05.10.2021

Изображения иконы спас нерукотворный. Спас нерукотворный Медовый спас картины русских художников


Прянишников И.М.

Спасов день на Севере. 1887

Холст, масло. 130 х 215

Справа внизу подпись: И.Прянишниковъ

Приобр. П.М.Третьяковым в 1887 с 15-й передвижной выставки.

Государственная Третьяковская галерея, Москва Инв. 564

Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) - один из талантливых русских художников второй половины XIX столетия. Он был членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, которое организовывало выставки не только в Петербурге и Москве, но во многих провинциальных городах России, тем самым, демонстрируя и пропагандируя современное отечественное искусство. Более 20 лет Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, считая главным достоинством живописца умение «одухотворить факт» современной жизни.

Творческий диапазон Прянишникова был достаточно широк. Художник работал в жанре портрета, пейзажа, исполнял картины на военно-исторические темы, выступал в роли иллюстратора. С молодых лет он занимался церковными росписями, участвовал в оформлении храма Христа Спасителя в Москве в 1870-е гг. Но главный интерес на протяжении 40-летней художественной деятельности был сосредоточен в области бытового жанра.

В 1880-е гг. Прянишников много путешествовал по Северу России, мало изученному в то время краю. Многие художники ценили в нем не только величественную красоту природы, но в особенности патриархальность бытового уклада, верность старине и традиции. В эти годы активизируются исторические, археологические, этнографические, филологические исследования с целью воссоздания подлинности русского народного характера, обычаев, нравов и образа жизни. Свойственная художественной культуре и искусству в 1880-е гг. увлеченность поиском национального своеобразия русской деревни оказалась тесно связана с религиозной, церковно-обрядовой и патриархальной стороной народной жизни, которая по-своему преломилось в творчестве Прянишникова.

Именно с русского Севера художник привозит замыслы многих своих жанровых произведений. В 1880-1890-е гг. в его искусстве возникают полотна большого размера. Низкий горизонт открывал возможности широкого показа многолюдной народной массы на фоне суровой, даже летом, природы. Художник стремился объединить в общем действии праздников различные типы и характеры русской деревни. Среди произведений этого времени особое место занимает «Спасов день на Севере».

Земледельческие праздники испокон веков составляли важную часть жизни крестьян у всех народов. Они в первую очередь основаны на религиозных верованиях и национальных обычаях. До утверждения христианства на Руси довольно сильной была языческо-славянская традиция, связанная с природным годовым циклом сельских работ. Постепенно эта старинная традиция трансформировалась. Покровителями земледельческих работ стали святые Православной Церкви, а годовой календарь оказался привязан к церковному литургическому календарю.

Для церковно-православной жизни чрезвычайно важен литургический год. В центре него находится Пасха – праздник праздников. Среди православных праздников главными почитаются двенадцать праздников (Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и тд.), есть также праздники великие (день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы) и множество других торжественных праздников.

По церковному уставу Спасов день – праздник Господний – отмечался 1 августа по старому стилю. Это первый день осени и начало осеннего поста (по старому стилю). С этого дня начинался первый торжественный посев. Этот день также называли Первым или Медовым Спасом, потому что с 1 августа можно было вкушать мед, который прежде в этот день освящался в церкви. Особой торжественностью Первый Спас не выделялся в отличие от Второго Спаса или Праздника Преображения Господня, который относили к главным двунадесятым православным праздникам. Этот праздник называли еще и Яблочным Спасом. До него по правилам запрещалось вкушать яблоки. Именно в яблоках до Второго Спаса видели соблазн, им придавали смысл библейского плода познания Добра и Зла, и почитали грехом, если кто ел яблоки до 6 августа по старому стилю. На Яблочный Спас в церквях освящали разные плоды и яблоки, и груши, и виноград, которые приносили в корзинах.

1 августа в церквях праздновали Происхождение честного и животворящего Креста – праздник, установленный в XII веке Константинопольским Патриархом в Византии и митрополитом Киевским на Руси. В воспоминание крестной силы, вооружившись которой и византийские, и русские воины победили язычников, установили в первый день августа износить священнику из алтаря честный Крест, полагать его среди церкви для поклонения, кроме того, повелели совершать в этот день освящение воды. Честной Крест торжественно вместе со святыми иконами выносился из алтаря крестным ходом на реки, источники и колодцы. В северных губерниях после Водосвятия купали детей, причем снятые с младенцев рубашки оставляли в воде и надевали новые. Также купали лошадей, чтобы они были крепче и здоровее.

На картине И.М.Прянишникова «Спасов день на Севере» изображено большое количество людей, собравшихся по случаю молебна у реки, который совершается священником.

На переднем плане – крестьяне (подростки, мужчины, девки) верхом на лошадях, стоящие в реке в ожидании освящения воды. Молебен уже начался, но со всех сторон подтягиваются опоздавшие, справа по косогору скачут крестьяне, догоняют крестный ход пешие прихожане, под руки ведут немощных стариков. Однако их движение не нарушает общего впечатления спокойствия и размеренности происходящего, что позволяет говорить об укорененности в бытовом обиходе старинного православного обряда и устойчивости многовековой традиции. Вдали виднеется храм, откуда пришли крестным ходом нарядно одетые женщины в ярких платках и узорчатых национальных сарафанах, рослые мужчины в темных кафтанах, подпоясанные праздничными кушаками. Пестрое и шумное людское сборище на фоне бескрасочного неба и неяркой северной природы напоминает скорее народное гуляние, но возвышающиеся хоругви фиксируют композиционный центр полотна, как впрочем, и всадники, «отвернувшиеся от зрителя». Все разнообразное, только на первый взгляд, движение людей невольно стягивается к центру полотна. Геометрический и смысловой центр картины – священник, читающий Евангелие, и четко определяемые иконы Спасителя и Богоматери в серебряных окладах.

Критики оценили в полотне Прянишникова выразительность лиц, полноту жизни, простоту и правду. Один из критиков, восхищаясь найденными художником типами людей и животных, отметил «недоумевающего жеребка»

Юденкова Т.В. ст.науч. сотр. ГТГ

кандидат искусствоведения

Спас нерукотворный

Вторая половина XII в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Согласно преданию, царь малоазийского города Эдессы Авгарь, страдавший неизлечимой болезнью, отправил к Христу художника, чтобы тот изобразил лик Спасителя, который поможет ему излечиться. Однако чудотворное сияние вокруг Христа помешало художнику запечатлеть его облик, и тогда Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором чудесным образом отпечатался его лик – Нерукотворный Образ. Царь Авгарь исцелился от Образа Спаса Нерукотворного, после чего Образ был помещен на городской стене для защиты Эдессы от врагов, а в 944 году перенесен в Константинополь и стал основой для иконографического типа – Спас Нерукотворный.

На иконе лик Спаса строгий и суровый, почти идеально симметричный. Сдержанный колорит построен на тонких сочетаниях охристых тонов. Первоначально икона выглядела более нарядной: утрачен яркий орнамент ветвей креста на нимбе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Как компании стали великими - истории о бизнесе и торговле автора Минго Джек

Я памятник себе воздвиг нерукотворный Из стихотворения «Памятник» (1836, опубл. 1841) А. С. Пушкина (1799- 1837): Я памятник себе воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа... В «Памятнике» (1796) Гаврилы Романовича Державина (1-743-1816) есть похожая строка: Я памятник себе

Из книги 100 великих тайн Третьего рейха автора Веденеев Василий Владимирович

Как поющий банан спас террористов Я банан Чикуита И я пришла сказать: Не ешь банан зеленым, Он должен дозревать. Банан Чикуита (Chiquita Banana), дурацкий, развеселый латиноамериканский банан, был ответом компании "Юнайтед Фрут" (United Fruit) на сложившуюся отрицательную репутацию

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Фюрера спас случай? 20 июля 1944 года унтер-офицер Карл Фишер, проходивший военную службу в качестве штабного водителя в расположенной в Восточной Пруссии ставке фюрера «Вольфшанце», в шесть часов утра уже находился в гараже, как и другие водители: таков был заведённый в

Из книги Великие научные курьезы. 100 историй о смешных случаях в науке автора Зернес Светлана Павловна

Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав Николаевич

Марс нерукотворный

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Кто спас честь мундира? Тут, видимо, следует упомянуть, что сразу же после того, как стало известно о запуске советского спутника, Вернер фон Браун обратился к министру обороны с предложением о возрождении ранее предложенного им проекта «Орбитер». И заверил, что его

Из книги Как выжить в зоне [Советы бывалого арестанта] автора Крестовый Федор

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Как я спас лидера ОПГ от смерти, а он меня - от «раскрутки» Ранее я упоминал, что бомж может стать в тюрьме жутким авторитетом. Но бывает и наоборот: лидеры очень серьёзных организационных преступных группировок в неволе нередко теряются.Помню, сидим в «Крестах». В камере

Из книги Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии автора Каплинский Владимир Борисович

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

ХРАМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ, СЕЛО СПАС С начала XIX века до 40-х годов в этом храме служил священник Сергий Иванович Калютин, а в 20-е годы еще и священник Василии Филиппович Барсов.Спустя ещё 66 лет, в 1858 году, когда в селе проживало более 100 жителей, был построен еще один

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Спас Из «Звенигородского чина». Начало XV века. Москва. Государственная Третьяковская галерея, МоскваТри потемневшие, полуразрушенные иконы были найдены в 1918 году экспедицией реставраторов в дровяном сарае недалеко от собора Успенского собора на Городке в Звенигороде.

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС Группу ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, которая играла достаточно заметную роль на клубной сцене Питера 90-х, организовал в начале 1990 года бас-гитарист Роман Белан, в прошлом участник хард-роковой группы ЭДЕМ. В оригинальный состав СПАСА вошли также Михаил Ещик, вокал,

Яблочный спас в Малороссии.
Николай Корнилиевич Бодаревский. Ок.1921 г. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


Добрый дедушка.
Касаткин Н.А. 1899 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Картина "Добрый дедушка" была создана под влиянием учения о нравственном самоусовершенствовании Л.Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг. С великим русским писателем Касаткина связывали долгие годы дружбы. Художник почти каждое лето гостил в Ясной Поляне, вёл оживлённую переписку с членами семьи писателя, выполнял различные его поручения. Теплые дружеские отношения были скреплены обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную литературность сюжетов произведений Касаткина.
В основу повествования картины "Добрый дедушка" положен мотив помощи ближнему. Картина представляет незначительный эпизод из городской жизни: старик покупает пару яблок у уличной торговки, которая радушно раскрыла перед ним корзины с товаром, предлагая всё для выбора. Само название картины подсказывает, что старик покупает яблоки не для себя, а чтобы угостить мальчика, во взгляде которого читается восторг и обожание. Касаткин основное внимание сосредотачивает не на типах, участвующих в рассказе, а на событии как таковом. Удачен образ благообразного старика: книга в руке, добротное, но поношенное пальто, представляют человека небольшого достатка, образованного и добросердечного.
Действие происходит на фоне сказочной красоты старинной церкви фигурной красно-белой кладки с многочисленными "кокошниками" и шатровыми куполами, строгой решётки ограды с каменными столбами, мимо которой мелькают люди и телеги, в сквере с тонкими голыми деревцами, заботливо ограждёнными низеньким заборчиком. Под ногами героев картины разбросаны резные кленовые листья: красные, жёлтые, зелёные. Всё утопает и сливается в прозрачном осеннем воздухе, который обволакивает предметы и гасит краски, придавая всей сцене мягкость и какую-то теплоту.
Приклонская В.В.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Яблоневый сад.
Кустодиев Борис Михайлович. 1918 г. Холст, масло 70,5 х 124
Томский областной художественный музей


Натюрморт с яблоками.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1909 г. Холст, масло, 62,5 х 82,5.
Частное собрание


Натюрморт. Яблоки
Машков, Илья Иванович (1881 - 1944). Холст, масло. 96 x 125.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина


Алма-атинские яблоки
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 52 х 67,5.
Собрание Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи


Колхозный базар.
Федор Васильевич Сычков (1870-1958). 1937 г. Холст, масло, 78,9 x 101,2.
Арт-фонд семьи Филатовых

К Медовому Спасу я обычно обновляю свои галереи, посвященные пасекам, пасечникам и меду. Поскольку наступает первый из трех летних Спасов - Медовый или Маковей, пора представить вам собранную с прошлого лета коллекцию.
Напомню, что в этот день Православная церковь отмечает праздник Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Еще Медовый Спас называют «Спасом на воде» или "Мокрым Спасом" в честь водосвятия, поскольку по старому стилю этот праздник совпадает с днем Крещения Руси – 1 августа 988 года, упоминаемом в летописях XVI века. В память этого события в храмах совершается чин малого освящения воды, а вместе с освящением воды совершается освящение меда. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора. После «Мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы...
К началу августа поспевает не только мед, но и мак. Поэтому Медовый Спас еще называют Маковеем, но не от слова "мак", а в память об иудейских мучениках Маккавеях. В Маковей готовили кушания с маком, ели мак, растертый с медом, маканцы или мачники.
Но мы сегодня говорим о мёде, пчелах и пасеках!

***
Вот и лето на исходе,
Отдохнули хорошо,
Рады тёплой мы погоде,
И Медовый Спас пришёл.

Пчёлы принесли нам радость,
Сот прекрасный аромат,
Мёда вкусного нам сладость,
Каждый будет очень рад.

Угощайтесь всем народом,
Пробуйте не один раз,
Наедайтесь спелым медом,
На дворе Медовый Спас!

Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Медовый Спас (часть триптиха Спасы). 2005 г.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) Пасека. 1887 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Райлян Фома Родионович (1870-1930) Вечер. Пасека. 1898 г.

Атлашкина Елизавета Дмитриевна (1879-1965) Пасека. 1926 г.

Хитрова Тамара Александровна (1913-1991) Пасека. 1970 г.

Ишмаметов Энвер Дзерулович (1916-1985) Ульи. 1962 г.

Тюха Иван Андреевич (Украина, 1920-2000) На пасеке. 1957 г.

Лимарев Анатолий Григорьевич (Украина, 1929-1985) На пасеке. 1985 г.

Леонов Олег Александрович (род. 1959) Пасека. 2009 г.

Cердюк Борис (Украина, род. 1960) Тарас Шевченко на пасеке. 2013 г.

Камышный Юрий Константинович (Украина, род. 1962) На Лысую гору. 2007 г.

Белич Иван Васильевич (Украина) Отцовская пасека. 1994 г.

Лазарева Светлана Александровна (род. 1987) Медовый Спас. 2010 г.

Антонова Ирина Петровна (Украина) Пасека (жанровая лепка).

Хасанова Нурия Нурмухаметовна (Татарстан) Пасека.

Ягодкина Татьяна (Украина, род. 1982) Пасека.

Федотов Валерий Деревенский завтрак. 2010 г.

***
Спас наш первый, Спас Медовый,
Подари нам меда тонну,
Пусть на наше освященье
Погода будет загляденье.

Пусть и лето провожаем,
Но осенний дождь не ждем.
Воду с медом освящаем,
Булки и блины печем.

Саенко Руслан Николаевич (род. 1933) Пасека. 1992 г.

Бабак Вячеслав Петрович (род. 1946) Липовый мед. 2010 г.

Пацан Юрий Иванович (Украина, род. 1963) Без названия.

Третьяков Роман Павлович (род. 1966) В Лаврах на пасеке. 2010 г.

Полуян-Внукова Надежда Владимировна (род. 1968) На пасеке. 2007 г.

Иванишин Роман (Украина) Пасека. 2012 г.

Залищук Валерий Васильевич (Украина, род. 1963) Яблочный мед. 2008 г.

***
Прощаясь с летом, мы делаем запас
Всего того, что в зиму пригодится.
На этом рубеже – Медовый спас
С дарами лета в каждый дом стучится.
Очистят старые, забытые колодцы
И новые колодцы освятят,
Пчела не носит мёда у оконца
И с мёдом мак на праздник сей едят.
Прощанье с летом – время сенокосов
К зиме в селе уже готовят хаты,
Хоть далеко до снега и заносов,
Но лето красное уж клонится к закату!


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ О появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перене[...]

Икона Спас Нерукотворный - описание
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откро[...]

Спас Нерукотворный - описание иконы
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов - Чрепие или Керамида - изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип <Плат Вероники>, где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа - <Спас Мокрая брада> - изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство