на наши молитвы.

Кто из вас знает, как надо молиться? Похвалите детей, которые подняли руку, и похвалите тех, кто не поднял руку, поблагодарите их за честный ответ. И скажите, что сейчас мы будем учиться молиться. Смотрите, у каждого из вас есть руки. И есть красивенькие пальчики. Сколько их? Правильно 5. Покажите детям все пальчики, и выучите с ними название пальчиков: Большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Поднимаем большой пальчик верх и говорим, что Бог Он большой и Великий, поэтому, когда мы молимся, мы должны поблагодарить Его и прославить за то, что Он такой Великий. Указательный пальчик, он нас как будто бы ругает. Говорит: плохо ты, Петенька, сделал, аяяй! А плохие поступки это грех. Поэтому после того, как мы прославили Бога, мы должны попросить прощение за наши плохие дела и постараться больше так не делать. Средний пальчик, он самый высокий, самый главный, а кто у нас в семье самый главный? Правильно! Родители. Поэтому обязательно нужно молиться о родителях. Безымянный пальчик он находится рядом с мизинчиком. А кто часто находится рядом с нами? Это наши друзья, о которых тоже нужно молиться. И самый маленький пальчик, как вы думаете это кто? Это я сам. В последнюю очередь мы просим Бога о себе и о своих нуждах.

Повторите с детьми то, что вы проходили, выберете тех, кто попытается рассказать молитву 5 пальчиков. Затем подведите итог. Смотрите ребята. Легко ли нам соединить мизинчик с указательным пальцем? Тяжело, правда? А легко ли нам соединить средний палец с мизинцем? Тоже сложно? А давайте попробуем соединить большой палец с мизинцем. Получается? А со средним? Тоже получается! Большой палец соединяется со всеми. А что значит большой палец в нашей с вами молитве? Он означает Бога. Видите, Бог может все контролировать, и родителей (соедините большой палец со средним), и наши грехи (большой с указательным) и т.д. Тем самым, покажите детям, что Бог может контролировать все. Поэтому Ему нужно доверять и Ему нужно молиться.

5. Спойте с детьми песню «Имею дивный телефон» 5мин

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ражева Надежда Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ СОШ им. Н.А.Некрасова

Некрасовского района

Ярославской области

Урок № 4

Тема урока: Православная молитва

Цель урока:

православное отношение христиан к Богу; молитва как разговор человека с Богом, как форма возможного общения человека с Богом.

Задачи урока:

Обучающая: углубить знания учащихся о православной молитве, её видах;

познакомить с понятиями «молитва», «благодать», «святые»;

Развивающая: объяснить учащимся разницу понятий «молить», «требовать» и «приказывать», обогатить и усложнить их словарный запас, формировать способы взаимодействия ученика с учителем, учеников друг с другом;

Воспитательная : помочь учащимся осознать отличие материальных благ от духовных радостей.

Термины и понятия: материальные просьбы, духовные просьбы, православие, молитва, требование, просьба, приказ, благодать, святые.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева «Основы православной культуры. 4-5 класс», раздаточный материал, учебник, интерактивная доска.

Формы работы: беседа, работа с текстом учебника и дополнительным материалом к уроку.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Доска разделена на две части: на одной написано: материальные просьбы, на второй – духовные.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы прочитали в учебнике статью «Человек и Бог в православии». Ответьте на вопросы:

1.Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

2.Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

3. Вспомните, что значит быть православным? (Если дети забыли значение термина «православие», можно открыть учебник на стр.7) (Слайд 1)

(Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме)

УЧИТЕЛЬ: Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

(Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами:

«А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д.,

можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик»,

можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.)

УЧИТЕЛЬ: Ваши пожелания я записала на доске, распределив их в разные столбики. Прочитайте, как они названы. Подумайте, почему одни пожелания называются «материальные просьбы», а другие «духовные просьбы»?

(Ученики высказываются) (Слайд 2)

III. Знакомство с понятием «молитва».

1.УЧИТЕЛЬ: Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитвой. (Слайд 3) (учитель объявляет тему урока)

А когда, как вы думаете, человек обращается с молитвой к Богу? (Ученики высказываются)

Послушайте стихотворения русских поэтов. Как поэты отвечают на заданный вопрос? Подчеркните ключевые слова, которые помогут найти ответ на вопрос.

(Слайд 4) (Стихотворения читают заранее подготовленные ученики. )

***

К. Романов

Молитва

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

М.Ю. Лермонтов

2.УЧИТЕЛЬ:

Разочтемся, наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

Взглянул на него в упор.

По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?- Так точно, ясно.

Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

Ведь лучшее всё в нас -

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки:

УЧИТЕЛЬ: Чем, по-вашему, отличается молитва от требования, просьбы, приказа? (Ученики высказываются)

IV. Работа с учебником.

УЧИТЕЛЬ: Какие бывают молитвы?

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», интерактивная модель «Православные молитвы». Показать первую картинку.)

1.Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Мы с вами тоже написали много таких просьб.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ.

Вот что написали мы с вами.

Приведите примеры (из учебника стр.12) просьб духовных благ.

(Чтение и комментирование примера молитвы-просьбы в электронном пособии)

2. (Пояснение молитвы благодарения и «славословия».)

Почему, как вы думаете, один из видов молитв называется молитвой благодарения? За что люди благодарят Бога?

Молитву благодарения люди используют нечасто. Почему?

(Если дети затрудняются ответить на вопрос, найти ответ в учебнике и прокомментировать его.)

Вспомните, в каких ситуациях ваши близкие говорят: «Слава, Богу!»

Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаешь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит, ты не одинок, значит, есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.

(Чтение и комментирование примера молитвы благодарения и «славословия» в электронном пособии).

3. Перечитайте стихотворение Константина Романова «Когда креста нести нет мочи». О каких молитвах напоминает поэт людям? (о молитве-прошении и молитве благодарении).

Как вы поняли выражение «Когда креста нести нет мочи»?

3. По учебнику: пояснение терминов «благодать», « святой» (стр. 13).

Как почувствует человек, что на него снизошла благодать Божья? (он изменяется)

Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова. Как поэт сказал о великой силе молитвы, её влиянии на человека? (словарная работа: бремя (устаревшее слово) - непосильная ноша)

С души, как бремя, скатится

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

4. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на стр. 13-14.

Скажите, когда и где православный человек может молиться?

V. Знакомство с молитвой «Отче наш»

УЧИТЕЛЬ: У православных есть такая молитва, которую знают наизусть все без исключения или, если не знают всей молитвы (ещё не запомнили), хотя бы первые её слова. Послушайте отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». О какой молитве мы будем сейчас говорить?

Г.Х. Андерсен

Снежная королева (отрывок)

…Она побежала вперед что было мочи; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие - стоголовых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.

Кого люди, живущие в разных странах, могут назвать своим Отцом Небесным - «Отче наш»? (Г.-Х.Андерсен, автор сказки «Снежная королева», жил в Дании).

Чтение учителем молитвы «Отче наш» на стр.14

Молитва звучит на церковно-славянском языке, поэтому не всё в тексте молитвы нам понятно

(Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое»)

Дома вместе с родителями прочитайте молитву «Отче наш» и выполните задание на карточке. По желанию можете выучить молитву.

VI. Подведение итогов урока.

(электронное приложение к учебному пособию: урок №4 «Православные молитвы», выполнение заданий «Тренажёр»:

Какие молитвы произносят христиане в разные моменты жизни?

«Отче наш» - это………………

Христиане молятся, потому что…………….

Молитва может……………………………………)

Учитель: Ответьте на вопросы:

Слово «православие» означает.....

Молитва – это...

Виды молитвы: молитва-..., молитва-..., молитва- …

Каково действие молитвы?

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

VII.Домашнее задание.

1. Выполни вместе с родителями задания на карточках (на выбор).

2. Нарисуй ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь?

Задания для домашней работы

Задание 1. Проведи линии соответствия.

благодарственные

Молитвы

просительные покаянные

Молитвы молитвы

« Аллилуия!» « Подай, Господи!»

« Господи, помилуй!»

« Слава Богу!»

Задание 2. Прочитай молитву «Отче наш», объясни значение выделенных слов.

Отче наш, Иже еси на небесех !

да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение , но избави нас от лукавого .

Иже еси на небесех ___________________________________________________________

святится _____________________________________________________________________

яко __________________________________________________________________________

даждь _______________________________________________________________________

якоже ________________________________________________________________________

искушение ___________________________________________________________________

от лукаваго ___________________________________________________________________

Задание 3.

Подумай, что означает фраза «и остави нам долги наша...».

О каких долгах идет речь? ______________________________________________________

Как ты думаешь, есть ли у тебя долги перед другими людьми?

Перед Богом?

Если да, то какие? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что ты сам(а) готов(а) простить своим друзьям и близким? ___________________________

Задание 4. Для тех, кто хочет знать больше. Вот так пишется текст молитвы в церковных книгах:

Дополнительный материал к уроку

Отче наш
Я слышал - в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной:
"Отец людей, Отец Небесный!
Да имя вечное Твое
Святится нашими сердцами;
Да придет царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Своею щедрою рукою;
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Своих детей;
Не ввергни нас во искушенье,
И от лукавого прельщенья
Избави нас!.."
Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека,
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика. А. С. Пушкин

Василий Великий

Для прочего всему свое есть время, по слову Екклесиаста: «время всякой вещи»; но для молитв и псалмопения пригодно всякое время.

Иоанн Златоуст

Молитва есть великое оружие, сокровище неоскудевающее, богатство никогда неиждиваемое, пристанище неволненное, невозмутимое отишье, - и бесчисленных благ корень и источник и матерь есть молитва: она могущественнее самой царской власти. Молитву же я разумею, не кое-какую, не нерадивую и рассеянную, но пламенную и притрудную, исходящую из души болезнующей и ума глубокособранного. Такая только молитва небовосходна.

Франсуа Мориак

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

Раздаточный материал

***

Когда креста нести нет мочи, Но если вслед за огорчением

Когда тоски не побороть, Нам улыбнется счастье вновь,

Мы к небесам возводим очи, Благодарим ли с умиленьем,

Творя молитву дни и ночи, От всей души, всем помышленьем

Чтобы помиловал Господь. Мы Божью милость и любовь?

К. Романов

Молитва

В минуту жизни трудную Есть сила благодатная

Теснится ль в сердце грусть: В созвучье слов живых,

Одну молитву чудную И дышит непонятная,

Твержу я наизусть. Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

М.Ю. Лермонтов

Прочитайте стихотворения. Определите и подпишите стиль обращения для каждого отрывка. (Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточках)

1. - Царь! - ответствует мудрец, -

Разочтёмся наконец,

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу. –

Шамаханскую царицу...

А.С. Пушкин

___________________________

Взглянул на него в упор.

По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?- Так точно, ясно.

Ну, так иди скорей.

К. Симонов

__________________________

3. Не смейте забывать учителей.

Ведь лучшее всё в нас -

От их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

А. Дементьев

______________________

4. Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит не сердито:

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте...

А. Твардовский

___________________________

5. Завтра бой…

Шепчет юноша, скорбь затая,

Шепчет молитву.

Завтра утром в кровавую битву.

«Спаси, Господи, люди Твоя».

Завтра бой…

Федор Сологуб

_____________________________

Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ.


«...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гоняющих вас...»

Евангелие от Матфея (5: 43-45)

А, собственно, почему и за что мы должны любить и прощать врагов своих?

Отметим несколько таких причин.

Первая, потому что все мы - люди, разумные существа, способные к рассуждениям, заблуждениям и к пониманию. Поэтому есть всегда надежда, что когда-нибудь, при определённых обстоятельствах, наши враги изменят свои позиции и превратятся в наших друзей. Или, наоборот, мы поймём под градом их аргументов, что были не правы, покаемся и присоединимся к нашим, теперь уже бывшим, врагам в качестве их союзников.

Люди имеют право на ошибку, ошибаться могут все, и надо, поэтому, всегда оставлять людям шанс на признание своих ошибок и покаяние. И тогда даже наши самые смертельные заклятые враги могут обернуться нашими сторонниками, как то случилось однажды с апостолом Павлом. Любите и прощайте врагов ваших, потому что в один прекрасный день они могут стать вашими друзьями.

Пока человек жив, есть надежда на спасение. Человек может познать правду даже за несколько мгновений до смерти, будучи распят на кресте. Поэтому молитесь за врагов ваших, чтобы они стали вашими друзьями - такое иногда происходит.

Кроме того, обстоятельства иногда бывают сильнее людей и обстоятельства порой сплачивают вместе двух непримиримых противников в общей борьбе, как то было во времена Второй мировой войны. Тогда, без помощи союзников, кто знает, как сложилась бы история Советской России.

«У Англии нет друзей, есть лишь союзники»,- говорит английская поговорка. Она точно иллюстрирует тот факт, что исторические обстоятельства часто меняют местами союзников с врагами. В борьбе за первенство нет «вечных» противников и союзников. Когда надо, рассуждает англичанин, дружим с Россией против Франции, а когда надо - с Францией против России. Примерно так же рассуждают все остальные европейцы.

Ещё одна причина, по которой мы должны быть благодарны нашим врагам, заключается в том, что именно враги всегда до конца честны в своей ненависти к нам, своей ненавистью раскрывая наши достоинства и недостатки. Наши враги, тем самым, помогают нам осознать самих себя, заставляют нас постоянно задумываться над своей жизнью, оценивать правильность наших поступков.

Но возможно ли обойтись вообще без врагов? Европейская массовая пропаганда сейчас любит изображать бесконфликтный мир, полный улыбок и счастливых мордашек. Кто является врагом человека, если все вокруг толерантно счастливы?

Но разве серийный убийца не является ли врагом ВСЕХ людей? Разве вор не плюёт и на людей, и на людские законы? Разве террорист, режущий головы невинным, не является ли врагом ЛЮБОГО ЦИВИЛИЗОВАВАНОГО человека, где бы он ни жил? Разве диктатор, развязывающий несправедливую войну, не является ли врагом всего человечества? Разве мир уже избавился от негодяев?

То есть, У КАЖДОГО НОРМАЛЬНО МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЛИЧНЫЕ ВРАГИ. Другое дело, что в текучке жизни мы не часто сталкиваемся с такими врагами и порой даже забываем об их существовании. Но иногда враги неожиданно напоминают нам о себе... несчастием и смертью наших близких.

А государство? Может ли оно жить в мире со всеми своими соседями и не иметь врагов среди них?

История человечества говорит о том, что такое невозможно даже представить. История человечества - это и есть история конфликтов, в которых сталкивались друг с другом соседи.

Но, может быть, сейчас настали другие времена, когда враждебность сменяется толерантностью и когда дилемма «враг-друг» уходит в прошлое? Что-то слабо верится в такое миролюбие, помня о постоянно растущих расходах «на оборону» во всех странах (не находящихся, конечно, под прикрытием «ядерного зонтика»).

Любая страна на планете, отстаивающая свои национальные интересы, как она их понимает, не может не учитывать, что реализация этих интересов может вступить в противоречие с интересами другой страны. И хорошо, если эти враждебные друг другу интересы можно урегулировать за столом переговоров. Но это не означает, что враждебность исчезла, она лишь «затаилась» до лучших времён, когда можно будет наплевать на мнение соседа и установить свои правила игры.

Тысячелетняя практика международных конфликтов ясно показывает, как надо вести себя в общении с противником.

Чем яростнее враги ругают нас за что-либо, тем больше мы должны проникаться уверенностью в нашей правоте. А чем льстивее враги к нам относятся, чем радостнее хвалят наши поступки, тем больше у нас должно быть подозрений в ошибочности наших действий.

Враги очень долго могут скрываться за маской добродетели, любезности и благородства, вынашивая против нас свои коварные планы, ожидая момента расправы над нами. Вот почему крайне важно знать и понимать своих врагов, чтобы не попасться на их уловки. Думать надо!

Однако, во времена последнего генсека Советский Союз вдруг чудесным образом потерял своих врагов - они исчезли в один миг!

Все бывшие враги вдруг стали нашими лучшими друзьями. А только и нужно было советской стране - отказаться от большевистской идеологии, чтобы не быть «Империей зла», как тогда называли СССР его враги. Надо было просто «повернуться лицом к народу», к удовлетворению его потребностей в «хлебе и зрелищах». И наши заклятые враги вдруг предстали перед нами обаятельными улыбчивыми людьми, искренне радующимися за начавшееся движение России к их пониманию демократии и свободы.

Было ощущение во времена перестройки, что все империалисты-капиталисты вдруг превратились в радостных друзей России, желающих её народам успеха и процветания. Какие расчёты могут быть между друзьями? Только полное доверие! Вмиг распадается Варшавский договор! Вмиг происходит объединение Германии! Вмиг советские войска убираются из обустроенных казарм в открытое поле! И всё задаром! За здорово живёшь! Ну а как же? Ведь мы теперь друзья навеки!

Российские СМИ в 90-х взахлёб нахваливают всё евро-американское, прославляя свободу и демократию, капитализм и предпринимательство, гуманизм и толерантность. Российских интеллигентов наконец-то прорвало - ничто теперь не мешало им так весело-задорно высмеивать совковое прошлое и так яростно-уничижительно охаивать российское настоящее. К «дуракам и дорогам» прибавилась «никому не нужная армия», «никому не нужный флот», «никому не нужная промышленность», «отсталое сельское хозяйство», «совковая культура».

«Теперь мы друзья Европы и Америки, и надо пинками загнать российскую клячу в западную цивилизацию, безжалостно растаптывая её трухлявые ценности»,- вот в чём виделась российским интеллигентам главная задача момента в лихие 90-е. На этой волне слепой любви к Евро-Америке сейчас выросла новая интеллигентская поросль продвинутых и креативных, для которых Родина превратилась в Рашку, из которой «надо валить». Валить туда, где зарплата выше и кормят лучше, где дом просторнее, а работа престижнее. Мол, «счастливо жить не запретишь»!

А что же Россия? «...Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась...»

Россия смирилась с разделом Югославии, с превращением Афганистана в мирового производителя наркоты, с уничтожением законных режимов в странах Азии и Африки, с жестокой расправой над мирными жителями и политическими деятелями многих стран.

А Россия, одурманенная либеральной пропагандой, послушно принимала одну оплеуху за другой. Распад СССР - пожалуйста, расстрел парламента - пожалуйста, истребление русских в Средней Азии и на Кавказе - пожалуйста, провозглашение апартеида в Прибалтике - пожалуйста, возрождение нацизма в Грузии и на Украине - пожалуйста, вступление бывших союзников СССР в Евросоюз - пожалуйста, приближение НАТО к границам России - пожалуйста, засилье иностранных агентов и разгул болотного беспредела на территории России - пожалуйста. Россия послушно сглатывала всё, что ей подносили западные и российские либералы.

Но почему же так случилось? А потому, что Россия забыла, кто ей друг, а кто ей враг. На кого обижаться-то, если вокруг одни друзья? Россия потеряла критерий истины в оценке своих соседей.

Долгое время советская коммунистическая пропаганда тупо вбивала в головы советских людей мысль, что врагами СССР являются капиталисты-империалисты всех стран во главе с США. Именно потому, что СССР строит коммунистическое общество. То есть, согласно идеологии КПСС, главная борьба в мире происходит между коммунизмом и капитализмом. Главные исторические противники - коммунизм и капитализм.

Вот этим-то недомыслием и воспользовались враги России, начиная с первых лет советской власти. Они остроумно противопоставили народы России коммунизму: мол, народы России находятся под гнётом коммунистов. Таким образом, враги России сразу же превращаются в её друзей - надо освободить бедных россиян от жестокого коммунизма.

Враги СССР всегда яростно критиковали коммунистическую идеологию, КПСС, высмеивали «политику партии и правительства», выдавая свою критику за сочувствие к российским народам, томящимся под пятой тоталитаризма. Цель понятна: создать у россиян положительный образ капиталистического мира, заботящегося о судьбе народов России и свалить коммунизм руками самих же россиян.

Тупость коммунистической пропаганды в СССР позволила хитрым либералам навязать россиянам мнение, что запад воюет не против народов России, а против коммунизма, «поработившего» россиян. Мол, чтобы россияне жили так же «достойно», как живут люди на Западе, надо просто сбросить ярмо коммунизма и присоединиться к «цивилизованному» миру.

Коммунистическая пропаганда в СССР, защищая коммунизм, проиграла полностью в идеологической войне западному либерализму, сумевшему представить себя защитником материальных запросов граждан СССР. Апеллируя к желаниям строителей коммунизма жить «как все цивилизованные люди», западная либеральная пропаганда предлагала «простой» путь удовлетворения материальных потребностей - стоит лишь отказаться от коммунизма, как народы СССР заживут так же материально обеспеченно, как живут люди на Западе. Надо освободиться от коммунистического ярма, сдерживающего свободу человека, чтобы жить так, как люди живут в «цивилизованных странах».

И самое позорное для коммунистической идеологии, что на эту уловку западного либерализма первой попалась советская народная интеллигенция. Именно советские интеллигенты, несмотря на весь свой «интеллект» и «сознательность», не смогли сообразить, что под предлогом борьбы с коммунизмом, Запад на самом деле ведёт непримиримую борьбу с самим существованием России. Именно советская интеллигенция стала «пятой колонной» Запада в борьбе против России. Именно советские интеллигенты первыми купились на уверения Запада в его бескорыстной любви к России и стали истово призывать к борьбе «за вашу и нашу свободу». Зачем нам ракеты делать и Енисей перекрывать - надо «просто» прогнать коммуняк и будет России счастье.

Это интеллигенты российские, оболваненные до тупости западным словоблудием, могут без устали «гнать пургу» россиянам по поводу цивилизованной, гуманной, демократической, прогрессивной, человеколюбивой, свободной и толерантной Евро-Америки. Сами же европейцы, надо отдать им должное, правды никогда особо и не скрывали (ибо нет никого честнее, чем твой враг в своей ненависти к тебе).

«Железная леди», например, никогда ни от кого не скрывала, что России достаточно иметь всего 15 миллионов жителей, чтобы быть успешным поставщиком природных ископаемых для европейцев.

Збигнев Бжезинский прямо говорил в своих книгах о расчленении России.

Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, Хиллари Клинтон никогда не скрывали того мнения, что Россия не по праву занимает такие большие территории в Сибири и на Дальнем Востоке, богатые полезными ресурсами. Не по Сеньке, типа, шапка!

И в этом желании западных либералов нет «ничего личного» - они ничего не имеют против русского народа, они только против того, что русский народ владеет (якобы, незаслуженно) одной седьмой территории суши планеты. Вот отдали бы русские Западу свои территории, ну, или продали бы их за пригоршню бисера (как индейцы продали Манхеттен), и потихоньку вымирали бы себе в отведённых для них резервациях.

Но российские либеральные СМИ эти высказывания врагов России просто забалтывают своей настырной рекламой западного образа жизни. И так продолжалось бы дальше, вплоть до окончательного решения русского вопроса. Но тут вдруг случился Майдан. И истина открылась во всей своей трагической красе.

Советским людям советская пропаганда всё время вдалбливала мысль о том, что Запад является противником именно коммунизма, но никак не России. В этом советская пропаганда удивительным образом помогала пропаганде капиталистической. Советские люди даже представить не могли, что капиталисты на самом деле ненавидят именно их, а не коммунизм. И постепенно советские люди стали полагать, что Евро-Америка примет их в свои объятия, как только падёт коммунистический режим в СССР. Народы Советского Союза наивно ожидали, что дверь в Европу для них распахнётся так же широко, как для восточных немцев после падения Стены. Западные пропагандисты уверили советский народ, развратив его посулами сытой жизни, что Запад мечтает лишь о свободной от коммунистов благополучной России. Вот почему так легко россияне расстались с Советской властью.

И вот истина открылась. Оказалось, что Западу глубоко плевать на российское благосостояние, плевать на то, под чьей властью находится русский народ: коммунистов или демократов, сионистов или фашистов. ЗАПАД ВСЁ ЭТО ВРЕМЯ БОРОЛСЯ НЕ С КОММУНИЗМОМ, А С РОССИЕЙ.

Россия - вот цель Запада. Раздробить на мелкие княжества, уничтожить Россию - вот цель всей западной политики последних веков, как вполне открылось русским (в который раз, между прочим!) только сейчас.

А мы-то, наивные, считали, что Запад позволит русским, избавившимся от коммунистов, строить свою «неделимую». Как бы ни так! Не с коммунизмом, оказывается, конфликтовал Запад в XX веке, а с Россией. А «дорогие россияне» не понимали этого, круша великий Советский Союз. Они думали, что избавляются от коммунизма, а на самом деле они своими руками разваливали Россию, ломали своё будущее. Для того, чтобы понять это, понадобился русский разгром в 90-х, понадобилась погибель нескольких государств, понадобилось приближение НАТО к российским границам, понадобился нацистский переворот на Украине, понадобилась грубая лживость и двуличие либерального Запада по отношению ко всем странам мира.

Своим поведением, своими действиями, своим лицемерием, своими «двойными стандартами» Запад ясно показал, что его целью была не победа над коммунизмом, а победа над Россией, предполагающая дальнейшее расчленение и уничтожение России.

Спасибо Западу за то, что он преподал русским такой жестокий урок, показав, наконец, своё подлинное лицо - ЛИЦО ЗВЕРЯ. События на Украине, от начала и до конца подготовленные Западом, недвусмысленно показывают предстоящую судьбу России. Когда НАТО расположит свои базы на Украине, тогда настанет черёд России стать жертвой очередной оранжевой революции, точнее, белоленточной.

Запад на Украине с самого образования её «незалежности», задуривая головы людям, позиционирует себя защитником свободы, правды, честности и неподкупности. Якобы, только после избавления от коммунистического наследия, после избавления от опеки тоталитарной России возможно процветание Украины в рядах ЕЭС и НАТО. Пропаганда либеральная так сильна, что миллионам украинцев сейчас уже невдомёк, что их просто используют как пушечное мясо в борьбе Запада против России. Зомбированные западной пропагандой украинцы уже не в состоянии хотя бы просто сравнить жизнь народа «до» и «после» вступления в ЕЭС некоторых бывших советских республик и стран социалистического содружества - либеральная ложь слепить глаза и разжижает мозги!

«Благословляйте врагов ваших». Эти слова Христа есть условие выживания во враждебном мире. Надо знать и помнить своих врагов, и быть благодарными врагам за то, что они своей постоянной критикой не дают нам расслабиться и безмятежно почивать на лаврах достигнутых успехов. Не забывайте врагов ваших!

Вражеская критика необходима для совершенствования своих взглядов - чем больше враги ругают и критикуют вас, тем больше должна расти уверенность в правоте вашего дела. Но нельзя идти на поводу враждебной критики и «посыпать голову пеплом» при любом обвинении со стороны врага. И понятно, что чем меньше вас критикует враг, тем больше должно быть подозрений, что что-то у вас идёт не так, как надо. И чем больше льстивых слов говорят враги в ваш адрес, тем хуже на самом деле обстоят ваши дела.

Надо очень сильно поблагодарить наших врагов за их постоянную, тупую, неумолимую, не затихающую ни на минуту ненависть к России. Ведь если б они, имея чуть больше разума, хоть немного задумались о тактике своего вранья, то Россия была бы обречена на исчезновение. Только и надо было, что хвалить российские власти как можно слаще, подкупая всех и вся, всячески перестраивая порядки в российском доме в либеральном духе, но так, чтобы народу эта перестройка была не особо заметна. Надо было больше «мёда» добавлять в антироссийский коктейль, чтобы россияне не заподозрили подвоха.

И не надо было спешить нашим уважаемым либеральным «друзьям России» со «снятием плодов» - недостаточно ещё они созрели. Развращая российское общество, не стоило торопиться с гей-парадами, например, - надо было тихо-мирно распространять взгляды ЛГБТ-сообщества на население и через пять-десять лет оно бы «созрело».

Не стоило торопиться с приёмом в НАТО «осколков СССР». Надо было тихо-мирно реформировать жизнь людей на всём постсоветском пространстве в духе «уважения прав человека», «добрососедства» и толерантности.

Прикинуться овечкой - вот что так и не удалось Западу сделать в борьбе с Россией. Поскупились деньгами, капиталистические скряги! Они так обрадовались государственной измене, произошедшей в самых верхах СССР, что буквально «захлебнулись слюной от счастья». Да и действительно, кто бы мог подумать, что многолетняя пропаганда либерализма в «Империи зла» вдруг окажется такой действенной, что сам генеральный секретарь ЦК КПСС окажется её жертвой.

А алгоритм ведения антирусской пропаганды был самым примитивным. В духе доктора Геббельса, либеральные СМИ постоянно изо дня в день врали, «вешая лапшу на уши» советским людям, что 1. На Западе всё очень хорошо и будет ещё лучше, 2. В СССР всё плохо и будет ещё хуже и 3. Запад - враг коммунизма, а не России. И вот такой примитив промыл мозги не только миллионам «совков», как «удачно» выразился один из русских интеллигентов, но и, как оказалось, высшему советскому руководству - до такой степени, что они чуть ли не первыми и поверили в святость Запада и в порочность Союза.

И вот теперь надо сильно кланяться и благодарить, благодарить и кланяться нашим врагам за их тупую поспешность в ликвидации России. Если бы не их звериная ненависть ко всему русскому, мы так до сих пор бы и не понимали всей враждебности европейской цивилизации к России. Если бы наши враги вели себя более хитро, русские до сих пор бы не ведали о том, что они обречены на истребление, и продолжали бы глупо умиляться Европой и Америкой.

События в Киеве и на Украине ясно показали, что следующей целью оранжевых революций станет Россия. Тщательнее, господа либералы, тщательнее надо было рассчитывать. «Спешка нужна только при ловле блох», как говорят в России. А на Украине вы явно поспешили, посчитав, что «клиент готов» и Россия уже не пикнет, подставив покорно свою шею под ваш топор. Тут вы просчитались, господа. Что ж, тупости, оказывается, вам, господа либералы, тоже не занимать.

Тактика постоянного вранья и рекламы либерализма дала прекрасный для наших врагов результат - Советский Союз распался, распался Варшавский договор, поистине, «распалась связь времён». И такая тактика, продолжись она ещё лет десять-двадцать, подкреплённая «добрым участием» наших врагов в жизни россиян, автоматически привела бы к распаду и уничтожению России.

Но «аппетит приходит во время еды»! Каким счастьем для русских врагов стало уничтожение Советского Союза - это поистине вскружило голову всем негодяям! И они принялись безоглядно в спешке курочить великое наследство Советской власти. Развал экономики, воровская «прихватизация», ваучерная афера, бандитский беспредел, «наконец-то в России появился секс», ничтожество во власти, продажные горлопаны на площадях, «ядовитые гады» в либеральных СМИ - все эти «плоды свободы» помогли россиянам по-новому взглянуть на «счастье» дружить с Западом.

Сейчас русский народ избавляется от самой опасной своей иллюзии - от любви к Западу, освобождается от своего заблуждения, что Евро-Америка желает счастья россиянам и России.

Русские вдруг увидели, какую участь им уготовил свободный, демократический гуманный и прогрессивный Запад: «Москаляку на гiляку!» - так, кажется. Мол, не стоит пока излишне пугать русских, «а вешать их мы потом будем». И вообще, превратить Россию в ядерную пустыню, вот заветная мечта майданутых либералов. Враг полностью раскрыл своё звериное нутро - «Россию на гiляку!»

Сколько бы ещё времени российские либеральные интеллигенты задуривали россиянам головы своими россказнями о добреньких европейцах и американцах, якобы мечтающих о благополучии России, если бы не Майдан. Теперь русские, россияне ясно увидели, что мечтают западные либералы только об одном - чтобы русских с их проклятой Россией не было на свете.

Спасибо вам, наши непримиримые враги за вашу честную ненависть к России! Спасибо за то, что честно говорите нам, что нас ожидает в самом ближайшем будущем. Мы благодарны вам за то, что ваша ненависть к нам открыла, наконец, наши глаза, избавив их от либеральной пелены. Спасибо, что ваша ненависть к нам позволила нам узнать, кто наш настоящий друг, а кто враг.

Спасибо, что теперь россияне узнали деятелей пятой колонны у себя в стране, эхом распространяющих либеральные небылицы. Если бы не вы, наши непримиримые враги, российские либералы до сих пор своим словоблудием пудрили бы нам мозги.

Спасибо вам, наши враги!

И в заключении надо обязательно сказать, кто же персонально является врагом русских, россиян, России и вообще всех народов земли.

Это не европейцы, не американцы, не иные народы мира, это либеральные элиты всех стран (включая и Россию): политическая, финансово-экономическая, культурно-медийная. Это люди, исповедующие либерализм, служители либеральной идеологии, разъедающей общество, превращающей человека в примитивного потребителя материальных благ, уничтожающей человека в человеке.

Либерализм, родившийся в Европе с отрицания Бога и Его нравственности в эпоху Возрождения, есть причина всех бедствий человечества в Новое время, а ныне он стал причиной мирового системного кризиса, причиной вымирания коренных европейских народов, причиной глобальной экологической катастрофы.

Либерализм - это враг человечества, поскольку основан на культивировании человеческого эгоизма. Он остаётся привлекательным для миллионов людей, вводя их в заблуждение лживыми посулами, развращая своим призывом к свободе от соблюдения каких-либо норм. Либерализм подло обманывает людей, подсовывая им материальное рабство под знаменем духовного освобождения. И либерализм подчинит своим ценностям рано или поздно любую страну, не только Россию, но и весь мир, если не противопоставить ему иную, АЛЬТЕРНАТИВНУЮ ЛИБЕРАЛИЗМУ, идеологию.

От либерализма невозможно защититься благосостоянием и высоким уровнем жизни, ракетами и ядерным оружием, тем более преодолеть его, потому что борьба с ним происходит не на поле боя, не в материальной сфере, а в сознании каждого человека. Разрушительную либеральную идею можно преодолеть только идеей созидательной. Идею можно победить только другой идеей, поэтому, чем скорее будет сформулирована альтернативная либерализму идеология, тем скорее всеобщий мир придёт на землю. С этого и надо начинать - другого пути спасения России просто не существует!


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство