03.02.2022

Плоскостопие — причины, симптомы у взрослых, виды, степени, лечение и профилактика плоскостопия. Значение массажа при лечении плоскостопия и его основные техники Какой массаж делать при плоскостопии


14025 0

Плоскостопие - это деформация стопы с уплощением ее сво­дов. В анатомическом строении стоп различают два свода - продоль­ный и поперечный. При уплощении продольного свода плоскостопие называется продольным, при уплощении поперечного свода - попе­речным. Последнее встречается редко - обычно у женщин в связи с перегрузкой переднего отдела стоп при ношении обуви на высоком каблуке при связочно-мышечной недостаточности.

При продольном плоскостопии свод стопы понижается в на­правлении от пальцев к пяточной кости, а при поперечном - свод сто­пы понижается в направлении от мизинца до большого пальца стопы через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости.

В зависимости от причин различают врожденную плоскую сто­пу, паралитическую, рахитическую, травматическую и статическую.

Врожденное плоскостопие возникает вследствие различных пороков развития. В этом случае плоскостопие обнаруживается вско­ре после рождения ребенка и может быть одно - или двусторонним.

Паралитическое - как следствие полиомиелита при параличе одной или обеих большеберцовых мышц. Как в первом, так и во вто­ром случае, ребенку бывает необходима специализированная меди­цинская помощь (лечение гипсовыми повязками, назначение специ­альных стелек, поддерживающих свод, и специальная обувь).

Рахитическое плоскостопие возникает в связи с мягкостью кос­тей и общего ослабления мышечно-связочного аппарата.

Травматическое - как следствие после перелома костей стопы и голени.

Статическое плоскостопие развивается у детей вследствие слабости мышечного тонуса, перегрузки стоп и пользования нерацио­нальной обувью при недостаточно развитых мышцах нижних конечно­стей.

В последнем случае понижение высоты свода стопы возникает прежде всего тогда, когда на стопу постоянно действует большая ве­совая нагрузка, например у тучных детей с нарушенным жировым об­меном веществ.

Статическое плоскостопие развивается также у людей, которые большую часть дня проводят на ногах (почтальоны, официанты, па­рикмахеры, продавцы, массажисты, лица ряда рабочих профессий и т.д.).

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы. Эти мышцы ослабевают и атрофируются.

Особенно большую роль играет функция задней большеберцовой мышцы, сухожилие которой, прикрепляясь к нескольким костям стопы, сближает их. Напряжение сухожилий сгибателей пальцев так­же мешает понижению высоты сводов стопы. Слабость мышечного аппарата приводит к растягиванию мышц, ладьевидная кость пере­мещается книзу и кнутри.

В начальных стадиях плоскостопия при ходьбе, к концу дня по­является быстрая утомляемость нижних конечностей, особенно, в об­ласти икроножных мышц. В дальнейшем присоединяются боли в по­дошвенном отделе стопы, которые зависят от растяжения связок сус­тавов, а в некоторых случаях, от давления костей на нервные стволы, идущие к пальцам. Типичными болевыми точками являются центр свода, место соединения таранной и ладьевидной костей и наружный край середины стопы. Признаком плоскостопия являются удлинение стоп и расширение их в средней части, снижение продольного свода. Одним из проявлений плоскостопия могут быть головные боли как следствие пониженной рессорной функции стоп.

У детей раннего возраста особенно хорошо развита подкожно-жировая клетчатка в области подошвенной поверхности стопы, и это ошибочно может быть принято за плоскостопие. Поэтому, окончатель­ный диагноз подтверждается методом плантографии (отпечатком сто­пы с помощью красящих растворов) и телерентгенометрии.

В результате получают отпечаток (оттиск опорной поверхности стопы), по форме которого можно установить наличие у ребенка плос­костопия (рис.334). Для получения отпечатка пользуются разными ме­тодами. Наиболее подходящим, на наш взгляд, является метод отпе­чатка стопы на белый лист бумаги. Нормальная здоровая стопа имеет две кривизны - продольную и поперечную.

При поперечном плоскостопии передний отдел стопы распла­стан, что является одной из причин деформации пальцев. У основа­ния большого пальца появляется костное утолщение, которое разрас­тается в виде шишки.

Лечение плоскостопия должно быть ком­плексным, направленным на укрепление мы-шечно-связочного аппарата голени и стопы. С этой целью применяется лечебная гимнастика, массаж. Нормальная установка стопы достига­ется также ношением специальной обуви, сте­лек-супинаторов и элеваторов.

Задачи массажа: способствовать укреп­лению мышц свода стопы; снять локальное мышечное утомление в отдельных мышечных группах; уменьшить болевые ощущения в мыш­цах; способствовать устранению застойных яв­лений в кровеносных сосудах нижних конечно­стей; восстановить функцию стопы, ее рессорные свойства. Плоскостопие. Массаж оказывает особенно заметное действие в тех случаях, когда ребенок жалуется на чувство утомления и тяжесть в ногах, болезненность по передней поверхности голени и в области стопы.

Методика массажа

Исходное положение ребенка лежа на спине. Сеанс массажа начинается с массажа ноги, применяя поглаживание для общего воз­действия. Прием проводится от стопы к паховой области, по передней и задней поверхности бедра и голени, каждый раз обходя коленную чашечку снизу и избегая толчков в области коленного сустава.

Затем проводят массаж голени. Сначала массируется задняя, потом передняя поверхность голени. Применяют приемы поглажива­ния (продольное прямолинейное, гребнеобразное), выжимание (про­дольное, обхватом), разминание (ординарное, щипцеобразное попе­речное, фалангами согнутых пальцев, стимуляция мышц), растирание (лучевым краем кисти проводится на передней поверхности голени) и легкие ударные приемы (рубление, поколачивание). Особое внимание следует уделять задней поверхности мышц голени. Все массажные движения выполняются по направлению от голеностопного к коленно­му суставу.

После массажа голени переходят к массажу голеностопного сустава, применяя приемы концентрического поглаживания и расти­рания (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, «щипцами»). Растирание чередуется с пассивными движениями стопы в голеностопном суставе. При растирании голеностопного сустава прием следует проводить очень осторожно, с небольшим смещением связок и мышц, иначе это приведет к снижению сократительной функ­ции мышц и увеличению разболтанности суставов.

Основными пассивными движениями при плоскостопии явля­ются подошвенное сгибание (оттягивание носков вниз) и супинирование стоп (поворот вовнутрь). Нельзя проводить пронацию стопы, это движение усиливает патологическое состояние связочно-мышечного аппарата стоп и голеней. Помимо вышеуказанных движений можно осторожно выполнять круговые движения стопы по ходу и против ча­совой стрелки. Учитывая мышечную гипотонию и выраженную разбол­танность суставов, пассивные движения должны проводиться в пре­делах, не превышающих физиологическую амплитуду движения.

Затем продолжают массаж на подошвенной поверхности стопы (непосредственно сводов стопы). Массаж подошвы стопы проводят в положении лежа на животе (ребенку до трех лет рекомендуется лежа на спине). Голень приподнять под углом 45°. Если массаж проводят одной рукой, то другой рукой поддерживают ногу за голеностопный сустав. При массаже двумя руками стопа должна лежать на валике. Массаж стоп проводится для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции.

Применяют приемы поглажива­ния (тыльной стороной кисти, гребнеобразное), поперечное выжима­ние, гребнеобразное растирание, разминание (подушечкой большого пальца, подушечками четырех пальцев, фалангами согнутых пальцев) и ударные приемы (поколачивание пальцами). Все приемы выполня­ются по направлению от кончиков пальцев до пяточной области.

На подошвенной поверхности стопы, помимо массажа, выпол­няются и рефлекторные физические упражнения (подошвенный реф­лекс). Рефлекторные движения проводятся детям от 1,5 до 6 месяцев жизни, когда у ребенка выражен физиологический гипертонус сгиба­телей мышц нижних конечностей с целью стимуляции активных дви­жений стопы. Рефлекторные упражнения проводятся следующим об­разом: при легком нажиме на кожу подошвы вблизи пальцев ребенок рефлекторно сгибает пальцы ног. Если провести по наружной стороне подошвы по направлению от пальцев к пятке, то возникает рефлек­торное разгибание пальцев стопы. Повторяют 2-3 раза для каждой стопы.

Полезно после массажа применять механические массажеры для стоп.

Методические указания

1. Длительность сеанса массажа 10-15 минут. Курс массажа -10-15 сеансов, ежедневно или через день.

2. Приемы массажа детей грудного и раннего возраста должны этличаться от массажа для взрослых легкостью и нежностью.

3. Массаж особенно эффективен при лечении плоскостопия у детей дошкольного возраста, а у детей школьного возраста менее эффективен.

4. Массаж сочетают с лечебной гимнастикой, его можно прово­дить до и после гимнастики. При наличии болей массаж следует на­значать после гимнастики.

5. Все физические упражнения, в первую очередь, должны быть направлены на приближение переднего отдела стопы (носка) к задне­му (пяточной области), то есть способствовать углублению свода сто­пы. Например, когда ребенок поднимает внутренний край стопы (косо­лапит), то напрягаются мышцы, поддерживающие свод и мешающие ему опускаться. В результате выполнения движения приведения сто­пы и сгибания пальцев постепенно укрепляются соответствующие мышцы, а также повышается их тонус.

С этой целью рекомендуется в домашних условиях выполнять специальные упражнения с различными предметами, например, пере­кладывание стопой мелких предметов, сжатие стопой резиновой гру­ши, подтягивание пальцами ног матерчатого коврика, захватывание и удержание обеими стопами мяча, захватывание пальцами небольших предметов (булавы, карандаша), а также делать упражнения, стоя на бревне или набивном мяче.

Полезна также в теплое время ходьба по песку и камням на пляже.

6. При выраженном плоскостопии, сопровождающемся вальгусной установкой пяточных костей, проведение лечебной физкультуры и массажа должно сочетаться с назначением специальной стельки, спо­собствующей супинации стопы и поддерживанию продольного свода.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Для чего это нужно?

Массажные процедуры, позволяющие мышцам отдохнуть после физических нагрузок, являются прекрасным средством релаксации и восстановления. Помимо этого, массаж обладает лечебными свойствами. В частности, массаж стоп устраняет отёчность ног, помогает избежать плоскостопия и варикоза , оказывает общий и локальный оздоравливающий эффект, благодаря чему его полезное действие распространяется не только на нижние конечности, но и на связанный с ними позвоночный столб. Таким образом, могут устраняться не только боли в ногах , но и боли в области спины.

Массажные процедуры полезны для тех, у кого высокая двигательная активность и для тех, у кого она практически отсутствует. Гиподинамия (низкая двигательная активность ) приводит к застою крови, который вызывает ощутимый дискомфорт в нижних конечностях, а это и есть одно из основных показаний к выполнению массажа ног и стоп.

Массаж стопы обладает выраженным лечебным воздействием не только по той причине, что он устраняет мышечное напряжение и уменьшает суставные боли, но и потому, что благодаря ему можно достичь максимального расслабления тела. Полное расслабление способствует снятию стресса . Также массаж отлично помогает при функциональных расстройствах.

Особенно полезно проводить массажные процедуры в вечернее время, после трудового дня, потому что благодаря массажному воздействию повышается общее самочувствие и тонус организма.

Массаж пальцев ног положительно влияет на дыхательную систему, устраняет кашель и одышку ; избавляет от боли в глазах. Эта зона выделяется рефлексологами отдельно, потому что в пальцах ног располагается множество рефлекторных и энергетических точек. Нажатия на эти точки с нужной силой оказывают положительное влияние на состояние внутренних органов.

Рефлексотерапевты считают, что на ладонях и стопах находятся все нужные точки, благодаря массажу которых человек может обрести крепкое здоровье. Восточная система терапии отталкивается от гипотезы, что синхронизированные потоки энергии в организме человека означают его здоровье. При десинхронизации и нарушении правильности протекания энергии по внутренним каналам человека, его здоровье нарушается.

В начале XX века доктор У. Фицджеральд пришёл к мнению, что определённые акупунктурные точки стоп неразрывно связаны с внутренними органами. Его последовательница доктор Ингэм разработала специальную карту рефлекторных зон.

Рефлексы и зоны

Рефлексотерапевты выделяют 10 энергетических зон, благодаря которым можно условно разделить тело на области воздействия. Давление на конкретную зону снимет боль в той области тела, которая соответствует ей. Это происходит благодаря правильному направлению энергии.

Две главных линии, благодаря которым можно точно определить расположение рефлекторных точек на стопах:
1. Если описать плавную линию под подушечкой стопы, то она является проекцией диафрагмы, которая отделяет друг от друга грудную и брюшную полости.
2. Если посредине стопы провести продольную линию, то она является проекцией талии.

Польза

Рефлексотерапевты не устанавливают своим пациентам диагноз и не проводят лечение конкретного заболевания. Принято считать, что чувствительное место рефлекторной зоны отображает болезнь связанного с ней органа. Поэтому локальный массаж стопы позволит вылечить множество заболеваний и нарушений. Хотя если выразиться точнее, то за счёт повышения общих ресурсов организма массажными методиками, он эффективнее противостоит заболеванию, что и приводит к быстрому излечению. Одним из главных фактов, указывающих на пользу массажа стоп, является снятие стресса после сеанса, что способствует восстановлению гомеостаза организма – его внутренней гармонии.

Давление силы тяжести действует на кровообращение, и течение крови от ног к сердцу является медленным и вялым. Поэтому продукты распада, которые не подвергаются дальнейшему расщеплению (остатки токсичных кислот ), накапливаются в нижней части ног. Рефлексотерапевт определит место скопления таких продуктов распада и разобьёт этот застой массажными движениями, чтобы они легче вывелись из организма.

Рефлексотерапевт может помочь человеку устранить нарушения гормональной сферы, аллергические нарушения, артрит , нарушения желудочно-кишечной системы, головные боли . При этом, видимая невооружённым глазом эффективность рефлексологических методик не получила ещё научного обоснования.

Рефлекторный

Самый лёгкий в освоении и при этом эффективный вид массажа – рефлекторный. Болезни можно рассматривать не только как нарушение режима сна и питания , или как стрессовую реакцию организма. Болезнь – это ещё и изменение энергетических потоков. Поэтому корректирование физического состояния человека можно производить с помощью направления потоков энергии. Помимо процесса стабилизации энергетического равновесия, массаж стоп способствует улучшению деятельности сердечной системы и костного аппарата, повышению иммунитета .

Противопоказаний к проведению рефлекторного массажа практически нет, за исключением беременности и диабетического статуса.

Как делать?

Массаж стоп легко можно проводить самостоятельно. Самомассаж в некотором смысле лучше массажа, поскольку почувствовать своё тело намного легче, чем чужое.

Если тело не напряжённое, то массаж осуществляется с большей пользой. В том случае, когда Вам делают массаж, то для большего расслабления можно лечь на кровать или кушетку. Если же Вы проводите самомассаж, то лучше сесть в удобное кресло и подготовить подставку под ноги.

Расслабьтесь и вытяните перед собой одну ногу, а вторую притяните к себе, согнув в колене, и массируйте. При этом можно использовать массажный лосьон и масло (в таком случае нужно принять меры предосторожности, чтобы не запачкать одежду и мебель ). Смазанные массажным маслом руки нужно растирать одна в одной до тех пор, пока они не согреются, и только затем можно начинать массаж.

Шаг первый: расслабление верхушки ступни с помощью мягких поглаживаний. Благодаря поглаживанию, ступни разогреваются, и стимулируется циркуляция крови. Движения начинаются сверху, и плавно перемещаются вниз, к лодыжке. Повторяйте движения пять - шесть раз, затем сделайте то же самое на нижней части ступни.

Шаг второй: расслабление ступни и суставов. Для этого сложите ладонь чашечкой и охватите ней пятку, чтобы зафиксировать ступню. Подушечки пальцев захватите свободной рукой и медленно проворачивайте ступню по пять раз слева направо и наоборот. Повторяющиеся элементы массажа помогут избавиться от мышечного напряжения. Такая манипуляция полезна для тех, кто страдает артритом.

Шаг третий: вращение и вытягивание пальцев. Крепко охватите ступню под подъёмом. Большим пальцем свободной руки надавите на большой палец ноги. От основания пальца аккуратно и медленно тяните его вверх. Затем охватите палец ноги большим и указательным пальцами руки, повращайте им вокруг оси. То же самое проделайте и на второй ноге.

Шаг четвёртый: плавное скольжение пальцев. Одной рукой охватите и зафиксируйте пятку. Пальцы свободной руки должны плавно двигаться в межпальцевом пространстве ноги, по 6 - 7 раз двигаясь вперёд и назад.

Шаг пятый: сдавливание подъёма ступни. Зафиксируйте свободной рукой пятку и надавливайте нижней частью ладони второй руки на основание ступни, двигаясь попеременно в каждую сторону. Не стоит прилагать большую силу – эта область ноги весьма чувствительна к сдавливанию.

Шаг шестой: окончание массажа в виде поглаживаний. При этом нужно повторить первый шаг.

Массажное расслабляющее масло для стоп

20 мл (примерно две чайных ложечки ) соевого, оливкового , касторового масла.
  • 3 капельки эфирного масла лаванды , 1 капелька масла герани и 1 капелька масла ромашки .
Ингредиенты нужно вылить в небольшую ёмкость и тщательно размешать. Приготовленное масло подойдёт для одной массажной процедуры. Одна чайная ложка масла нужна для массажа одной ступни. После массажа наденьте тёплые носки, чтобы кожа ног впитала остатки масла и стала более мягкой.

Тайский

При сильной боли в стопе и напряжении мышц, хорошо помогает тайский массаж. Он восстанавливает нормальную работу большинства внутренних органов. Верхняя часть большого пальца ноги связана с печенью , а нижняя, начинающаяся от внешнего края ногтя – «ответственна» за поджелудочную железу и селезёнку. Массаж большого пальца может помочь при различных психоэмоциональных расстройствах, аллергии , мигрени, желтухе , гастрите , язве . Второй палец связан с желудком , его массаж улучшает состояние при заболеваниях и нарушениях желудочно-кишечного тракта. Третий палец соединён потоками энергии с 12-перстной кишкой, его массаж помогает при заболеваниях толстого и тонкого кишечника . Четвёртый палец отвечает за состояние жёлчного пузыря, а мизинец – за мочеполовую систему.

Методики тайского массажа, в которых использованы знания обо всех рефлекторных зонах, помогают купировать синдром хронической усталости , а также они способны улучшить кровообращение и усилить выведение токсинов.

Также благодаря тайскому массажу исчезают боли в спине . Самомассаж и массаж стопы приводят к расслаблению и комфортному ощущению, благодаря чему функции всех органов стимулируются, и по прошествии времени наступает самоисцеление.

Учение о тайском массаже указывает на то, что вся стопа является миниатюрной копией нашего организма. Процесс оздоровления подразделяется на несколько этапов: расслабление мышц, улучшение циркуляции крови, устранение застоя крови, удаление кальциевых отложений. После прохождения курса в 10 - 15 процедур, человек чувствует себя обновлённым, полным энергии, деятельным.

Китайский

Восточная культура издавна практикует массажные оздоровительные методики. В древние времена массаж считался простой и надёжной формой оказания медицинской помощи. В течение веков китайские врачеватели накапливали эмпирический опыт об исцелении организма и продлении молодости.
Китайцы считали, что старость наступает со стороны ног – они первыми чувствуют на себе вес прожитых лет и первыми стареют. Массаж является сложным физиологическим процессом, основную роль в котором выполняет ЦНС.

Китайский массаж ног отличается разнообразием приёмов: разминание, надавливание, растирание, вибрация, поглаживание и др. Нервные рецепторы на стопах взаимодействуют с вегетативной системой. Китайский массаж охватывает 62 точки на стопе, которые соответствуют энергетическим центрам и внутренним органам.

Сеанс китайского массажа длится около 2,5 часов. Начинается он с того, что пациенту предлагают чашечку чая – считается, что пить много жидкости во время сеанса полезно. Массаж начинается с распаривания ног в тёплой воде с добавлением лекарственных отваров. Затем ступни смазывают маслом и растирают подошвы. Особенно полезно будет сделать массаж камнями: пройтись несколько раз по выложенной округлыми камнями специальной дорожке, если таковая имеется в массажном кабинете (в домашних условиях можно взять небольшой ящик, засыпать его галькой и округлыми камешками и постоять в нём, переступая с ноги на ногу ). Массаж камнями не только взбодрит человека, но и насытит правильной энергией. Затем уже массажист возьмётся за проведение нужных массажных техник.

Тем не менее, если у человека имеется варикоз, активная форма туберкулёза , инфекционные заболевания – массаж лучше не проводить.

Нежелательно проводить массаж в голодном состоянии или же сразу после приёма пищи. Во время курса массажа лучше придерживаться умеренной диеты : исключить всё острое и солёное, не пить алкогольные напитки и кофе .

Точечный

Точечная методика тактильного воздействия на организм появилась как лечебное и профилактическое средство ещё в IX веке. Это китайское изобретение. Такой массаж подразумевает надавливания разной силы, продолжительности и частоты пальцами на кожу .

Точечный китайский массаж повышает защитный уровень иммунитета, снимает невралгические, периодические, мышечные, головные боли, повышает тонус и работоспособность, улучшает когнитивные способности.

Приёмы точечного массажа: разминание и надавливание подушечкой большого пальца, растирание, поглаживание, толкание, резание (воздействием ногтём большого пальца ) и вонзание, вибрация. Эти приёмы могут проводиться как комплексно, так и по отдельности. Точечный массаж стопы улучшает работу системы пищеварения, восстанавливает обмен веществ, улучшает гормональный фон.

При плоскостопии

Массаж при таком нарушении опорно-двигательного аппарата как плоскостопие – это целая система терапии, эффективность которой во многом зависит от регулярности проведения процедур. Для появления устойчивого положительного результата должно пройти не менее 12 процедур. Процедуры нужно проводить через день. Многие профессионалы перед началом массажа стоп занимаются массажем поясницы – ведь именно в поясничном отделе происходит иннервация нижних конечностей. Предварительное массажное воздействие на поясницу сделает массаж стопы при плоскостопии более эффективным.

Существуют разные комплексы массажных методик, которые включают в себя различные последовательности приёмов. Какие из них более эффективны для пациента – сказать сложно. Всё это зависит от таких факторов как степень плоскостопия и его индивидуальные морфологические свойства.
Например, существует такая последовательность: сначала расслабляется икроножная мышца, затем приходит черёд ахиллова сухожилия, после этого – очередь голени, стопы, подошвы; затем – опять икроножная мышца и снова подошва.

Вторая последовательность: вначале следует серия общеподготовительных массажных упражнений, охватывающих область от колена до кончиков пальцев. Затем массируются внешняя и внутренняя часть голени, подошва; под конец процедуры – массаж большого пальца.

Массирование стопы при плоскостопии обычно происходит в направлении от пальцев к пятке. Широкий спектр приёмов, применяющихся при этом: выжимание, разминание, поглаживание, сдавливание, надавливание. Такие же приёмы используются и в самомассаже.

Можно применять специальные массажные ролики и коврики – они не превзойдут руки профессионального массажиста в мастерстве, но станут хорошей альтернативой ручному самомассажу. Также можно найти в Интернете немало обучающих видео, освещающих основные принципы массажа.

Массаж при плоскостопии противопоказан тем пациентам, которые страдают кожными и сосудистыми заболеваниями. В таких случаях врачи подбирают лечение, не включающее в себя тактильные воздействия на кожу.

Массаж при плоскостопии у детей гораздо эффективнее, чем у взрослых: детский опорно-двигательный аппарат более гибок и пластичен, в отличие от взрослого, и повышение мышечно-связочного тонуса после массажа весьма способствует формированию физиологического положения стопного свода.

При вальгусной стопе

Вальгусная стопа – это иксообразная установка стопы, при которой она уплощена и как бы «завалена» внутрь. Такая патология развивается из-за слабости связочного аппарата ребёнка, из-за нарушения тонуса мышц, недоношенности, слабости, рахита . Первые проявления вальгусной стопы становятся заметными, когда малыш делает первые шаги. При вальгусной стопе также иксообразно искривляются сами ножки ребёнка, поэтому массаж должен быть комплексным.

Массаж при вальгусной стопе проводится длительными курсами до 20 процедур через день или ежедневно, перерывы между курсами составляют 2 - 4 недели, интенсивность массажа к середине курса начинает увеличиваться. Нужно избегать резких и болезненных движений, потому что после сеанса у ребёнка должно остаться приятное ощущение в теле.

Наибольшую эффективность при вальгусной стопе окажет массаж на фоне различных общеукрепляющих процедур, соответствующих возрасту ребёнка.

Перед массажными процедурами нужно положить ребёнка на живот, подложить ему под голени небольшой валик. Стопы малыша должны свисать. Сначала нужно помассировать ребёнку спину и пояснично-крестцовую область.

Массаж детей могут осуществлять их родители, но только в том случае, если они обладают нужными знаниями и навыками. Если Вы не умеете – пригласите патронажную медсестру (если ребёнок грудной ), обратитесь к участковому педиатру , или поищите обучающие видео.

Массаж для детей проводится с соблюдением следующих правил:

  • Вначале применяются только самые простые массажные приёмы, а с середины сеанса их усложняют.
  • Все приёмы нужно проводить с максимальной осторожностью, потому что неосторожное движение может причинить ребёнку дискомфорт или даже боль.
  • Суставно-связочный аппарат у ребёнка несовершенен, и во время сеанса надо беречь его голову и конечности от резких толчков.
У ребёнка первого года жизни применяются следующие массажные приёмы: разминание; вибрация; поглаживание; растирание. Нежная и тонкая кожа малыша требует особо бережного отношения и щадящих приёмов.

Пальчики ножек у ребёнка тонкие и нежные – при массаже не стоит применять приём кручения пальцев вокруг оси.

Поглаживание ног осуществляется тогда, когда ребёнок лежит на спине. Одной рукой следует захватить ножку ребёнка, а второй рукой – производить поглаживание. Движения должны быть направлены в сторону бедра от стопы.

Массаж ног и стопы производят с помощью обхватывающих поглаживаний, когда большой палец руки будет поглаживать боковую поверхность ножки ребёнка, а остальные пальцы будут массировать заднюю поверхность.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом. | править код ]

Главная причина плоскостопия , деформации стопы, проявляющейся в снижении высоты свода стопы, - связочно-мышечная недостаточность. Плоскостопие бывает врожденное и приобретенное, развивающееся при длительной физической перегрузке (статической или динамической). Люди, страдающие плоскостопием, быстро устают при ходьбе и стоянии, у них возникают боли в стопах, голени, в бедрах и даже в поясничном отделе. Люди с плоской стопой вообще чаще страдают различными болями в пояснично-крестцовом отделе. Хорошим средством для устранения неприятных, а в ряде случаев и мучительных ощущений при плоскостопии и профилактики его развития служит массаж в сочетании с лечебной физкультурой.

Нормальная, здоровая стопа имеет две кривизны - продольную и поперечную. Если наступить на лист бумаги мокрой стопой или стопой, намазанной каким-нибудь красителем, то на отпечатке можно увидеть выемку, которая соответствует внутреннему рессорному своду стопы. Если же отпечаток сплошной, почти или совсем без выемки, значит, стопа плоская.

Плоскостопие бывает продольное (когда свод стопы понижается в направлении от пальцев к пяточной кости) и поперечное (свод стопы понижается в направлении от мизинца до большого пальца через клиновидные, кубовидные и плюсневые кости).

Основной признак продольного плоскостопия - отсутствие внутренней продольной выемки стопы, поэтому пятка и вся стопа как бы лежат на внутреннем крае и отклоняются кнаружи, при этом нарушается рессорная функция стопы.

При продольном плоскостопии ноги быстро утомляются не только при ходьбе, но и при длительном стоянии, особенно при работе стоя, возникают болевые ощущения в икроножных мышцах и своде стопы, она часто подвертывается; из-за опоры стоп на внутренний край развивается косолапость. (Обувь стаптывается на один край не только по длине подошвы, но и на каблуке и деформируется. Обычно на это не обращают внимания, в то время как достаточно набить по длине подошвы и на каблук кусочки кожи или резины, и ноге будет удобнее, а дефект «стаптывания» исчезнет.)

Продольное плоскостопие может являться причиной травматических повреждений при перепрыгивании через любое препятствие (лужу, канаву), а у спортсменов - при опорных прыжках, соскоках со снарядов. Подвертывание стоп приводит к травматическому повреждению связочного аппарата наружной или внутренней лодыжки, повреждению сухожилия, а в некоторых случаях-к краевому перелому лодыжек. Для того чтобы предупредить подвертывание стопы, необходимо фиксировать голеностопный сустав, т.е. накладывать на него эластичный бинт или наносить эластичный голеностопник. В первую очередь это рекомендуется любителям пешего туризма.

При поперечном плоскостопии передний отдел стопы распластан, что является одной из причин деформации пальцев: большой палец начинает косо отклоняться в сторону мизинца, как бы вывихивается. У его основания появляется костное утолщение, которое разрастается в виде шишки. Выпячивание это болезненно (обувь при этом растягивается и деформируется). При начальной степени искривления большого пальца рекомендуется треугольная прокладка, сделанная из ваты и куска марли, которую вкладывают между большим и вторым пальцами. Длина прокладки соответствует длине этих пальцев и находится вровень с ними, а толщина равна расстоянию между пальцами, так что большой палец выпрямляется.

При поперечном плоскостопии деформируются и другие пальцы (на основной фаланге мизинца может возникнуть костное разрастание, как и на большом пальце, и он тоже может искривиться кнаружи). 3-й и 4-йпальцы сгибаются в первых и особенно во вторых фалангах и находятся в полусогнутом состоянии. Носить обычную обувь становится невозможно, необходима индивидуально сшитая, ортопедическая.

В самой начальной стадии деформации пальцев (2-й и 4-й пальцы согнулись, а3-йкак бы провалился вниз) их надо «переплетать» сложенным в несколько слоев бинтом (по длине пальцев): опущенные поднимать вверх, а выступающие опускать вниз.

При деформации стоп, связанной с продольным или поперечным плоскостопием, врачи-ортопеды индивидуально каждому подбирают вкладыши: подушечки, угольники и др.

Врожденное плоскостопие требует особого внимания матери - заниматься с ребенком надо уже через две недели после рождения. При каждом пеленании (10-12раз в день) необходимо осторожно прогибать свод стопы, держа одной рукой пятку и голень, а другой - свод стопы и пальцы.

Повторяют это упражнение 6 - 8 раз подряд в медленном темпе, затем промассируют подошвы. Кроме того, удерживая стопу обеими руками, большими пальцами от пятки к пальцам делают глубокие массирующие движения (10-12раз на каждой стопе).

Прежде чем приступить к более детальному изложению методики массажа при плоскостопии, обратим внимание на массаж подошвенной части стопы.

Подошвенная поверхность стоп с полным основанием может называться особой зоной организма. В ней сконцентрирована большая масса кожных рецепторов, составляющих периферические отрезки кольцевых рефлекторных аппаратов. Через эти рецепторы внутренние органы и различные среды организма осуществляют контакт с внешней средой.

Обычно не дают должной оценки такому признаку, характерному для некоторых людей, как постоянно холодные руки и ноги. Грубой патологии здесь, конечно, нет, но часто это является свидетельством нарушения местного кровотока, проявлением вегетососудистой дистонии и знаком повышенной готовности к простудным заболеваниям. Каждая жалоба пациентов на постоянно холодные стопы обозначает скрытую неполноценность функционирования того или другого внутреннего органа. При этом чем ниже температура какого-то участка подошвы, тем больше выражена недостаточность внутреннего органа, связанного с ним по проекции.

Массаж при плоскостопии

Следовательно, при выполнении сеанса массажа при реабилитации травм или заболеваний каких-либо органов массажист должен учитывать и особенности рефлекторных связей отдельных зон подошвы с внутренними органами и системами организма.

При плоскостопии массаж начинают с голени (массируемый лежит на животе). На икроножной мышце применяют комбинированное или попеременное поглаживание двумя руками (3 - 4 раза), выжимание ребром ладони (5 - 6 раз), разминание ординарное и «двойной гриф» (по 3 - 4 раза), потряхивание и поглаживание (по 2 - 3 раза), затем снова выжимание - поперечное (3 - 4 раза) и двойное кольцевое (4 - 6 раз), потряхивание и поглаживание (по 2 - 3 раза).

Массаж внешней стороны голени (переднеберцовых мышц) состоит из поглаживания попеременного (3 - 4 раза), выжимания ребром ладони (8 - 10 раз), поглаживания (2- 3 раза), разминания ребром ладони (6 - 8 раз) и подушечками четырех пальцев (6 - 7 раз), выжимания (4 - 5 раз), поглаживания (2-3раза). Комплекс проводят дважды или трижды в день.

На тыльной стороне стопы (подъеме) делают поглаживание (2 - 3 раза), выжимание ребром ладони (4 - 5 раз), растирание ладонной поверхностью кисти в различных направлениях (5 - 6 раз), прямолинейное и спиралевидное подушечками больших пальцев и подушечками четырех пальцев с отягощением вдоль межплюсневых промежутков (по 4 - 5 раз), поглаживание и выжимание (по 3 - 4 раза).

Теперь можно перейти к главному объекту массажа при плоскостопии - к подошвенной стороне стопы и ее нижнему своду (от большого пальца до пятки). Массируется подошва стопы в положении лежа на животе, голень приподнята под углом 45 - 90°. Если массаж выполняется одной рукой, другой поддерживают ногу за голеностопный сустав. При массаже, выполняемом двумя руками, стопа должна лежать на специальном валике.

Итак, массирующий держит левой рукой левую голень массируемого, а правой 4 - 5 раз проводит выжимание основанием ладони от пальцев к пятке. После этого он сжимает пальцы в кулак и межфаланговыми суставами (гребнем кулака) делает (по 4 - 5 раз) прямолинейное и штрихообразное растирание. Теперь можно провести и кругообразное растирание подушечками четырех пальцев (5 - 6 раз) и выжимание основанием ладони (4 - 5 раз), растирание гребнями кулака выполняется 5- 6 раз.

Проведя еще раз по уже известной схеме массаж икроножной мышцы, вновь возвращаются к подошве: поглаживание (1 - 2 раза), выжимание основанием ладони (3 - 4 раза), растирание подушечками четырех пальцев по двум линиям (4 - 6 раз), выжимание (4-5раз), разминание подушечкой большого пальца потрем-четырем линиям, выполняемое 6 - 7 раз, выжимание (3 - 4 раза), растирание (прямолинейное и зигзагообразное) гребнями пальцев, сжатых в кулак (кулак устанавливается вдоль стопы), выполняемое по 4 -5раз.

Затем делают выжимание (4 - 5 раз), спиралевидное и кругообразное растирание фалангами пальцев, сжатых в кулак, выполняемое 4-5раз, выжимание основанием ладони (3 - 4 раза) и вновь растирание - пунктирное гребнями пальцев, сжатых в кулак (5 - 6 раз). Заканчивают выжиманием и поглаживанием (по 3 - 4 раза).

Уложив голень на валик, на икроножной мышце проводят поглаживание (3 - 4 раза), выжимание ребром ладони (4 - 5 раз) и подушечками больших пальцев (5 - 6 раз), кругообразное разминание подушечками больших пальцев по трем-четырем линиям (5 - 6 раз), выжимание (3 - 4 раза), поглаживание (2 - 3 раза).

Повторив массаж икроножных и переднеберцовых мышц, снова массируют подошву. Заканчивают массаж стопы так: обхватив ее обеими руками с боков, 5 - 7 раз сдавливают и растягивают в стороны до появления болевых ощущений.

Массаж можно проводить 1 - 2 раза в день по 8-12мин.

Полезно применять и так называемый механический массаж стопы (например, катание подошвой стопы круглой палки). Летом рекомендуется хождение босиком по песку.


Стопа несёт большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге, прыжках и обеспечивает передвижение нашего тела в пространстве, она состоит из большого количества костей, соединённых суставами и укреплённых связками, движением которых управляют мышцы и сухожилия. С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от её состояния зависит плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат, в результате эволюционного развития человеческая стопа приобрела форму, оптимальную для опоры, балансировки, амортизации толчков и ударов при ходьбе, анатомически стопа состоит из трёх сводов, или арок. Внутренний продольный свод располагается от подошвенной поверхности пяточной кости, проходит через кости предплюсны, плюсны и заканчивается на подошвенной поверхности головки первой плюсневой кости, наружный продольный свод проходит от наружной поверхности пяточной кости до головки пятой плюсневой кости, поперечный свод расположен от головки первой до головки пятой плюсневой кости, внутренний и поперечный своды обеспечивают рессорную функцию стопы, а наружный- опорную. В образовании сводов стопы важную роль играет не только оптимальное взаиморасположение костей предплюсны, плюсны и фаланг пальцев, но также состояние связочного аппарата и согласованная работа мышц стопы и голени. Мышцы стопы, довольно многочисленные, делятся по своему расположению на две группы: мышцы тыльной и подошвенной поверхности стопы, во второй группе ещё выделяют мышцы возвышения большого пальца, возвышения мизинца и мышцы средней группы. Мышцы тыла стопы участвуют в разгибании, подошвы- в сгибании, в сведении и разведении пальцев, из мышц голени особенно важную роль в формировании сводов стопы играют передняя и задняя большеберцовые мышцы и длинный сгибатель пальцев. Для хорошего поддержания сводов определённое значение имеет различная длина пальцев ног, при египетском типе стопы наиболее длинным является первый палец и вероятность поперечного плоскостопия больше, так как изменяется опорная точка первой плюсневой кости, при греческом типе стопы самым длинным является второй палец, при этом возможно развитие продольного плоскостопия, при таком варианте основную перегрузку испытывает пяточная кость, промежуточный тип стопы- первый и второй пальцы равны по длине, наиболее устойчивый к заболеванию. Особенности детской стопы- родители должны знать, что стопа ребёнка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности, костный аппарат ещё неокрепшей детской стопы имеет в основном хрящевую структуру, мышцы и связки более подвержены растяжению. По сравнению с правильными, изящными стопами взрослого, стопы ребёнка кажутся тяжёлыми и неуклюжими, и, что часто беспокоит родителей, плоскими, если вашему малышу ещё нет трёх лет, то опасения излишни, дело в том, что у ребёнка ясельного возраста выемку свода заполняет мягкая жировая подушечка, которая маскирует правильную костную основу, в том, что это плоскостопие мнимое, можно убедиться простым способом: поставьте ребёнка на стол или на пол и попробуйте вложить палец под его стопу с внутреннего края, свободно входящий палец убедит вас в том, что костная конструкция стопы отделена от твёрдой поверхности стола или пола слоем жира. Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых, поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки, окончательно своды стопы формируются к трём-четырём годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до шести-семилетнего возраста даже у здоровых детей. Диагностика плоскостопия- итак, у ребёнка до трёх лет только плоская стопа, без признаков отклонения пятки кнаружи не болезнь, а физиологическое явление, у ребёнка старше трёх-четырёх лет наличие плоских стоп- уже патология. Если вы сомневаетесь в выраженности продольных сводов, можно проверить отпечатки стоп, это сделать несложно, для этого достаточно поставить ребёнка на лист бумаги влажными босыми ногами, на листе останутся отпечатки, которые можно оценить. Обведя отпечаток, вы можете сохранить его и сравнить с другим, сделанным по прошествии некоторого времени, для получения качественных отпечатков иногда используют краску или вазелин (детский крем), в любом случае, след на бумаге необходимо обвести, чтобы контуры не расплывались, нормальный отпечаток стопы имеет с внутренней стороны выемку, отпечаток плоской стопы выемки не имеет, если при осмотре ребёнка у вас возникли какие-либо сомнения, то необходимо проконсультироваться у врача-ортопеда.
Плоскостопие- это заболевание опорно-двигательного аппарата , которое проявляется в снижении высоты сводов стопы, некотором отклонении стопы кнаружи, по анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное или смешанное. Любое нарушение строения, а следовательно, и функции стопы неизбежно влияет на общее состояние человека, снижает его выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, особенно важны здоровые стопы для нормального развития организма ребёнка. При плоскостопии теряется способность стопы противостоять нагрузкам, в положении стоя область внутреннего свода касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела, расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени, чувство утомления и даже боли. Причины плоскостопия разнообразны, это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или мышц голени, травмы костей стопы и лодыжек, слабость мышц и костей в результате перенесённого рахита, перегрузка стоп на фоне слабости мышечно-связочного аппарата. Неблагоприятно сказываются на состоянии стоп избыточный вес ребёнка, частые заболевания и ношение плохо подобранной обуви. Особенно часто плоскостопие развивается у детей с плосковальгусной установкой стоп, этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врождённой аномалии нервной системы и влечёт за собой дальнейшие нарушения развития скелета. Определить плосковальгусную деформацию стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребёнка со спины, у здорового пятка расположена соответственно продольной оси голени, у больного пятка заметно отклонена кнаружи. У большинства детей деформация стоп сопровождается нарушением осанки, так как Уплощение сводов влияет на положение таза и позвоночника. ечение плоскостопия
Плоскостопие- прогрессирующее заболевание , поэтому чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит, и наоборот, запущенные случаи лечатся труднее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма, лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь- средств для лечения достаточно, важно, чтобы этот процесс был регулярным и достаточно длительным, коррекция деформации стоп продолжается до десяти-двенадцатилетнего возраста, но лучше вылечить ребёнка к четырём-шести годам. Ортопедическое лечение включает в себя ношение рациональной обуви и специальные ортопедические мероприятия. Рациональная обувь должна соответствовать следующим требованиям: быть устойчивой, плотно охватывать стопу, иметь высокий и жёсткий задник, фиксирующий пятку, детям дошкольного возраста лучше носить высокие ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Каблук- обязательная деталь, но он должен быть не слишком высокий, около двух сантиметров, если каблук высокий, то центр тяжести тела перемещается и основная нагрузка падает на передний отдел стопы, в результате чего перенапрягаются мышцы и связки стоп, кроме этого происходит изменение угла наклона таза и, соответственно, нарушение осанки. Дети с плоскостопием не должны носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника . Часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно, тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, без назначения врача заказывать индивидуальные, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя, такие стельки могут нанести стопе ребёнка больше вреда, чем пользы. Ортопедические стельки вкладывают в обувь, хорошо фиксирующую стопу, стельки в сочетании с тапочками и сандалиями никакого лечебного эффекта не дают, так как стелька занимает определённый объём, обувь должна быть на один размер больше, чем требуется по длине стопы . Учтите, что стельки имеют определённый срок годности, индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода, готовые (из более мягких эластичных материалов) следует менять ещё чаще, каждые три-четыре месяца. Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, такой обуви следует иметь как минимум две пары, одну для улицы, другую для дома. Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают её дальнейшее развитие, пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как довольно быстро развивается атрофия мышц стопы, эти костыли стоит использовать во время длительного пребывания ребёнка на ногах. При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах стопы, во время сна применяют лонгеты, при тяжёлых формах плоскостопия с постоянными сильными болями показано оперативное лечение. Ортопедическая коррекция стоп проводится только в сочетании и на фоне других методов лечения (физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики). Физиотерапевтическое лечение- физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиники специалистами, исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы. Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50 градусов длительностью процедуры 30-40 минут ежедневно или через день, для озокеритовых аппликаций достаточно температуры тридцати-сорока градусов в течение пятнадцати-двадцати минут два дня подряд с перерывом на третий, курс лечения 15-20 процедур, повторяя его через 2-3 месяца, тепловые процедуры дают максимальный эффект, если после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны , для этого нужны два тазика с водой, один- с горячей (40-45), другой- с холодной (16-20) градусов, ребёнок погружает ноги попеременно то в горячую, то в холодную воду на несколько секунд, процедура длится 5-10 минут и проводится ежедневно или через день в течение двух-трёх недель, ванны не только укрепляют мышцы и тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж при плоскостопии- в педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук), если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Родители, Будьте внимательны при обращении к специалистам (особенно платным), массаж только ног малоэффективен, управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые берут начало в поясничном отделе спинного мозга, поэтому в любом случае массаж ног должен начинаться с массажа поясничной области. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть Достаточно энергичный симметричный массаж, ребёнок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повёрнута набок, Чтобы малыш не замёрз во время сеанса массажа, прикройте его простынкой, под голеностопный сустав положите небольшой валик.

План массажа-


поясничная область спины, ягодично-крестцовая область, массаж задней поверхности ног (сначала массируется одна нога, затем- другая) в следующей последовательности: бедро, голень, ахиллово сухожилие, подошва, Ребёнок меняет положение- переворачивается на спину, валик перекладывается под колени: массаж передней поверхности ног в следующей последовательности: стопа (тыльная поверхность), голеностопный сустав, голень, коленный сустав, бедро. Курс достаточно длительный- 16-20 сеансов, повторяется 3-4 раза в год.
Массаж при плосковальгусных стопах- в детском возрасте плоскостопие чаще сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плосковальгусными, в этом случае проводится дифференцированный массаж нижних конечностей (то есть Одни мышцы необходимо расслаблять, а другие, наоборот тонизировать). План массажа тот же, что и при плоскостопии, однако есть некоторые отличия в методике и технике.

План массажа- поясничная область-


после общего поглаживания всей спины проводится поглаживание области поясницы от позвоночника в обе стороны и книзу, затем тщательное растирание, применяя достаточно интенсивные приёмы (растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев, основанием ладоней, пересекание), разминание в виде надавливания, сдвигания, ударные приёмы не проводятся. Ягодично-крестцовая область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание, особенно крестцовой области, Разминание ягодичных мышц выполняется двумя руками (поперечное, разнонаправленное) энергично, но мягко, ударные приёмы (поколачивание, рубление) можно применять смело, они хорошо укрепляют мышцы. Массаж задней поверхности ног- вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем массируют отдельно бедро, голень, ахиллово сухожилие, подошву. Бедро- поглаживание (глубокое) выполняется снизу вверх от подколенной ямки по задненаружной поверхности до подъягодичной складки, энергичное растирание, продольное или поперечное разминание часто делается в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц, можно применить лёгкие ударные приёмы, например, похлопывание. Голень- на задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние головок икроножной мышцы различно (наружная головка излишне напряжена, внутреняя ослаблена и растянута), после общего поглаживания производится избирательное воздействие на икроножную мышцу, а также и на мышцы глубокого слоя, лежащие под ней, по наружной (латеральной) головке выполняется лёгкое растирание подушечками пальцев, широко используются расслабляющие приёмы (поглаживание, мягкое и сильное разминание в сочетании с потряхиванием, вибрация, растяжение в сочетании с вибрацией), на внутренней (медиальной) головке применяют стимулирующий (тонизирующий) массаж (интенсивное растирание, энергичное разминание, лёгкие ударные приёмы- поколачивание, рубление). Ахиллово сухожилие- здесь используют щипцеобразное поглаживание, щипцеобразное растирание и разминание, особое внимание следует уделить местам перехода сухожилия в икроножную мышцу и прикрепления его к пяточному бугру. Подошвенная поверхность стопы- положение стопы при массаже подошвы- лёгкая супинация (подъём внутреннего края стопы), одна рука поддерживает стопу, другая производит массажные приёмы- в данной области применяют самые интенсивные приёмы поглаживания и растирания (гребнеобразные), причём, если ребёнок боится щекотки,- попробуйте воздействовать ещё глубже (чем глубже проводится приём, тем больше его успокаивающий эффект), кроме того, можно сделать лёгкое рубление или поколачивание, а затем провести разминание наружного края стопы, затем массируется задняя поверхность другой ноги. Ребёнок меняет исходное положение, переворачивается на спину, валик помещается под коленями для лучшего расслабления мышц бедра- массаж передней поверхности ног- поглаживание по всей длине ноги, затем массируется тыльная поверхность стопы, голеностопный сустав, голень, коленный сустав, бедро. Тыльная поверхность стопы- здесь проводится расслабляющий массаж (большое количество поглаживаний, потряхиваний, поперечное растирание пальцев стопы, граблеобразное- межкостных промежутков, сдвигание костей плюсны относительно друг друга, плющеобразное разминание краёв стопы), стопа удерживается в положении лёгкой супинации. Голеностопный сустав- при массаже этой области особое внимание уделяют внутренней лодыжке, кроме кругового поглаживания и растирания делают тонизирующие точечные надавливания вокруг лодыжки. Передняя поверхность голени- массаж носит расслабляющий характер, применяется поглаживание по передненаружной поверхности голени, лёгкое растирание, мягкое разминание и вибрация по длине мышц ладонью. Коленный сустав- круговое поглаживание и растирание. Передняя поверхность бедра- массаж традиционный, применяются все обычные в этой области приёмы, не забудьте, что массаж делать надо на обеих ногах. Продолжительность всего сеанса массажа (без упражнений) 15-20 минут, курс 12-20 сеансов ежедневно или через день, эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год, обязательно в сочетании с лечебной гимнастикой. Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени, укрепляет ослабленные, растянутые мышцы и расслабляет напряжённые, а это очень важно для восстановления их согласованной работы, кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы, приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.
Пассивные движения- движения, которые выполняются с помощью рук взрослого, они проводятся сразу после массажа или тепловых процедур. Цель пассивных движений- увеличение объёма движений стопы, чаще всего применяется тыльное и подошвенное сгибание стопы, сгибание и выпрямление пальцев, вращательные движения стоп, поворот стоп подошвами вовнутрь, нормализация положения пятки (то есть Приведение её к средней линии).
Лечебная гимнастика- стопы человека предназначены, в первую очередь, для ходьбы, а при стоянии на них падает максимальная нагрузка, каждый из нас может убедиться на себе, что положение стоп при стоянии отличается от положения при ходьбе. При стоянии стопы имеют тенденцию к пронации, то есть Тяжесть тела падает не только на наружные, но и на внутренние края стоп, опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, поэтому мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается, поэтому крайне важно сформировать у ребёнка правильный навык стояния и ходьбы. Формирование правильного навыка стояния- при стоянии следует ставить стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга, тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы. Для того чтобы проверить, правильно ли стоит ребёнок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле, они будут иметь одинаковую глубину и выемку с внутренней стороны. Для совершенствования этого навыка можно предложить ребёнку следующее упражнение: стоя правильно, пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая их кнутри (супинируя), одновременно сильно нажимать пальцами на опору, чтобы ребёнку было понятнее, что от него требуют, попросите его слегка приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опоры. Это упражнение можно и нужно выполнять часто, несколько раз в день, дома и на улице, используя любую возможность, обувь, если она правильно подобрана, не мешает движениям. На прогулке старайтесь творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке, детям очень полезно стоять (а лучше, ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам, дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке. Если ребёнок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему поиграть стопами, например, поднимать пальцы ног, сокращать стопы вместе или поочерёдно, или перекатываться с пятки на носок и обратно, или стоять на наружных краях стоп, как мишка косолапый. Эти упражнения не только развлекут ребёнка, но и послужат хорошей тренировкой мышечно-связочного аппарата стоп, кроме того, движения согреют стопы, что очень существенно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний. И ещё раз об обуви, тесная, стесняющая движения обувь- самое страшное для детских стоп, страдают не только мышцы и связки, но и нарушается кровообращение в стопах, что приводит к значительному переохлаждению даже в небольшой мороз, к частым простудам, воспалительным заболеваниям мочевого пузыря и почек. Формирование правильного навыка ходьбы- при ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно, недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной. В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом передней частью, в это время её дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в своё прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок, но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к ещё большей деформации. Если ребёнок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то необходимо предлагать ему, противодействуя этой привычной установке, ходить, слегка разворачивая носки, с целью коррекции походки можно использовать специальные дорожки, которые выкладываются из кирпичей или других подручных материалов. При ходьбе с разворотом носков кнаружи (балетная походка) предлагайте ребёнку пройти по узкой дорожке шириной до пятнадцати-двадцати сантиметров, по бортику тротуара, бревну, доске. Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное- постоянный контроль и внимание со стороны взрослых, кроме того, важно, чтобы ребёнок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего

Упражнения для лечения плоскостопия-


Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскостопия и его профилактики, самое важное состоит в том, каким образом ребёнок будет воспринимать занятия, вам надо не просто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребёнку любовь к движениям.Для того, чтобы гимнастика приносила больше радости ребёнку, обыгрывайте упражнения, включайте специальные игры, делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия, главное- упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку . При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгибатели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой кнутри. Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя, затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходить к упражнениям в положении стоя. Упражнения, выполняемые в положении сидя : сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны, поворот стопами подошвами внутрь, захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли) подошвами, сжимание резинового мячика подошвами, катание подошвами округлого предмета, попеременные удары носками и пятками в пол, захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещёнными ногами, собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу. Очень полезно для лечения плоскостопия кататься на велосипеде, причём важно следить, чтобы ребёнок нажимал на педали пальцами, а не серединой стопы . Упражнения, выполняемые в положении стоя (эти движения лучше делать, держась за опору на уровне груди): сокращение стоп, перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку, собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног, сведение и разведение пяток, стоя на носках, приседание на носки. Упражнения, выполняемые в ходьбе : ходьба на носках, на пятках, на носках с поворотом пяток внутрь, на наружных краях стоп, по ребристой доске. Все вышеперечисленные упражнения достаточно просты и доступны детям, организовывая занятия лечебной гимнастикой, вы можете выбрать несколько (3-5) упражнений и делать их, пока малышу не надоест, причём движения стопами в положении сидя предпочтительнее в начале курса лечения, затем к ним добавляют упражнения в положении стоя и упражнения в ходьбе. Все упражнения следует делать медленно, тщательно , до появления у ребёнка ощущения усталости, количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребёнка и выносливости его мышц, увеличивать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое, помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движений.Игровые упражнения для ног: «пройди по линии»- начертите мелом на полу прямую линию и предложите ребёнку пройти по ней несколько раз. Журавль на болоте- ребёнок ходит, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согнутую в колене. Конькобежец- стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину, сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца. Хлопки под коленом- стать прямо, ноги вместе, руки опустить, быстро поднимать прямую ногу вперёд и хлопнуть под ней, повторить поочерёдно каждой ногой. «Присядь у стены»- стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком, руки опустить, присесть пониже на носках и затем встать, не отрываясь от стены, повторить медленно несколько раз. «Перешагни через руки»- стать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой, слегка наклоняясь вперёд, перешагнуть через руки, повторить в среднем темпе несколько раз каждой ногой. Лыжник- х одить широкими шагами, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад) и, поочерёдно поднимая руки вперёд, подражая движениям лыжника. «Присядь комочком»- стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. «Сядь-встань»- стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить, медленно сесть и встать, помогая себе руками. «Сядь по-турецки» – стать прямо, ноги скрестить, руки опустить, медленно садиться на пол по-турецки и вставать, стараясь не помогать себе руками, тяжесть тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп. Утиная ходьба- ребёнок приседает, кладёт себе руки на колени и таким образом передвигается. Лошадка- ребёнок вприпрыжку бегает, изображая лошадку. «Попрыгай, как мячик»- стать прямо, ноги вместе, руки опустить, прыгать на носках, передвигаясь мелкими прыжками. «Попрыгай на одной ноге»- мелкими прыжками прыгать то на одной, то на другой ноге. «Потанцуй»- ребёнок стоит прямо, ноги вместе, руки на поясе, попеременно выставляет ноги вперёд то на носок, то на пятку. Упражнения с предметами с мячом среднего размера- «Подними мяч ногами» – сесть на пол, ноги вытянуть вперёд, руками опираться сзади (на предплечья), захватить стопами мяч, поднять его повыше.«Переложи мяч ногами» (исходное положение прежнее)- захватив мяч стопами, приподнять его и переложить поближе к себе, разворачивая колени в стороны. «Перекинь мяч ногами»- сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на локти, захватив мяч ногами, приподнять его и попытаться перекинуть за голову. «Подкати мяч»- сесть, положить мяч на пол перед собой, руками опереться сзади (на предплечья), стопы положить на мяч, сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя. Футбол- ребёнок водит мяч ногами. С гимнастической палкой малого размера- «Перешагни через палку»- стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы горизонтально перед собой, высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперёд и обратно, повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.«Перешагни сидя»- сидя, ребёнок держит палку за концы, переносит поочерёдно ноги через палку, а затем возвращает их обратно. «Подними палку ногами»- сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой- сверху и стараться приподнять её. «Перенеси ноги через палку»- лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой, сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исходное положение. «Пройди по палке»- ребёнок ходит по палке, положенной на пол, взрослый может помогать, поддерживая его за руку. «Пройди по палке боком»- ребёнок передвигается боком по палке приставными шагами. Упражнения с кеглями- «Перешагни через кегли»- кегли расставить на полу на расстоянии шага, ребёнок перешагивает через них, высоко поднимая колени. Прыжки вокруг кегли- ребёнок легко прыгает вокруг кегли, стараясь не уронить её. «Перешагни через кеглю»- ребёнок держит кеглю в опущенных руках за оба конца (как палку), перешагивает через неё, стараясь не задеть и не выпустить из рук. «Подними кеглю ногами»- сидя на полу с опорой руками сзади, ребёнок захватывает кеглю подошвами и приподнимает её. «Переставь кеглю» (исходное положение прежнее)- стараться переставлять на полу кеглю, не роняя её. Ходьба или бег змейкой- поставьте кегли по прямой линии или по кругу на расстоянии метра друг от друга, предложите ребёнку обходить их справа и слева змейкой, затем обегать змейкой, стараясь их не уронить. Упражнения с толстой верёвкой или скакалкой- «Сложи верёвку» – ребёнок сидит и пытается вытянутую на полу верёвку собрать пальцами ног. «Подними верёвку»- сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую верёвку положить перед выпрямленными ногами, захватить верёвку пальцами ног, поднять её и удерживать некоторое время. «Пройди по верёвке» – положить вытянутую верёвку на пол и предложить ребёнку пройти по ней, сохраняя равновесие. Прыжки через верёвку боком- вытянутую верёвку положить на пол, маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через верёвку, продвигаясь вперёд. Прыжки через скакалку- научите ребёнка прыгать через маленькую (полутораметровую) скакалку мелкими, быстрыми и лёгкими прыжками. Упражнения на снарядах- если есть возможность, используйте в занятиях такие простейшие снаряды, как гимнастическая скамейка, лесенка или шведская стенка. Упражнения на гимнастической скамейке- ходьба по скамейке- ребёнок ходит по скамейке с различными положениями рук (на поясе, в стороны, вперёд, за голову). «Опустись на колено»- х одить по скамейке, чередуя ходьбу с опусканием то на правое, то на левое колено и подниманием рук в стороны. Ходьба на носках- ходить по скамейке на носках, подняв руки в стороны и стараясь сохранить равновесие. Ходьба с высоким подниманием колена- ходить по скамейке, высоко поднимая колени, не теряя равновесия, руки в стороны. Ходьба с мячом на голове- х одить по скамейке, удерживая мяч руками на голове.«Попрыгай»- передвигаться по скамейке мелкими прыжками на носках. Ходьба боком- ходить по скамейке приставным шагом в одну, затем в другую сторону. «Пройди по рейке»- ходить по рейке перевёрнутой скамейки, взрослый помогает, поддерживая ребёнка за руки. Ходьба боком по рейке- ходить по рейке перевёрнутой скамейки приставным шагом, взрослый поддерживает ребёнка за руки. «Перепрыгни через скамейку» – опираясь обеими руками о скамейку, перепрыгивать через неё с одной стороны на другую. Упражнения на лестнице- «Пройди по лестнице»- положите лестницу на пол и предложите ребёнку пройти по ней, шагая с одной ступеньки на другую. «Шагай через ступеньки»- предложите ребёнку пройти, перешагивая через ступеньки. «Сохраняй равновесие»- ребёнок ходит по боковым перекладинам лестницы, стараясь сохранить равновесие. Ходьба на четвереньках ходить по лежащей на полу лестнице на четвереньках ногами по боковым перекладинам, руками- по ступенькам. «Пройди вверх»- поставить лестницу наклонно, слегка приподняв один её конец над полом и закрепив его, предложите ребёнку пройти по лестнице вверх, поддерживая его за руку. Упражнения на гимнастической стенке- лазание- ребёнок залезает по ступенькам шведской стенки вверх и спускается. Ходьба боком- ребёнок передвигается по нижней ступеньке приставным шагом в одну сторону, затем по следующей- в другую. Приседание- стать на нижнюю ступеньку, держась на уровне пояса, сделать несколько приседаний. Подвижные игры- игры не только развлекают ребёнка, придают занятиям более живой и весёлый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат, кроме того, в игре развивается навык совместной деятельности, для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви. Ловкие ноги- дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперёд, между стопами мяч, обхватив мяч стопами, перекладывают его в сторону, передавая следующему, если дети сидят в кругу, то передают мяч по кругу, можно играть командами, выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч. Барабан- дети сидят на стульях (скамейке), взрослый сидит напротив и в определённом ритме отбивает такт, поочерёдно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно, дети повторяют за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу, игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. «Кто быстрее спрячет простынку»- дети сидят на стульях (скамейке), у каждого ребёнка должна быть своя простынка длиной 50-60 сантиметров, по сигналу взрослого дети начинают собирать простынку пальцами ног, выигрывает тот, кто быстрее подберёт её под стопы. «Донеси платочек»- дети сидят на стульях (скамейке), у каждого ребёнка под ногами платочек, нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала, тоже самое повторить другой ногой, выигрывает тот, кто быстрее донесёт платочек, ни разу не уронив его. Великан и карлик- великаны ходят, приподнимаясь на носках как можно выше, карлики передвигаются, присев на корточки. Лошадка- дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах (шагом, рысью, галопом). «Пройди- не ошибись»- дети проходят по намеченной мелом на полу линии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем идут обратно спиной вперёд, ставя носок к пятке. Футболисты- двое детей становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов, позади каждого на расстоянии метра устанавливаются полутораметровые ворота, один из играющих должен забросить мяч, ведя его то правой, то левой ногой, в ворота противника, если играющих много, то можно играть несколькими командами.Ходьба змейкой- установить кегли (мячи, кубики) В ряд на расстоянии метра друг от друга, дети, держась за пояс впереди стоящего, обходят колонной кегли, стараясь их не задеть.

  • 1) 1. Уменьшение боли, возникающей при плоскостопии.
  • 2. Достижение более интенсивного лимфо-и кровообращения.
  • 3. Укрепление ослабленных мышц

Методика проведения и методические указания

Перед массажем стопы и голени полезно применять тепловую процедуру. Массаж продолжается 15-20 минут ежедневно. На 3-4 процедуре добавляют специальные упражнения. Курс массажа состоит из 20-25 процедур. Курсы массажа регулярно повторяют через 1-1,5 месяца. Для получения стойкого лечебного результата необходимо провести не менее 3-4 курсов.

Последовательность выполнения массажа

Массаж нужно проводить в следующей последовательности:

  • 1. Массаж икроножной мышцы.
  • 2. Массаж ахиллова сухожилия.
  • 3. Массаж внешней стороны голени.
  • 4. Массаж тыльной стороны стопы.
  • 5. Массаж подошвы.
  • 6. Массаж икроножной мышцы.
  • 7. Массаж подошвы.

Массаж икроножной мышцы.

Для выполнения массажных приемов на икроножной мышце массируемого следует положить на живот, а под его голеностопные суставы - валик. Необходимо провести приемы:

  • 1. Поглаживание:
    • а) прямолинейное;
    • б) попеременное.
  • 2. Выжимание:
    • а) клювовидное;
    • б) поперечное.
  • 3. Разминание:
    • а) ординарное;
    • б) двойное кольцевое;
    • в) комбинированное;
    • г) кругообразное фалангами согнутых пальцев сначала одной, а потом двумя руками;
    • д) кругообразное клювовидное сначала одной, а потом двумя руками.
  • 4. Поглаживание прямолинейное.

Массаж ахиллова сухожилия.

Растирание:

  • а) прямолинейное "щипцевидное";
  • б) спиралевидное "щипцевидное";
  • в) прямолинейное буграми и подушечками больших пальцев;
  • г) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
  • д) кругообразное клювовидное;
  • е) кругообразное ребром большого пальца.

Массаж внешней стороны голени

Массируемого нужно положить на спину, под его колени подложить валик.

Дальней рукой следует провести:

  • 2. Разминание:
    • а) кругообразное подушечками четырех пальцев;
    • в) кругообразное клювовидное;
    • г) кругообразное ребром большого пальца.

Ближней рукой:

Выжимание основанием ладони.

Массаж тыльной стороны стопы.

Не изменяя положения массируемого, следует обхватить его стопу со стороны подошвы ближней рукой и выполнить массажные приемы дальней рукой:

  • 1. Поглаживание прямолинейное в направлении от кончиков пальцев до голеностопного сустава.
  • 2. Растирание:
    • а) прямолинейное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;
    • б) кругообразное подушечками четырех пальцев межплюсневых промежутков;
    • в) прямолинейное подушечкой большого пальца;
    • г) кругообразное подушечкой большого пальца;
    • д) прямолинейное подушечкой среднего пальца;
    • е) кругообразное подушечкой среднего пальца;
    • ж) кругообразное ребром ладони.
  • 3. Поглаживание (на задней поверхности голени).
  • 4. Выжимание (на задней поверхности голени).

Массаж подошвы

  • 1. Поглаживание подошвы тыльной стороной кисти.
  • 2. Растирание в направлении от пальцев к пятке:
    • а) кругообразное подушечкой большого пальца;
    • б) кругообразное подушечками четырех пальцев;
    • в) прямолинейное кулаком поперек и вдоль;
    • г) кругообразное гребнем кулака.
  • 3. Сдавливание стопы.

Массаж икроножной мышцы

  • 1. Поглаживание прямолинейное.
  • 2. Выжимание клювовидное.
  • 3. Разминание:
    • а) ординарное;
    • б) кругообразное фалангами согнутых пальцев;
    • в) кругообразное клювовидное.

Массаж подошвы

Растирание:

  • а) прямолинейное кулаком;
  • б) кругообразное фалангами согнутых пальцев.

Для укрепления мышц, которые поддерживают внутренний свод стопы, рекомендуется совмещать сеансы массажа с корригирующими упражнениями, с пассивными и активными движениями стопы:

  • 1. Сгибание.
  • 2. Повороты внутрь.
  • 3. Разгибание.
  • 4. Раздвигание и сдвигание пальцев ног.
  • 5. Собирание пальцами ног различных мелких предметов.
  • 6. Катание маленького мячика.
  • 7. Скользящие движения стопой одной ноги по голени второй.
  • 8. Приседания на палке, лежащей поперек стопы.

© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство