10.10.2021

Ювелирные, ювелирно-поделочные и поделочные камни (аметист,беломорит,гранат, корунд, пегматит графический). Огромные камни геологические памятники карелии Какие самоцветы добывают в карелии


Богата своими разновидностями полезных ископаемых. На территории края найдены месторождения более 30 видов.

Железо

В Карелии 3 группы железных руд (железистых кварцитов):

Болотные и озерные – накопление руд происходит на дне водоемов.
- гематитовые руды – образующиеся в яту-лийских отложениях.
- железистые кварциты – находящиеся среди лопийских отложений.
Одно из самых богатых месторождений железных руд – это Костомукшское.

Титан почти в 1,5 раза легче стали, в 3 раза прочнее алюминия. При температуре 537° сохраняет свои механический свойства. Н атерритории Карелии несколько месторождений титано-магнетита и одно месторождение ильменита с магнетитом. Металл применяется в самолето-, корабле-, ракетостроении.
Месторождения руд разведаны в Пудожском, Кондопожском, Лоухском районах.

Слюда-мусковит

Данное месторождение находится в северной Каре¬лии в Лоухском районе.
Еще в середине 14 века на территории Карелии новгородские купцы обнаружили в скалах карельского побережья Белого моря слоистый камень. От того, что камень слоился, он и получил название «слуда». Активными поставками данного сырья всегда занималась Москва, именно поэтому данный камень материал назвали позже мусковитом, в честь Московии.
Слюда активно применяется электро- и радиотехнической промышлен¬ности.

Кварц-полевошпатовое сырье

Данное сырье получило широкое применение в Карелии и по всей России. Большую часть для России кварц-полевошпатового сырья добывается в Карелии.
Используется в фарфоровой, электрофарфоровой, абразив¬ной и стекольной промышленности. Кварц и полевой шпат получают из пегматитов.
Кианит – минерал, из которого получают алюминий и его сплавы, а также высокоогнеупорные изделия.
Серный колчедан – нашел применение в целлюлозно-бумажной промышленности и в производстве серной кислоты. Самые крупные месторождения - Хаутаваарское и Парандовское.

Гранат – твердый минерал, из которого изготовляют шлифованный порошок для деревообрабатывающей, кожевенной и стекольной промышленности.

Шунгитовые породы

Уникальные горные породы, содержащие черный углистый материал шунгит и другие минералы метаморфического происхождения. Шунгит получил название по месторождению, которое было отрыто в 19 веке в селе Шуньга.
Крупные месторождения находятся также на северо-западном побережье Онежского озера, в Заонежье, и на территории от Кондопоги до Медвежьегорска. Шунгит используется как поделочный камень, в производстве черной краски в лакокрасочной промышленности, в производстве бетонной продукции в строительстве, в бытии и живописи.

Каменно-строительные материалы
К ним относятся граниты, кварциты, мраморы, диабазы и другие – одни из основых богатств Карелии. Карелия считается природной кладовой каменно-строительных материалов.
Гранит – широкое применение приобрел как строительный и облицовочный камень.
Кварцит – та же функция, что и у гранита. Художественно-декоративный камень
Мрамор – используют широко в строительестве как художественно-декоративный камень, отходы активно применяют в металлургии.
Диабаз – ценный облицовочный материал для сооружений зданий, памятников и ценный материал для камнелитейной промышленности.
В Карелии встречаются также драгоценный, полудрагоценные и поделочные камни: аметист, гранат-альмандин, хальцедон, лунный камень, солнечный камень.

Талько-хлоритовые сланцы
Используются в качестве наполнителей в производ¬стве ядохимикатов. Горшечные камни могут с успехом за¬менить сравнительно дорогой тальк в производстве дустов.

Общераспространенные полезные ископаемые по Республике Карелия:

Алевролиты, аргиллиты
- магматические и метаморфические породы
галька, гравий, валуны
- глины
- диатомит, трепел, опока
- доломиты
- известняки
- кварцит
- облицовочные камни
- пески
- песчаники
- песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы
- сапропель
- сланцы

Суглинки
- торф
- гранит
- мрамор
- шунгит
- шокшинский порфир

Все многообразие карельских полезных ископаемых говорит о том, что Карелия очень богатый край. Грамотное использование природных ресурсов обеспечит устойчивое экономическое положение республики на мировой арене.

Цитата сообщения

Арина: давно не читала таких добротно сделанных статей о Карелии! Очень интересно и возможно и вы сможете найти новое для себя


Места силы Карелии-1

Карелия в глазах большинства россиян - страна озер, порожистых рек, сосновых лесов. Но все чаще ее связывают с легендарной Шамбалой - родиной ариев и их умением управлять силой Земли.

В 1808 году немецкий философ и филолог Фридрих Шлегель первым написал, что много тысяч лет существовал пранарод, родиной которого были Гималаи. Этот народ захватил Индию, Персию, всю Европу и создал великие древние цивилизации. И именно Фридрих Шлегель дал ему имя «арийцы», что на санскрите означает «благородные».

Прошло столетие, и в начале ХХ века «арийская теория» совершила крутой поворот. Немецкие ученые стали доказывать, что Шлегель ошибся: не индоевропейские языки пришли из Индии, а наоборот, североевропейские в Индию. Поэтому родиной ариев являются не Гималаи, а Скандинавия и Северная Германия. Народ же, проживающий здесь, более правильно именовать «нордической расой»


Проверка «нордической гипотезы»

Эта «нордическая гипотеза» стала теоретической основой для германского общества «Наследие предков» или «Аненербе», которое до Второй мировой войны и во время нее организовало несколько экспедиций в Гренландию, Скандинавию, прибалтийские страны — Литву, Латвию, Эстонию.

Одновременно сотрудники «Аненербе» (их трудно назвать учеными) грабили музеи и библиотеки на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии, СССР, выискивая в них доказательства нордической теории.

Не пропустили «Аненербе» и Карелию. Здесь, в лесу под Кестеньгой, был найден медальон эсэсовца дивизии «Мертвая голова». Офицеры и солдаты этой элитной германской дивизии использовались в карательных операциях против партизан и на наиболее важных участках фронта - под Сталинградом и на Курской дуге. Но в Карелии боев не было и карательных операций не проводилось.

Чем же занимались представители отборной части СС в безлюдных лесах?

Разобраться в причинах появления эсэсовцев в Карелии попытался поисковый отряд «За Родину», руководимый Виктором Комковым. Отряд обнаружил у Елетьозера, на месте, не имеющем особого военного значения, две мощные линии обороны.

Первую занимал норвежский добровольческий лыжный батальон дивизии СС «Норд». За ним на сопках Хассельман и Капролат была еще одна линия обороны. Здесь в бой с красноармейцами вступили горные егеря дивизии СС. Если СС можно назвать элитой немецкой армии, то горные егеря СС были элитой в элите.

Возникают два вопроса. Первый: что делали отборные части CC на спокойном Карельском фронте долгое время? Ведь закопаться в землю и держать оборону вполне могли и резервисты.

Второй: почему в конце войны, в 1944 году, немецкие войска предприняли ряд отчаянных контратак, чтобы прорваться к егерям, окруженным у Елетьозера? Контратаки были очень серьезные. Немцы шли на прорыв напрямую, в лобовую атаку да еще через минное поле. Ради чего или ради кого приносились в жертву немецкие солдаты?

У Елетьозера был найден большой блиндажный городок. Под Кестеньгой были построены пилорамы, электростанции. Электророзетки были даже в траншеях, не говоря о блиндажах, и солдаты могли включать там свет.

Блиндажный городок в лесах больше подходил не для обороны, а для проживания ученых. В одном из них была найдена эсэсовская шпага, которую носили высокие чины СС. Их использовали только для магических ритуалов.

В результате обследований, проведенных в ближайших от блиндажей окрестностях одним из поисковых отрядов, были найдены три пещеры. Проникнуть в них не удалось — входы были аккуратно обрушены взрывами. Что там хранилось и какие работы в них велись, исследователям узнать не удалось.

Зато от местных жителей стало известно, что где-то в окрестных лесах есть так называемые места силы, около которых карельские колдуны совершали до революции свои таинственные обряды.

Золотая чаша викингов

Карелия не случайно привлекла сотрудников «Аненербе». Еще раньше здесь побывали исследователи из спецотдела при ВЧК-ОГПУ, руководимого Глебом Бокием. Об одной из экспедиций на Кольский полуостров, возглавляемой заведующим лабораторией нейроэнергетики Александром Барченко, закончившейся открытием Северной Шамбалы, известно, наверное, многим.

Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что Барченко в поисках сокрытых древних знаний проводил свои исследования и в Карелии, которую считал «территорией древнего магического Знания».

Существовала легенда, что именно здесь находится подземный храм богини Юмаллы, где хранится так называемая «Золотая чаша викингов», обладающая огромной магической силой.

Еще раньше, чем работники отдела Глеба Бокия и сотрудники «Аненербе», пытались найти в Карелии «Золотую чашу» российские мистики. По мнению современных исследователей, неожиданная поездка знаменитого художника и мистика Николая Рериха в Сердоболь, ныне Сортовала, в начале ХХ века была связана именно с поисками этой легендарной чащи.

В Петрограде Николай Рерих не только рисовал свои удивительные картины, посвященные древней истории Руси, но и серьезно занимался археологией. О возможном месте, где была спрятана легендарная чаша, он мог узнать из секретных документов, хранившихся у его отца Константина Федоровича Рериха, являвшегося одним из руководителей петербургских масонов. Высший знак розенкрейцера, принадлежавший Константину Федоровичу, хранится сейчас в Государственном музее Востока.

Но вернемся к экспедиции сотрудников «Аненербе» к Карелии. Исследователь Кольского полуострова и Карелии Владислав Трошин обнаружил материалы, свидетельствующие о том, что гитлеровцы, используя так называемые «места силы», часто встречающиеся в этом регионе, пытались разработать так называемое «сейд-оружие».

Сейды, по понятиям саами, аборигенов Карелии, это естественные или созданные рукой человека сооружения, состоящие из крупного валуна, поставленного на несколько мелких камней. В сейде живет «дух», почитаемый саами. С помощью специальных ритуалов можно заставит его выполнять совершенно невероятные с точки зрения современной науки задачи.

Ученые «Аненербе» догадались о назначении сейдов. Их целью стала попытка направить силу сейдов Кольского полуострова на Великобританию, чтобы вызвать там локальный катаклизм. Время должно было сжаться, превратив британцев в немощных, истлевающих стариков.

Разрабатывалась также и возможность использования силы сейдов для создания локального землетрясения в пределах фронтовой полосы. Это не является столь уж невероятной задачей. Если сравнить карты Карелии в годы войны с расположением новейших геологических разломов, то получается любопытная картина: линия фронта три года проходила именно по ним.

А разломы - это практически всегда аномальная зона, по которой идет разгрузка энергии, постоянно выделяющейся ядром Земли. Целенаправленно управляя этим процессом с помощью сейдов, можно разрушить самые надежные укрепления или остановить мощную танковую атаку.

Священные валуны

Побывал на Кольском полуостров и в Карелии известный своими поисками «мест силы» в Гималаях профессор Эрнст Мулдашев. Руководимая им экспедиция обнаружила там несколько источников мощной энергии, которая давала нойдам-шаманам власть над толпами людей.

По словам ученого, нойды сегодня почти исчезли, а вот объекты, через которые они колдовали, - сейды, во множестве имеются на полуострове. Сейды, как правило, установлены на плоских камнях, находящихся на вершинах гор. Порой диву даешься, как туда смогли занести огромный камень. Причем ни один сейд по облику не повторяет другой.

Заинтересовался профессор легендами и сказками саамов-лопарей, в которых фигурируют сейды. Из них явствует, что их создают духи вместе с существами подземного мира - чахкли. Нойды иногда просят духов создать сейд, чтобы было легче колдовать. Слово «сейд» с саамского языка переводится как «священный».

Мулдашев, объясняя происхождение сейдов, привел слова гениального русского ученого Николая Козырева, сказавшего, что время есть самая мощная энергия во Вселенной. Тогда вполне логично предположить, что сейды создаются для тех существ, кто способен пользоваться энергией времени, или так называемой «каменной силой».

Сейды Кольского полуострова изучала и группа ученых из Санкт-Петербурга под руководством Василия Волкова. Она обнаружила явление, необъяснимое с точки зрения современной физики. Оказалось, что сейд периодически меняет радиационный фон вокруг себя, то повышая, то понижая его.

Участвовавшая в работе этой группы Марина Карелина, обладающая экстрасенсорными способностями, сделала очень интересное наблюдение. Энергия сейда усиливается во время ритуальных жертвоприношений саамов. Карелиной удалось совершить еще одно открытие - энергия одного сейда течет к другому, третьему и так далее, образуя подобие энергетической сети.

Обратил внимание Волков и на то, что многие сейды «выглядят так, как будто их сделали только вчера. Старых сейдов мало, такое ощущение, что их периодически «ремонтируют».

Подводя итоги экспедиции, ее руководитель сделал вывод, что сейды - это сооружения некогда существовавшей мегалитической культуры. Следы ее раскиданы по всему миру - это дольмены Кавказа и острова Крит, мегалитические круги на Алтае и в Монголии, мегалитические блоки в Ливане и Египте, мегалитические храмы Сирии.

Так что же охраняли элитные войска СС в лесах Карелии? Добрался ли Николай Рерих до подземного храма богини Юмаллы и хранившейся в нем «Золотой чаши»? Нашел ли Александр Барченко «территорию древнего магического Знания»? Может быть, все эти три вопроса имеют один ответ, связанный с древней мудростью ариев…

Белое море

Карелия, как и Русский Север в целом, — это край, полный неразгаданных тайн и удивительных загадок. Разгадать их — значит понять наше прошлое и настоящее. Величие и историческое бессмертие народа определяются духовной культурой, которую представители даже самых малочисленных этносов сумели сохранить и донести до своих потомков. Разве духовная культура древних народов, издавна проживавших на огромной территории современной Карелии, менее древняя, чем культура любого из западно-европейских народов? Разве карело-финский эпос "Калевала" менее поэтичен, чем скандинавская "Эдда", французская "Песнь о Роланде" или германские "Нибелунги"?

Земной рай

В 1916 году Николай Константинович Рерих — выдающийся художник и мыслитель — прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями. Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем, сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодье. Беловодье — не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере.

Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой — на Севере, а конец — на Востоке, в Тибете и Гималаях. И Николай Рерих отправился в экспедицию на Алтай и Тибет, чтобы уже там продолжить свои исследования. "В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье", — писал Н. Рерих в своей книге-дневнике "Алтай — Гималаи".

А в одной из легенд, которую свято хранили старообрядцы "Выговского общежительства", прямо говорится, что Беловодье расположено близ озера Лопон. Этого озера нет на географических картах. Но "лопь" — древнерусское название коренного населения Карелии и Кольского полуострова — саамов. От слова "лопь" ведет свое наименование и так хорошо знакомая Лапландия. Так, может, и само Беловодье где-то совсем рядом?

Массовый гипноз

В 1921 году была организована первая научная экспедиция на Кольский полуостров. Эта экспедиция проводилась под личным контролем Дзержинского, а возглавлял ее профессор Александр Васильевич Барченко, действовавший с мандатом Института изучения мозга и с личного благословения академика Бехтерева. А.В.Барченко, обладавший экстрасенсорными способностями, был привлечен к работе в органах советской госбезопасности, где возглавлял сверхсекретную лабораторию оккультного направления. Целью экспедиции являлся поиск остатков древних цивилизаций, которые, согласно концепции А.В. Барченко, владели универсальным Знанием, включавшим в себя знание иных источников энергии и действенных средств психического воздействия на людей. А.В. Барченко предполагал, что эти знания не исчезли бесследно, а сохранились в закодированной форме в мегалитических памятниках, легендах, преданиях и их можно отыскать и расшифровать. Интересны его исследования ряда мест в Мурманской области, в которых люди впадали в необычное состояние, похожее на массовый психоз, получившее наименование "меряченья".Обычно оно проявлялось во время проведения магических ритуалов (по официальным источникам — далеко не редких даже в конце XIX столетия), но могло возникать и спонтанно. В такие моменты люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполнять различные команды и пр. Пользуясь современной терминологией, вполне можно назвать это "зомбированием".

Эффект "меряченья" — это, в сущности, эффект массового и целенаправленного гипнотического воздействия, источник которого науке совершенно неизвестен. Подобные явления "меряченья" отмечаются по сей день и в ряде мест Карелии, на территории которых еще находятся останки древних святилищ. Все это требуют тщательного изучения не только в научных, познавательных интересах, но и с точки зрения возможного практического использования данного вида магической энергии, например, в лечебных целях.

Гиперборея где-то рядом

Карелия (Север России в целом) имеет глубокие и прочные традиции, связанные с сохранением эзотерического (тайного) магического Знания, берущего свое начало с древней, могущественной и таинственной Гипербореи. Территория Карелии уже с незапамятных (даже с точки зрения исторического подхода) времен включена в общую планетарную и геокосмическую "программу" сохранения эзотерических Знаний, являющихся основополагающими в общем контексте земной эволюции и фрагментарно зафиксированных в различного рода исторических, этнографических и культурных открытиях современности. Существуют древние карты, на которых изображен исчезнувший полярный материк — Гиперборея. До нашего времени дошли в копиях работы Герхарда Меркатора, самого известного картографа XVI века. Одна из его карт (1569 г.) воспроизводит очертания Северной земли наиболее полно, без поправок на новые географические открытия. Если наложить карту Меркатора на карту современной Скандинавии, обнаруживаются удивительные соответствия: южная граница Гипербореи проходит через Ладожское и Онежское озера, через Валаам и Выгорецию. "Волшебные утесы Валаама, столь похожие на рукотворные твердыни, когда-то были островом в океанском заливе у берегов Гипербореи — северная Ладога сохранила безмерно древние контуры этого залива, — пишет известный российский исследователь Гипербореи Е. Лазарев. — Подобным островом, по-видимому, был и гранитный монолит Соловков: подобным, но все же иным. Недаром мистическое чувство северных иноков нашло им разные священные имена: северный Афон — для сокровенного Валаама и Новый Иерусалим — для суровых Соловецких островов".

Карельский Стоунхендж

Конец 20-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии. В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков. В 1993 году был открыт ныне широко известный, но до сих пор недостаточно изученный, древний языческий комплекс на горе Воттоваара, что в Муезерском районе. Он состоит из более чем тысячи сейдов (сооружения из камней, которые древние саамы — лопари — наделяли огромной магической силой), некоторые из которых достигают поистине огромных размеров, вырубленной в скале "лестницы" и т.д. Сооружения подобных масштабов не вписываются в насущные потребности древних саамских или карельских охотников и не укладываются в логические построения научной теории. Вот почему комплекс на горе Воттоваара уже окрестили "карельским Стоунхенджем".

Морская пирамида

В 2001 году экспедиция специалистов Российского географического общества обнаружила у острова Анзер Соловецкого архипелага странную "морскую пирамиду", возвышавшуюся на высоту около десяти метров над уровнем воды, также не получившую к настоящему времени вразумительного объяснения. Летом 2003 года экспедиция, организованная Международной академией меганауки, проводила исследования в Медвежьегорском районе недалеко от маленькой деревушки Венге-гора, что в пятнадцати километрах от более известного поселка Маслозеро. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд, которые свидетельствовали, что в стародавние времена на берегу одного из озер, расположенного в этом районе, находилось древнее языческое капище, сложенное из многочисленных камней и весьма почитаемое местными жителями. К настоящему времени памятник разрушен полностью; камни разбросаны на значительной территории или просто уничтожены. Многие из них "ушли в землю" или "в песок", и поиск их довольно затруднителен.

Легенды говорят также о том, что данное капище сооружалось из "помеченных" камней, т.е. из камней с выбитыми на них "руническими знаками", которые наравне со смысловой и магической функциями несли в себе и функцию охранительную. Интересно, что само слово "руна" вовсе не означает "букву" или "знак". Оно означает "секрет" или "тайну". Слово "руна" — аналог греческого "мистерион" (мистерия). Системы рун вовсе не являются просто системами "букв" в обыденном смысле. Скорее это системы таинств. Именно поэтому рунические знаки и символы всегда имели магический характер и понимались избранным кругом лиц. Поиски "карельской Гипербореи", видимо, еще только начинаются. Ясно одно — впереди еще много неожиданных, ярких и интересных открытий. Северные старцы-богомольцы предсказывали: в треугольнике, отмеченном тремя храмами Преображения — Валаамским, Соловецким и Кижским, — начнется очищение России. Это место, где как бы сгущается благодать, становясь явной для чутких сердец. Здесь душа Русского Севера, средоточие его гармоний.

Воттоваара

За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского государственного краеведческого музея (1987—1993 гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года неизвестного ранее культового памятника — «святилища» на горе Воттоваара. Оно находится в 20-ти км на юго-восток от поселка Суккозеро Муезерского района Республики Карелия.

Гора Воттоваара — это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км). Памятник невозможно представить вне связи с конкретным природным окружением. Его естественными границами являются крутые, местами отвесные южные и западные склоны. Подъем с севера и востока плавный и наиболее удобный для достижения вершины. Хорошо прослеживается высотная зональность растительности. Сосновый пояс по склонам сменяется сосново-березовой лесотундрой близ вершины.

Рельеф очень пересеченный: скальные выходы чередуются с небольшими болотцами — палеоводоемами и пересыхающими в жаркое время года мелкими озерками. Повсеместно разбросаны крупные, плохо скатанные валуны и глыбы местных пород. Наличествуют выпаханные ледником троговые ложбины и бараньи лбы. Ландшафт куэстовый: крутые уступы, экспонирующие на север и пологие скаты южной экспозиции. В целом породы мало дислоцированы, но хорошо проявляются элементы прототектоники в виде следующей системы трещин: пластовые (залегание их близко к горизонтальному) и зияющие вертикальные — субширотного и субмеридиалыюго направления. Раздвигание скальных блоков, что очень впечатляюще наблюдается в 150 м на юго-запад от центра вершины, в естественном скальном амфитеатре, могло происходить в процессе неотектопических подвижек в период послеледни-ковья. Первичной единицей изучения на данном памятнике является культовый камень (Автор преднамеренно не употребляет понятия «сеид», из-за несогласия с его устоявшимся использованием для обозначения данных культовых конструкций в российской научной литературе.). Несмотря на то, что о их культе, как неотъемлемой части религиозных верований саамов, упоминает каждый исследователь, изучавший мировоззрение этого народа, достоверно о них почти ничего не известно или же сведения противоречивы.

Чтобы избежать понятийной путаницы, нужно определить смысловое содержание термина «культовый камень», применяемое в данной работе: это камень-валун или обломок скалы, искусственный характер вычленения которого непреложно заменен. Не исключено и то, что некоторые камни выделялись человеком из окружающего ландшафта только на основе их отдельных природных черт. О другой стороне вопроса — обожествлялся ли данный объект, сейчас можно говорить с меньшей достоверностью. Это профессиональное определение несомненно отличается от понятия «сейта-каменъ», которое бытовало среди саамов еще в XIX веке.

Из многих тысяч валунов, находящихся на поверхности гори, к числу культовых камней были отнесены только те немногие, которые имели четкие искусственные признаки деятельности человека: наличие «наверший», «ножек» или явно преднамеренную группировку.

Несомненно, что памятник на горе Воттоваара по своему назначению может быть отнесен к разряду культовых сооружений, тo есть построек, специально возводимых для религиозных обрядов (1, с. 76) Отсюда можно заключить, что должны существовать пусть не достаточно строгие и не канонизированные, но устоявшиеся архитектурно-композиционные приемы и принципы при его создании, являющиеся отражением как религиозных идей их создателей, так и конкретных культовых функций. В данной работе делается попытка установления этих закономерностей на основе статистического анализа данных, полученных в ходе непродолжительных работ в полевой сезон 1993 года. Значительная статистическая выборка позволит свести к нулю все несомненно существующие погрешности субъективного восприятия такого неординарного памятника как комплекс па горе Воттоваара.

Каждый культовый камень описывался по двенадцати признакам, дающим, на наш взгляд, всестороннюю фиксацию местонахождения объекта и его морфометрических черт. Это нахождение в группе или же обособленность; присутствие обработки; наличие «ножек», «наверший», их количество и ориентация; размеры; расположение на скальной основе или дерне; вблизи водоема или на доминирующей точке окрестностей; привязка к краю обрыва. Всего в ходе обследования было выявлено 1286 камней. Вероятно, что число их значительно больше, так как на территории в 6 кв. км часть их могла ускользнуть от внимания. Несомненно, что некоторые из них были уничтожены человеком. Например, при возведении тригонометрического знака на вершине или же просто ради любопытства, камни сбрасывались вниз с обрывистых уступов. Наиболее плотная концентрация в центре — на самой вершине и на крутых юго-западных, южных и юго-восточных склонах. Здесь они находятся на каждом скальном выходе. При спуске с возвышенностей количество культовых объектов резко уменьшается.

Преимущественно наблюдается расположение культовых камней группами. Одиночными можно назвать только 138 экземпляров (18,7% от общего количества), находящихся в основном на низких отметках облесенных склонов горы. 1148 камней составляют 166 групп. Количество культовых камней в группе колеблется в довольно широких пределах — от двух до сорока четырех максимально. Исходя из имеющихся у нас данных, можно говорить, что группы числом от двух до шести составляют более двух третей (68,6%), причем преобладают группы из двух, трех, четырех камней. Более многочисленные сложения единичны. По чисто визуальному наблюдению количество составляющих в группе может зависеть от площади скального обнажения, на котором они располагаются. Например, наиболее крупное скопление (44 шт.) в центральной части святилища занимает скальный участок в 40 м длиной и 10 м шириной. Нельзя было не заметить другую закономерность: в отдельной группе число конструкций с «ножками» может быть от одной до пяти-шести (самой различной величины), но сопуствующие камни без «ножек» всегда имеют меньшие размеры.

Какой-то определенной избирательности в форме культовых камней не усмотрено — это разнообразные природные очертания окружающих валунов. Ни один из них не носит следов обработки и, по нашему мнению, не может быть определен как имеющий зооморфные или антропоморфные черты. Часто наблюдаются камни, распавшиеся частично или полностью на пять-шесть кусков. По мнению геологов это раскалывание — результат морозного выветривания или проготектонической дезинтеграции по трещинам, при полном отсутствии следов огня.

При обследовании проводился подсчет у каждого объекта так называемых «ножек», то есть камней, про которые можно было бы определенно сказать, что они искусственно установлены под основным камнем. Всего конструкций, поднятых на «ножки» около трети — 431 (33,5% от общего числа). Количество используемых «ножек» варьирует в пределах от одной до одиннадцати. Чуть менее половины установлено на один камень (184 — 42,6%) (табл. 2). Почти такое же количество культовых камней имеет две или три «ножки» (95 и 83 — в сумме 41,2%). С увеличением числа задействованных «ножек» число объектов, на них установленных, резко уменьшается. Была сделана попытка выявить систему их подкладывания. Можно твердо говорить об отсутствии на данном культовом комплексе ориентации «ножек» по сторонам света Как правило, если «ножек» было небольшое число (одна-две), ориентация проводилась в направлении ближайшего края обрыва или в сторону соседствующего водоема Если же камень был достаточно тяжел, то «ножка» «подсовывалась» в наиболее удобном месте. Если их было большое число, они располагались под камнем по кругу Обычно в качестве «ножек» использовались плитки или куски гон же горной породы, что и основной камень. Число культовых камней с «навершиями» очень незначительно — 24 штуки (1,8%). «Навершие» — это преимущественно одна или две плитки той же горной породы, что и находящийся под ними большой валун — основание. В двух случаях такая плитка сама имела «ножку» — камешек меньших размеров. За единичным исключением основание вросло в землю и расположение его обособлено. Исходя из этого, можно говорить, что, вероятно, конкретно «навершие» имело такое же смысловое значение, как и культовый камень, то есть оно само было отдельным маленьким его аналогом. Камни с навершиями в основном были зафиксированы на северо-западном склоне горы и единично близ центра вершины.

Одной из основных задач исследования было выявление закономерности в выборе места для установки конструкций. Уже в ходе первичного обследования святилища наблюдалось преимущественное нахождение культовых камней на скальных участках без дернового покрова. И действительно, при подсчете оказалось, что только очень незначительная часть располагалась на дерне (32 шт — 2,4%). Причем, в восьми случаях это были вышеупомянутые вросшие в землю валуны-основания с «навершиями». Уже при визуальном наблюдении четко чувствуется взаимозависимость нахождения культовых объектов от окружающего ландшафта. Как правило, они располагались в точках, доминирующих над ближними окрестностями (1093 — 85%). Более четверти от общего числа культовых камней (357 — 27,7%) установлены непосредственно по берегам многочисленных небольших озерков и болот.

Определенный порядок в группировке скоплений камней наблюдался сравнительно редко. Два раза на северном склоне близ вершины они были расположены в одну прямую линию длиной до 15 м. Причем, в одном случае ряд из двенадцати камней без «ножек» замыкался с двух сторон конструкциями с «ножками», а в другом — камень с «ножкой» занимал центральное место, с четырьмя валунами без «ножек» по обеим сторонам.

Говоря об искусственно созданных сооружениях на горе Воттоваара, нужно отметить наиболее хорошо заметный комплекс на юго-восточном склоне горы. На огромной, горизонтальной, скальной площадке длиной до 30 м, возвышающейся на 1,1 м над общи vi уровнем поверхности находятся четыре отдельно стоящие группы культовых камней (по 6, 7 и 15 экз). Каждая группа занимает свой микроучасток и образует круг с обязательной очажной кладкой из мелких обломков в его центре. Вероятно, следует рассматривать эти построения на данной площадке как обособленный культовый объект.

Суммируя все вышеизложенное и исходя из предположения, что данный памятник является единым комплексом и, основываясь на приведенных наблюдениях, можно сделать следующие обобщения-

1. Место для установки культового камня должно было иметь следующие черты: наличие скального участка без почвенного слоя высотное доминирование хотя бы в радиусе 30 м, желательное расположение па краю водоема, даже если он не превышает 10 м в диаметре.

2. Культовые сложения устанавливались группами, преимущественно из двух-шести камней. По-видимому, под крупный камень на месте подкладывались «ножки», а валуны меньших размеров приносились. Нельзя не отметить в группе более высокий смысловой статус культовых конструкций с «ножками" перед камнями без оных.

3. Не существовало какой-то необходимой ориентации культовых камней по сторонам света, которая иногда наблюдается у северных народов. Например, у ближайших соседей — ненцев «болваны лицеи всегда к востоку стояли» (2, с. 235). Хотя, возможно священные камни устанавливались в комплексе с деревянными сеидами, о существовании которых часто упоминают еще этнографы XIX в. (3, с. 391) и в ориентации которых могла существовать какая-то закономерность.

4. Культовые камни не имеют каких-то определенных очертании, позволивших бы говорить о вычленении их из окружающего ландшафта по антропо- или зооморфному виду. Также не выявлено и видимых следов обработки (раскалывания, отесывания)- «они таковы, как их создала сама природа» (4, с. 182). Древними создателями они просто выделялись из окружающей среды небольшими необходимыми штрихами — добавлением «ножек» «наверший».
5. Несомненно, что природные факторы — доминирующая возвышенность, явные следы мощной тектонической деятельности скудная высокогорная растительность — стимулировали появление памятника именно в данном месте.

Культовых комплексов подобных «святилищу» на горе Воттоваара в Карелии известно еще два. Один расположен на островах Русский и Немецкий Кузов в Белом море, в 20-ти км от города Кемь, а другой на горе Кивакка, находящейся в природно-национальном парке «Папаярви» в Северной Карелии. (5, с. 82). Известны также местонахождения пяти одиночных культовых камней с «ножкой»: на горе Нуорунен, Чуманный Камень близ Евжозер Матроилампи в Лоухском районе (7, с. 6). Существуют также непроверенные сообщения о их нали- чии на вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории уже упоминавшегося ПНП «Панаярви». Среди них святилище на горе Воттоваара является самым южным и наибольшим по числу культовых камней.

по материалам из инета

В перечень не включены месторождения и проявления блочного камня (кварцитов, мраморов, декоративных сланцев) и талькового камня, которые также могут использоваться в качестве поделочного камня.

Кительское месторождение граната расположено в 10 км к северо-западу от г. Питкяранта, в северном обрамлении Мурсульского и Койринойско-Питкярантского гнейсо-гранитовых куполов и приурочено к гранатсодержащим сланцам пялкъярвинской свиты нижнего протерозоя, слагающим ядро Кительской синклинали. Известно с начала XVIII в. Распределение граната в продуктивном

Из книги: А.Е.Ферсман. Драгоценные и цветные камни России. Том I. Петроград, 1920 г.
Красный гранат широко распространен в слюдяных сланцах южной Финляндии и Карелии, где на него уже давно обратили внимание. Так, еще в 1787 году А л о п е у с писал: "в древние времена их копали и крестьяне продавали их любителям за сходную цену: сии их шлифуют и носят в перстнях". Более точные сведения мы получили от С е в е р г и н а, который описывает, на основании своих наблюдений 1805 года, вишневый гранат в 1,5 верстах от Кидельской церкви (в левую сторону), в 46 верстах от Сердоболя (Сортавала ):
"особенно же внимания заслуживают Кидельские венисы, называемые на месте Кидель-Кивы, также Кидельским рубином, и находящиеся близ д. Кидель (ныне д.Кителя ) за Шуйдамским погостом, при северном конце Ладожского озера. Целые горы талькового сланца им преисполнены и даже на поверхности их, по снятии мха, видны гранаты, торчащие подобно гвоздевым шляпкам. Величина кристаллов в обыкновенный орех".
Академик Озерецковский в своем "Путешествии по озерам Ладожскому и Онежескому" говорит, что малые ребята собирают их на поле, когда крестьяне пашут землю и сохою вырывают их наружу, но гнездо их находится в тальковом камне, который начинается от селения не более, как на версту. "В разных местах, говорит он, видны наружи небольшие гранаты, сидящие в камнях, и добывать их нет никакой трудности, потому что камень не крепок и от молота тотчас растрескивается. Наружные гранаты в камне по большей части мелки и с трещинами, но внутри попадаются осколки нарочито крупные, цельные, приятного светло-вишневого цвета, которые можно употреблять на поделки". В Сердоболе Озерецковский видел перстень, сделанный из местного граната, в котором тёмнокрасный цвет столь был чист, что камень казался почти прозрачным. О возможности пустить этот камень в огранку писал и Соболевский: "альмандин бывает приятного синевато-малинового цвета и по своей прозрачности может принять грань".
Для черных траурных вещей мог бы найти применение черный меланит из некоторых рудников Питкяранты.

...................................................

Второе месторождение, которое обратило на себя внимание еще в конце XVIII века,- это знаменитый Волк - остров из группы Кижских островов на Онежском озере, где поисками Армстронга, директора Олонецких заводов, в конце восьмидесятых годов были открыты дымчатые кварцы и аметисты. Они весьма разнообразного тона, обычно светло- или грязно- фиолетового цвета, или бурых, красных и черных тонов, причем окраска их весьма неоднородна, будучи отчасти связана с прорезывающими их иглами гетита. Эти камни имели большой успех в последние годы царствования Екатерины II, нередко гранились в форме кабошона или сердечка и назывались "fleches d"amour". Аметист приурочен к полосе окремнелых бурых железняков, и преимущественно добывался из валунов, выпаханных пашнями; коренных выходов до сих пор неизвестно и, потому, сейчас месторождение временно должно считаться исчерпанным. Горный начальник Олонецких заводов Фуллон представил образцы этого камня в Парижскую Академию Наук, и в его собственном собрании, повидимому, имелись весьма красивые штуфы.

Теле площадью 280x80 м изучено горными выработками на глубину 5,3 м. Сланцы содержат кристаллы граната ромбо-додекаэдрической, реже округлой формы, размером от 0,5 до 2,5 см в количестве до 20%. По составу гранат относится к пироп-альмандиновому ряду с незначительным содержанием спессартинового компонента. Цвет граната темно-малиновый, вишнево-красный со слабым сиреневатым оттенком, окраска интенсивная. Поверхность кристаллов неровная, шероховатая, обусловленная наличием штриховки и мелких выбоин. Кристаллы размером 1-1,5 см содержат кондиционные монобласты, отдельные из кристаллов размером 0,5-0,7 см бывают полностью бездефектными. Запасы кристаллосырья до глубины 3 м оценены по категории С, в количестве 2,1 тыс. т, в т.ч. граната ювелирного (кабошона) - 20,9 т. Забалансовые запасы граната (самоцветы коллекционные) оцениваются в 3,8 тыс. т, абразивов - 1,6 тыс.т. Технологические испытания кительского граната проведены трестом "Цветные камни", по заключению которого гранат был рекомендован предприятиям Главювелирпрома для изготовления ювелирных изделий. Отходы кристаллосырья могут быть использованы для получения гранатовых шлифо-материалов без предварительного обогащения. Месторождение находится в благоприятных горнотехнических и гидрогеологических условиях для открытой разработки /Салтыкова, 1968ф; Гольдман, 1970ф; Кузнецова, 1981ф/.

В 2-4 км от месторождения в аналогичных геологических условиях находятся проявления граната Озерное и Плотина , которые могут послужить добавочным источником кристаллосырья /Степанов, 1984ф; Артамонова, 1989ф/.

Имеется возможность попутного извлечения крупных кристаллов граната, которые могут быть использованы в ювелирной промышленности, из гранатовых руд месторождений и проявлений Северной Карелии -Тербеостров, Еловый Наволок, Солохина Луда, Кислячиха и Удинское /Климов, 1970ф и др./.

Месторождение корунда Хитостров расположено в 8 км северо-западнее пос. Малиновая Варака. Три продуктивных тела содержат хорошо ограненные кристаллы корунда размером 2-5 см по длинной оси. Цвет кристаллов от бледно-розового до ярко-розового или вишневый с фиолетовым оттенком. В стандартных образцах обычно наблюдаются 1-3 кристалла на площади 40x50 мм. Кристаллы корунда имеют размер по длинной оси 2-5 см. Запасы корунда по категории С, оцениваются в 35,8 т/Стариков, 1980ф; Глазунов, 1985ф/.

На Волкостровском проявлении , расположенном в Онежском озере, на острове Волкостров, в 16 км юго-восточнее с. Великая Губа, аметисты розовато-сиреневого, фиолетового цвета развиваются в виде друз и щеток в кварцевых жилах и трещинах среди образований заонежской свиты людиковия. Среди прозрачных кристаллов аметиста встречаются кристаллы, пронизанные тоненькими иголочками гетита /Артамонов, 1961ф; Подкопаев, 197 Оф/.

Пресноводные жемчугоносные двустворчатые моллюски, обитающие в реках Республики Карелия, относятся к виду Margaritana margaritifera . Добыча северного жемчуга в реках Карелии осуществлялась с древнейших времен, наибольших объемов она достигла в XVIII-XIX вв. С конца XIX столетия жемчужный промысел резко падает в связи с конкуренцией со стороны культивированного жемчуга. С тех пор добыча жемчуга в Карелии проводилась лишь эпизодически. Проведенные в недалеком прошлом исследования свидетельствуют о наличии на многих водоемах Карелии и Кольского полуострова крупных колоний жемчужниц. В Республике Карелия по результатам разведок и опытного лова выявлены перспективные в промышленном отношении участки на месторождениях Река Кереть и Сюскюянйоки /Голубев, 1974ф; Гурьянов, 1980ф/.

Ювелирно-поделочные камни иногда являются спутниками мусковита и полевошпатового сырья в пегматитовых жилах. На месторождении Пиртима в пегматитовых жилах №№ 1 и 4 развиты зоны амазонитизации микроклина мощностью до 4-9 м. Запасы амазонита (зеленого микроклина) на месторождении оценивались в 657,0 т/Чуйкина, 1971; Амозова, 197 Зф; Арутюнов, 1979ф и др./.

На месторождении Слюдяной Бор в 3 пегматитовых жилах, протяженностью 30-60 м, шириной 6-20 м, мощностью 2-10 м, обнаружен беломорит (лунный камень) - олигоклаз светло-серого и голубоватого цветов с иризацией в голубых и желтых тонах с перламутровым отливом. Столь же высокими декоративными свойствами обладает беломорит месторождения Хетоламбино, запасы которого подсчитаны в двух жилах длиной 60-120 м, мощностью 8-10 м. Кроме того, беломорит установлен в жиле №82 проявления Участок Плотная Ламбина, и жиле №8 Охтинского проявления. На проявлении Участок Плотная Ламбина в пегматитах наряду с беломори-том присутствует полихромный турмалин /Москвина, 1951ф; Степанов, 1966ф; Богуславский, 1974ф;1982ф; Амозова, 1983ф; Афанасьева, 1983ф и др./.

В пегматитовых жилах месторождений Тэдино, Блинковые Вараки, Никонова Варака, проявления Лисий Бор-1 , кварцевых жилах проявлений Шуерецкий участок и Шуйостров и силекситах проявления Пирт-остров встречается розовый кварц. На месторождении Тэдино розовый кварц обнаружен в жиле №37, протяженностью 33 м, мощностью 3,5 м. Центральная часть жилы сложена преимущественно белым и бледно-розовым кварцем. На месторождении Блинковые Бараки розовый кварц установлен в пегматитовой жиле №7, где размер кварцевых блоков достигает 14x6x2 м. Кварц белый, серый, на небольших редких участках - бледно-розовый. Прогнозные ресурсы розового кварца, оцененные до глубины 10 м, составляют 70 т. На проявлении Лисий Бор-1 розовый кварц обнаружен в жиле №1. Жила выработана карьером на глубину 3-10 м. Интерес представляют находящиеся у северо-западного конца жилы отвалы кварца. Кварц белый, бледно-розовый и розовый. Ориентировочные запасы розового кварца в отвалах жилы №1 оценены в 150 т. Кварц из жилы №1 принимает зеркальную полировку, обладает высокими декоративными качествами и рекомендован для изготовления камнерезных и ювелирных изделий /Дробышевская, 1954ф; Абакуменко, 1968ф; Роговенко, 1968ф; Охотина, 1973ф; Петухов, 1995ф и др/.

На острове Суйсари в Кондопожской губе Онежского озера, расположенном в 23 км северо-восточнее г. Петрозаводска, на северном, северо-восточном и южном побережье установлена халцедоновая минерализация {проявление Суйсари). Сероватый халцедон и кварцин выполняют межшаровые полости в шаровых лавах, трещины в брекчиях и неправильные по форме обособления в цементе брекчий. Размер обособлений халцедона в брекчиях не превышает 5 см2, в межшаровых пространствах - 10-20 см подлинной оси. Насыщенность шаровых При проведении геологосъемочных работ в центральной части Центрально-Конжозерского массива ультрамафитов в 12 км южнее дер. Петровский Ям были обнаружены тела сливных микро-тонкозернистых серпентинитов-серпофитов в виде маломощных (от десятков сантиметров до первых метров) жил и зон (Конжозерское проявление). Тела серпофитов вскрыты рядом скважин и канав. Порода салатно-зеленого, темно-зеленого, желтовато-зеленого (в мелких жилках - изумрудно-зеленого) цвета, с восковым блеском. В ОМЭ ПГО "Севзапгеология" из серпофита была изготовлена пробная партия изделий, отличающихся высокими декоративными свойствами. Порода хорошо полируется, пригодна для изготовления различных поделочных изделий /Юдин, 1991ф; Богачев, 1993ф/.

Все объекты, содержащие графический пегматит (письменный гранит), находятся в Приладожье. Месторождение Куйваниеми расположено в 9 км к северо-западу от г. Питкяранта. Приурочено к пегматитовой жиле длиной 220 м, шириной в среднем 54 м и мощностью до 4 м, залегающей среди амфиболовых сланцев питкярантской свиты в обрамлении Мурсульского гнейсо-гранитового купола. Графический пегматит представляет собой породу желтого, кремового, розового и белого цвета, состоящую из таблитчатых кристаллов микроклина, проросших удлиненными индивидами кварца. Контрастность кварца и микроклина определяет высокую декоративность камня. Размеры блоков графического пегматита свыше 100x150x150 мм. Дополнительным источником графического пегматита могут при необходимости стать проявления Лаппониеми-1, Пюереясари, Тюленье и Хотари /Макарова, 1963ф; Рундквист, 1973ф/.

В кадастре ювелирных, ювелирно-поделочных и поделочных камней учтены три проявления цветных кварцитов, два проявления кварцевых порфиров, проявление декоративного сланца, проявление плагио-клазового порфирита и проявление цветного мрамора, не вошедшие в кадастр месторождений и проявлений блочного камня по причине незначительности масштабов или повышенной трещиноватости пород. На Прионежском проявлении, расположенном в 40 км юго-восточнее Петрозаводска, кварциты розового и розовато-малинового цвета, массивной или полосчатой текстуры, образуют пластообразное тело длиной 150 м и мощностью до 2 м, приуроченное к шокшинской свите вепсия. В Сегежском районе, в 20 км севернее г. Сегежа, обнаружено Каменноборское проявление фукситовых кварцитов, приуроченное к пачке переслаивания кварцитов и сланцев железноворо-тинской свиты сариолия. Мощность пачки переслаивания более 8 м, мощность прослоев фукситовых кварцитов составляет первые десятки сантиметров. Фукситовый кварцит представляет собой монолитную породу травяно-зеленого и изумрудно-зеленого цвета, обладающую высокими декоративными свойствами. В 1,5 км на северо-восток от ж.-д. ст. Падозеро известно проявление плагиоклазового порфирита Нижнее Падозеро . Порфириты образуют дайкообразное тело, секущее осадочно-вулканогенные образования заонежской и суйсарской свит людиковия. Протяженность гряды с коренными выходами порфиритов составляет 400 м, ширина до 200 м, высота 6-10 м. Порфировые выделения в породе представлены серовато-зеленым плагиоклазом призматической формы размером до 2-3 см по длинной оси. Количество порфировых выделений составляет 35-40% объема породы. Основная масса темно-серого цвета представлена тонкозернистым диабазом /Афанасьева, 1983ф; Юдин, 1985ф и др./.

На Тетюгинском месторождении лидита, расположенном в 2 км южнее с. Толвуя, выделены и оконтурены 4 продуктивных тела, представляющие собой фрагменты единого пологозалегающего пласта, который на современном эрозионном срезе расчленен на блоки неправильной формы. Мощность пласта в пределах месторождения варьирует от 0,4-0,5 м до 4 м. Лидиты представляют собой плотные непрозрачные породы черного цвета с раковистым изломом, полосчатой, брекчиевидной и глобулярной текстуры. Содержание в лидитах кварца и халцедона колеблется в пределах 88-97%, шунгитового вещества - 3-7%. В качестве поделочного камня используется сортовой лидит, минимальные размеры блоков которого должны быть не менее 40x40x30 мм. Лидиты используются также в качестве технического (пробирного камня), требования к которому значительно более жесткие. На Шунгском месторождении шунгитовых пород лидиты залегают в кровле шунгитовых залежей, имеют распространение на площади около 1000x400 м, прослежены на глубину 100 м (Шунгское проявление лидитов). Мощность пласта лидитов достигает 4-6 м /Горлов, 1967ф; Афанасьева, 1983ф; Аркадьев, 1993ф и др./.

На южном берегу губы Ялгуба Онежского озера известно Ялгубское проявление вариолитов. Среди шаровых лав диабазовых порфиритов и миндалекаменных диабазов суйсарской свиты людиковия встречаются маломощные (до 20 см) прослои вариолитов, обладающих высокими декоративными свойствами. В темно-серую криптокристаллическую массу породы погружены вариоли размером 10-20 мм, сложенные лучистыми агрегатами плагиоклаза или пироксена /Рылеев, 1984ф/.

К парадоксальным выводам пришли ученые, изучающие возможность существования параллельных форм жизни на нашей планете. По их словам самые обычные на вид булыжники и валуны могут быть старыми и молодыми, делать вдох и выдох, длящийся по нескольку недель и даже самостоятельно передвигаться.

Не исключено, что в ближайшие годы ученые смогут заявить, что камни обладают и собственным сознанием. Ведь, истории о «гуляющих камнях» давно уже заполнили страницы научно-популярных изданий всего мира.

Поистине потрясающее открытие во время научной экспедиции сделали исследователи Карелии, они обнаружили уже не просто «гуляющий» или «исполняющий желания» валун, а … «поющий». Руководитель экспедиции вице-президент КРО «Расея» Алексей Попов любезно поделился с «Национальным Географическим Обществом» материалами своего открытия.

Карелия – край чудес

В массовом сознании рядового россиянина республика Карелия с каждым годом постепенно становится тем, чем была в свое время Лапландия для жителей Европы – далекой, полусказочной страной, на территории которой возможны любые чудеса. Поэтому для жителей России этот край полон поистине мистического очарования. Прежде всего, это связано с уникальностью исторического развития Карелии, ассоциируемого с ее «гиперборейским прошлым».

В наследство жители республики получили древнее Знание, закодированное в многочисленных мегалитических памятниках, которыми буквально наполнена карельская земля. Необходимо также отметить, что серьезных, глубинных исследований Карелии проводилось крайне мало. Своеобразие Карелии заключается еще и в том, что в отличие от большинства российских регионов, достопримечательности которых сегодня хорошо изучены, описаны, пронумерованы и каталогизированы, этот край все еще может подарить исследователям новые открытия и находки. Причем самые неожиданные!

Так в народной памяти до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «камнях-идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом. Большую коллекцию этих легенд собрал в свое время известный журналист Карельского радио Николай Исаев но, к сожалению, его уже нет среди нас. Среди собранных им преданий выделялось одно – «где-то в карельской глуши есть большой валун, древний, как сама земля.

И стоит тот валун на скале посреди болот. И поставили тот валун наши предки таким образом, что днем и ночью «поет» он только ему понятные мелодии, но придет к нему человек с добрыми мыслями и светлым сердцем, и поможет ему камень и подскажет, как быть, и снимет боль и усталость, и даст ему защиту от зверя лесного и страхов ночных».

Легенда или быль?

Поведал эту легенду Николаю Исаеву один из старожилов небольшой деревеньки Ушково, которая стояла на берегу карельской реки Охта. Поначалу Алексей Попов решил, что это лишь красивая сказка, тем более, что искать одинокую глыбу посреди бескрайних болот, дело прямо скажем не благодарное. Но, в конце концов, исследователь решил попытать счастья и после долгих поисков члены экспедиции вышли к небольшой скалистой возвышенности, поднявшись на которую, на самой ее вершине они увидели камень-сейд, установленный на своеобразную плоскую каменную подпорку.

Хотя вернее было бы сказать не «увидели», а именно «услышали» — камень и вправду «пел»! Правда, это был, конечно, не человеческий голос. Сильный ветер прорывался сквозь узкую щель между плоской вершиной скалы и нижней частью камня благодаря той самой каменной подпорке, которую путешественники увидели, как только подошли ближе. Ощущение было незабываемое.

Звуки оказались очень мелодичными; иногда они напоминали маршевую многоголосицу оркестра, а иногда – выводимую одиноким путником где-то высоко в горах задушевную мелодию свирели. Все зависело от силы ветра и, что самое невероятное, от положения камня, который иногда менял свое положение, раскачиваясь вперед-назад, вправо-влево.

Другими словами, плоская каменная подставка необходима была не только для того, чтобы сделать специальный «зазор» между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникали звуки, но и выступала в качестве своеобразного «шарнира». Камень как бы балансировал на этой подставке, что наблюдалось даже невооруженным глазом. Это происходило и в моменты полного отсутствия ветра, хотя Алексей Попов прекрасно понимал, что никакой ветер не в состоянии покачнуть монолит подобных размеров.

При исследовании камня, у исследователей создалось совершенно определенное впечатление о «рукотворности» данной «композиции». Вокруг камня возвышались деревья и кустарники, и только в одном направлении открывался естественный проход, не заросший деревьями, который давал возможность свободного движения ветру.

В эту-то сторону и был ориентирован камень. Вокруг камня члены экспедиции увидели идеально утоптанную площадку, хотя каких-либо свежих следов они так и не обнаружили. Видимо, кто-то приходил к этому камню издревле. Но зачем? Какие ритуально-магические обряды совершались здесь – об этом можно было только догадываться.

Причем, несмотря на то, что каждый ритуальный валун уникален, у «поющего валуна» Карелии есть «родственники». В далеком 1972 году экспедицией Карельского Филиала Академии Наук СССР, которой руководил археолог А.П. Журавлев, на Колгострове в Онежском озере была сделана находка камня-валуна, который также обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук, но не от дуновения ветра, а при ударе о его верхнюю часть небольшого булыжника.

Этот валун, кстати, до сих пор известен в местной традиции как «Звонкой» камень. Когда ученые обследовали этот камень, который представляет собой природный валун размером 1,5×0,75×0,67 метров, то обнаружили, что верхняя его часть имеет ярко выраженные следы многочисленных ударов. А такой необычный акустический эффект камню придает трещина на верхней части, образующая резонирующую полость. Позднее камнем заинтересовались даже специалисты Петрозаводской консерватории.

Изучив мелодичные свойства «Звонкого» камня, музыканты выдвинули гипотезу, что его вполне можно использовать в качестве самозвучащего инструмента литофона. Причем «Звонкий» камень в местной традиции до сих пор сохраняет свое культовое назначение. Считается, что звук, издаваемый камнем, снимает у человека боль, приводит в равновесие его психические и духовные силы. А обнаруженные в расщелине «Звонкого» камня фрагменты асбестовой керамики, позволяют предполагать использование его в качестве культового объекта еще в позднем энеолите — конце 3 — начале 2 тыс. до н.э. древнесаамским населением, проживавшим в этих краях.

Пытаясь понять исток поклонения культовым, в том числе поющим камням среди местного населения Алексей Попов выяснил, что благодаря своей кристаллической структуре, валуны обладают свойствами аккумулятора. Если нагревать камень, в нем накапливается тепло: он его сохраняет и затем медленно отдает. Но он может накапливать не только тепло, но и природные магнетизм и вибрации.

У северных народов, в том числе древних саамов и корел, бытовало устойчивое представление о том, что камни поглощают энергию из окружающей среды и возвращают ее тем, кто им поклоняется. В поверьях саамов до сих пор сохранились отголоски древних знаний о жизненной силе камней. Эта традиция почитания камней, независимо от смены религиозных форм, жива и поныне, особенно в карельской глубинке.

Камни Карелии - Всё о камнях карелии, Разновидности, основные месторождения и т.д.

Есть такая замечательная наука геология. Как возникла наша планета, изменение климата на земле, состав земной коры, некоторые природные явления - землетрясения, наводнения и извержения вулканов, все это изучает геология. А еще геологи изучают горные породы и минералы. В некоторых статьях понятие горная порода и минерал часто отождествляют, хотя между ними есть отличия.

Горная порода - это совокупность минералов, встречающихся в земной коре в результате естественного происхождения. Минералы - это неорганические вещества, находящиеся в кристаллическом состоянии. Например, гранит, горная порода, состоящая из минералов: кварца, полевого шпата и слюды.

Главные горные породы Карелии

ГАБРОДИАБАЗ.

Карелия, не только « край тысячи рек и озер», но и еще удивительных, редких камней и минералов. К таким камням относится габродиабаз, горная порода близкая по структуре к базальту. Очень часто габродиабаз называют габрогранитом, или сортом гранита. Геологи без колебаний ответят, что гранит и диабаз разная порода. Понять в чем отличие гранита и диабаза нам поможет геология. Для этого мы должны представить далекое прошлое нашей планеты, когда на земле происходили магматические и метаморфические процессы. Габро, или еще одно название габродолерит, возник в результате постепенного остывания магмы, глубоко под землей, при этом верхний слой земли, производил колоссальное давление на нижний слой. Из – за этого долерит характеризуется повышенной прочностью и устойчивостью к высоким температурам.

Габродиабаз достаточно редкий камень, его залежи нашли в Австралии, Украине, Шотландии, Франции и Северной Америке. В промышленных масштабах этот камень добывают в Карелии, Австралии и Украине.

Лучшими качествами характеризуется карельский диабаз, он добывается в Другорецком месторождении, недалеко от деревни Рыбрека. Камень применяется в машиностроении, для оборудования бань и саун, в архитектуре, для изготовления плитки. Маги рекомендуют долорит, как камень повышающий выносливость и потенцию.

ГРАНИТ.

Гранит состоит из кварца, плагиоклаза, полевого шпата и слюды. Существует несколько версий происхождения гранита в земной коре, но все они понятны только профессиональным геологам.

В переводе с латинского гранит означает зерно, он чрезвычайно распространен в земной коре.

В Карелии разрабатываются Андреевское, Дымовское месторождения и Кашина гора.

Цвет камня может меняться от бело – желтого до красного с черными зернами. Карельский гранит идет на изготовление памятников, лестниц, полов, постаментов, скульптур, облицовочной плитки.

Гуляя по парку, обратите внимание на памятные мемориалы, каменные урны, плитку на цоколе зданий. Это и есть Карельский гранит. Узор на камне достаточно простой, как будто художник вытирал кисточку красного, черного и серого цвета, но в этой красоте гармонично переплелся труд камнерезчиков и сила земли.

БЕЛЫЙ МРАМОР.

Мраморный дворец в Петербурге не перестает удивлять своей красотой туристов и по сей день, но мало кто знает, что мрамор для строительства этого дворца добывался в Карелии.

Парк Рускеала

Мраморный карьер в природном парке Рускеала редкое живое свидетельство гармонии природы и деятельности человека. Еще в 18 веке здесь велась активная добыча мрамора. Во время финской войны карьер был затоплен.

В настоящее время место стало природным памятником Карелии. Гладкие, мраморные скалы вырастают из чистого прозрачного озера, когда-то бывшего карьером по добыче камня. В Рускеала несколько затопленных карьеров, которые соединены собой штольнями. Парк, настоящая находка для любителей дайвинга. Говорят, что часть техники осталась на дне карьера, и в солнечную погоду, в толще воды, можно увидеть ее причудливые очертания.

Белогорское или Тивдийское месторождение

Река Тивдийка любимое место туристов – водников для сплава на байдарке и каяке. При этом сплавщики не забывают посетить заброшенный мраморный карьер, напротив поселка Белая гора. Место чрезвычайно красиво и не относится к популярным туристическим маршрутам.

Мраморная скала расположена на Гижозере, когда-то здесь существовал мост, в настоящее время от него остались только опоры. В лесу растет много ягод и грибов, а в окрестностях встречаются волки. Настоящая дикая природа, во всей красе.

Добыча мрамора закончилась здесь в начале 20 века. Фундамент для построек местные жители делают прямо из мраморного камня, другого здесь нет. Также в деревне отсутствуют магазины и инфраструктура.

МАЛИНОВЫЙ КВАРЦИТ.

Устаревшее название малинового кварцита вельможий камень. С давних времен его использовали при строительстве мавзолеев и гробниц. Даже саркофаг Наполеона изготовлен из малинового кварцита. Гордость коммунистической эпохи, мавзолей Ленина и мемориальный ансамбль «Могила неизвестного солдата» тоже сделаны из малинового кварцита.

Свой цвет порода получила благодаря тому, что в геологическом прошлом нашей земли, кварцит, под действием давления и температур взаимодействовал с окислами железа.

Добывают камень в Карелии, недалеко от села Шокша, из – за него камень еще называют Шокшинским сапфиром.

Как ясно из названия, порода на 70 -80 % состоит из кварцита, остальное слюда и незначительные минералы.

Россия богата различными природными ресурсами. Например, многообразными минералами, которые используют в промышленности, медицине, производстве и во многих других отраслях. Предлагаю сегодня поговорить о камнях Карелии, республике, которая считается одним из основных центров добычи минералогического сырья. Более 15 видов ископаемых служат обществу в самых разных целях. В этой части распространены как рудные, так и нерудные материалы.

ТАЛЬКОХЛОРИД

Талькохлорит(д) или талькомагнезит – это мягкий тальковый камень довольно изменчивого минералогического состава, являющийся смесью главным образом талька, хлорита и карбонатов железа, магния и кальция, иногда сланцеватой структуры, более или менее крупнозернистой, сероватого, зеленоватого или синеватого тонов. Этот камень известен довольно давно. Еще в стародревние времена он пользовался спросом за счёт его легкой добычи,обработки и особых тепловых свойств. Раньше чаще его называли не научно мыльным камнем, стеатитом и жировиком. Он очень легок в обработке, его можно пилить даже обычной ножовкой по дереву, может быть его по этому и называли мыльным камнем. За счёт своей большой плотности и теплоемкости как раньше, так и в нынешние времена его применяют в строительстве печек. В последнее время очень распространён такой вид продукции как камни для сауны, отделочная печная плитка, печные кирпичи. В инновационных технологиях его используют в теплоаккумуляторах как хранитель тепла, которое постепенно отдается помещению.

В России имеется всего два региона, где найден и добывается этот минерал. Это Урал и Карелия. С распада Советского Союза до недавнего времени добыча его была приостановлена. Потребности восполнялись за счёт поставок талькомагнезита с Финляндии, которая так же снабжает и Европу.

Образование такого минерала стало возможно за счёт выхода талько и магнезито содержащей магмы и последующем их взаимодействии.

Одним из положительных свойств этого минерала, благотворно влияющих на здоровье, является совпадением частоты теплового излучения человека и талькохлорита и составляет 8-9 микрон. Благодаря этому, люди использующие этот камень дома или в бане меньше болеют простудными заболеваниями, улучшается давление, нормализуется обмен веществ. Все дело в том, что нагретый камень способен отдавать мягкий, богатый кислородом пар – который целительно воздействует на организм человека.

ШУНЬГИТ

Этот камень назван в честь того места, где впервые было найдено одно из самых больших месторождений этого минерала: в окрестностях села Шуньга. Состав его - это особая форма углерода - фулерены. Ещё в 50-х годах американцы вложили огромные деньги в разработку такой формы углерода для использования в космосе в определённых целях. После того когда они узнали что шунгитовая порода имеет состав схожий с их дорогостоящей научной разработкой конечно сильно расстроились, ведь по сути все эти деньги и силы были выброшены попросту на ветер.

Одним из свойств шунгита это возможность очищать воду, впитывая в себя как губка все вредные примеси. Об этом свойстве было известно ещё в петровские времена, когда солдаты такие камушки носили с собой и использовали для очистки воды. И в наше время шуньгит многие тоже используют по такому назначению. Кроме того шунгиту в последнее время стали приписывать пока ещё не доказанные свойства защиты от радиации. Чаще всего данную породу всё же используют для поделок и сувениров.

Помимо самого единственного в мире карьера, где добывается этот камень, он также встречается и в других местах Карелии. Например Заонежье, Прионежский район и островах Онежского озера. В том числе этим островом является и Кижи. Здесь за счет шунгитосодержащих почв создается свой микроклимат, ведь они вбирают и сохраняют тепло гораздо лучше.

Как же определить, если Вы нашли похожий черный камень. Всё очень просто - нужно просто провести им по твердой поверхности и если он оставит за собой черный след - значит это шуньгит.

СЛЮДА-МУСКОВИТ

Данное месторождение расположилось на северной Карелии и издавна привлекло внимание тех, кто жил рядом.

Еще в далеком четырнадцатом веке на территории республики(правда, тогда ее ещё не было) купцы из Новгорода нашли в горной породе, которая окружала просторы белого моря какой-то странный камень. Из-за того, что минерал состоял из нескольких слоёв, которые порой разваливались, его и назвали «слуда». Этот камень из Карелии постоянно заказывала Москва, поэтому его и переименовали в мусковит, в честь столицы нашей страны.

Слюда широко применяется на заводах по радио промышленности и других областях электроники благодаря своим свойствам. До конца 80-х годов в центре Петрозаводска работала Слюдяная фабрика, где порода перерабатывалась в более доступные формы для промышленности.

КВАРЦ-ПОЛЕВОШПАТОВЫЕ МИНЕРАЛЫ

Эти камни Карелии нашли обширное применение по всей Российской Федерации и за ее пределами. Карелия является главным поставщиком этого сырья для всей нашей страны.

Применяется в производстве стекла и фарфора. Из чего же добываются эти минералы? Из пегматита, добыча которого активно ведётся на территории республики.

Кианит – камень, который хотят в свою коллекцию все те, кто собирают коллекцию. Но кроме этого, из него производят алюминий и его сплавы. Карелия осуществит Ваши мечты, добавив его в коллекцию и поможет всем промышленным предприятиям производить алюминий.

Серный колчедан содействует производству бумаги и самой сильной кислоты в химии: серной (формула H2SO4). В республике есть несколько крупнейших карьеров, в которых и добывают данный камень.

ГРАНАТ

ещё один вожделенный камень для коллекционеров. Кристаллы этого минерала из Карелии особенно ценятся своей прозрачностью, величиной и красотой. Но кроме этого, из граната производится специальный порошок, который используется в процессе обработки дерева, создании стекла.

РУДНЫЕ КАМНИ

В Карелии выделяют 3 основных группы этого металла:

1. В водоемах. Руда копится на дне озер, болот.

3. Джеспилит (он же железистый кварцит). Используются в строительстве в виде щебня, в ландшафтном дизайне и в качестве покрытия для полов.

Огромные залежи руды нашли в районе города Костомукша. С 1982 года производство вносит значительный вклад в экономику страны, занимая первое место по производству окатышей (комочки сферической формы измельчённого рудного концентрата).

Этот металл весит в 1,5 раза меньше стали и в три раза превзошел на прочность алюминий. До 537 градусов по Цельсию сохраняет свои важные механические свойства. В Карелии существует месторождений титаномагнетита и в одном месте добывается ильменит с магнетитом. Металл применяется в нескольких областях промышленности. В том числе, в строительстве судов, машин и самолетов.

Месторождения руд известный в нескольких районах, ведется активная добыча данного металла.

Камни, которые активно используются в строительстве:

Гранит, кварцит и диабаз. Иногда используются в дизайне, искусстве и, например, сооружении памятников и мемориалов. Являются облицовочными материалами. Кроме тогоэти камни дробят на щебень, который пользуется спросом по всей Карелии. В целом имеют очень широкую сферу применения, достаточно распространены, но при этом достаточно дорого ценятся из-за огромного количества мест, где их можно использовать.

Если Вы хотите полюбоваться разнообразием камней приглашаем Вас на Экскурсию на гору Воттоваару . Здесь Вы увидите великие каменные мегалиты Карелии - сейды, лестницу в небо, природный каменный амфитеатр и другое


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство