06.03.2024

Знаки на реке для маломерных. Знаки ограничения района плавания


Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», знаки ходовых пролетов мостов и «Путевой огонь».

Береговые знаки состоят из столба-опоры и укрепленного на нем щита определенной формы и окраски. Для этих знаков применяются сигнальные щиты пяти типов: прямоугольный, квадратный, трапецеидальный, круглый и комбинированный. Форма щита зависит от назначения берегового знака.

Размеры сигнальных щитов в зависимости от дальности действия знака регламентируются Государственным стандартом. Высота береговых знаков определяется специальным расчетом с учетом рельефа береговой полосы.

На внутренних водных путях применяются осевые (линейные), щелевые и кромочные створы.

Осевой створ (рис. 6.1) состоит из двух знаков – переднего и заднего, одинаковых по форме, расположенных на продолжении оси судового хода.

Рис. 6.1. Схема расположения осевых створов на участке реки:

1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне; 3 – створы на темном фоне

На знаках осевого створа применяют сигнальные щиты четырех типов: квадратный (рис. 6.2, а), прямоугольный (рис. 6.2, б), трапецеидальный (рис. 6.2, в) и комбинированный (рис. 6.2, г – верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний – трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали).

Рис. 6.2. Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности

(часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)

Цвет сигнальных щитов выбирают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне щиты окрашивают в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, а при темном – в белый цвет с черной вертикальной полосой, а если они располагаются на фоне неба, – то в черный цвет.

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

В

Рис. 6.3. Ориентирование по осевому створу:

а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые, ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака; 10 – огонь переднего знака

отдельных случаях при большом скопления посторонних огней как на переднем, так и на заднем знаке применяются постоянные огни повышенной заметности: пульсирующие или протяженной формы красного и зеленого цветов.

Осевой створ служит для обозначения оси судового хода. Принцип его действия состоит в следующем (рис. 6.3). Два знака или огня створа – передний и задний, расположенные на берегу на некотором расстоянии друг от друга, образуют створную линию, продолжение которой в сторону водного пространства должно совпадать с положением оси судового хода. Признаком нахождения судна на створной линии будет расположение переднего и заднего знаков или огней на одной вертикали (рис. 6.3, а). Отклонение взаимного расположения переднего и заднего знаков или огней от вертикали свидетельствует об уклонении судна в сторону от оси судового хода и выходе его за пределы створной зоны (рис. 6.3, б). При выходе судна из створной зоны судоводитель должен изменить курс для возвращения в эту зону.

Щелевой створ состоит из трех знаков – двух передних и одного заднего и служит для обозначения положения судового хода и его кромок (рис. 6.4).

Два передних знака устанавливаются на линии, перпендикулярной к оси створа, и располагаются от нее на одинаковом расстоянии. Задний знак устанавливается на оси створа, которая должна совпадать с осью судового хода.

Сигнальные щиты знаков щелевого створа предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне – красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине (рис. 6.4, а), на темном фоне – в белый цвет с черной вертикальной полосой (рис. 6.4, б).

На знаках щелевого створа действуют белые или желтые сигнальные огни, на передних знаках – постоянные, на заднем – проблесковый. При наличии в районе расположения щелевого створа посторонних огней на знаках, установленных на правом берегу, применяются красные сигнальные огни, на левом берегу – зеленые. При этом передние огни – постоянные, а задний – проблесковый.

Рис. 6.4. Схема расположения щелевого створа на участке водного пути: 1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона

Принцип действия щелевого створа показан на рис. 6.5. При движении судна по оси судового хода (рис. 6.5, а) задний знак (огонь) виден точно посредине расстояния между передними знаками (огнями). По мере уклонения судна от оси судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рис. 6.5, б), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.

Если судно вышло за границу створной зоны (рис. 6.5, в), просвет между щитами заднего и одного из передних знаков исчезает.

Судоводитель не должен допускать выхода судна из указанной зоны, так как при этом не обеспечивается безопасность движения.

Щелевые створы применяются в основном на водохранилищах и устьевых участках больших рек.

Рис. 6.5. Ориентирование по щелевому створу:

а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые , образующие створную зону

Кромочный створ предназначен для указания одной кромки судового хода. Створ состоит из двух знаков – переднего и более высокого заднего. Ось створа пересекает вертикальную грань заднего знака, обращенную в сторону ограждаемой кромки судового хода. Передний знак несколько смещен с этой оси в сторону той же кромки. Для указания обеих кромок судового хода устанавливаются два кромочных створа – левый и правый (рис. 6.6).

Сигнальный щит переднего знака кромочного створа имеет прямоугольную форму, а заднего – форму прямоугольной трапеции. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне – в красный цвет. Огни – на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

П

Рис. 6.6. Кромочный створ:

1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода

ри нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит знаки (огни) правого и левого створов, расположенные симметрично. При уклонении судна от оси судового хода нарушается видимое судоводителем симметричное расположение знаков. Зазор между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков той кромки, в сторону которой уклонилось судно, окажется меньше зазора между вертикальными гранями щитов, ограждающих другую кромку. Исчезновение зазора между щитами знаков кромки, к которой уклонилось судно (касание вертикальных граней щитов), или расположение огней на одной вертикали означает, что судно вышло из створной зоны.

Рис. 6.7. Типы сигнальных щитов перевальных знаков:

а – квадратный; б – прямоугольный; в – комбиниро- ванный

Перевальные знаки (рис. 6.7) – это береговые навигационные знаки для указания направления судового хода, переходящего (переваливающего) от одного берега к другому, а также для обозначения начала и конца участка с приглубым (ходовым) берегом.

Перевальный знак состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы. Предусмотрены три типа щитов для перевальных знаков: квадратные (рис. 6.7, а), прямоугольные (рис. 6.7, б) и комбинированные (рис. 6.7, в). Знаки, расположенные на светлом фоне местности, окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.

Рис. 6.8. Ходовые знаки

Ходовые знаки (рис. 6.8) – это береговые знаки, которые указывают, что судовой ход расположен вдоль того приглубого берега, на котором они установлены. Они состоят из столба – опоры и сигнального щита – ромба (рис. 6.8, а), или щита в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами (рис. 6.8, б). Для обеспечения видимости со всех направлений щиты делаются, как правило, объемными. Это достигается за счет крестообразного соединения двух плоских щитов (ромбов) или за счет соединения в плане двух щитов (вытянутых ромбов) под углом 90.

Цвет окраски щита и столба ходового знака, в отличие от створных и перевальных знаков, зависит от наименования берега, на котором он установлен. На правом берегу – цвет красный, на левом – белый. Для создания контраста с фоном местности опоры ходовых знаков окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цветов на правом берегу и белого и черного цветов – на левом берегу.

Рис. 6.9. Весенние знаки

На ходовых знаках правого берега действуют красные проблесковые огни, на знаках левого берега – зеленые проблесковые.

Весенние знаки (рис. 6.9) устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. 6.9, а) и трапеции – на левом берегу (рис. 6.9, б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.

Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый. Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.

Знак «Ориентир » (рис. 6.10) применяют на реках и водохранилищах для обозначения характерных берегов, мысов, островов и других приметных мест береговой полосы. Непосредственно положение судового хода они не указывают, но позволяют судоводителям определить его косвенным путем (по положению судна относительно знака "Ориентир").

По конструкции знаки изготовляются в виде столбов-опор с двумя щитами (рис. 6.10, а) и трех или четырехгранных призм и пирамид (рис. 6.10, б). Используются два типа сигнальных щитов: прямоугольной и трапецеидальной формы.

Рис. 6.10. Знаки «Ориентир»:

а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами;

б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид

Щиты знаков, устанавливаемых на правом берегу, окрашивают пятью чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цветов, а на левом берегу – черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

На знаках "Ориентир" правого берега действуют красные, белые или желтые двухпроблесковые огни, а на знаках левого берега – зеленые, белые или желтые двухпроблесковые.

Знаки "Путевой огонь" (рис. 6.11, а) служат для обозначения в ночное время берегов судоходного канала. Форма знаков, несущих путевые огни, не регламентируется. Конструктивно знак представляет собой опору, в вершине которой укреплен фонарь с двумя линзами в боковых стенках. В фонаре помещается электрическая лампа. Через линзы боковых стенок сигнальные огни светят вдоль берега канала. На правом берегу действуют красные постоянные или проблесковые огни, на левом – зеленые постоянные или проблесковые.

Опознавательные знаки (рис. 6.11, б) служат для обозначения входа в канал, порт, аванпорт, убежище со стороны озера или водохранилища.

Рис. 6.11. Знак «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)

Знаки сооружают в виде различных по архитектуре башен и устанавливают на оголовках дамб, молов и волноломов. Их окрашивают в цвет, обеспечивающий необходимый контраст с окружающим фоном местности.

На вершинах опознавательных знаков устанавливаются постоянные или проблесковые сигнальные огни кругового действия: зеленые на знаках левого берега и красные – на знаках правого берега.

На сторонах опознавательных знаков, обращенных к судовому ходу, может устанавливаться постоянный огонь того же цвета, что и на их вершинах.

Маяк (морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рис. 6.12.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня. Описание маяков и их географические координаты даются в соответствующих лоциях и на картах.

Рис. 6.13. Навигационный знак

Светящий морской навигационный знак (светящий знак) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром специальной постройки, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня до 10 миль. Это сооружение такого же типа, что и маяк, но более легкой конструкции (рис. 6.13). Форма навигационных знаков бывает различной, сооружаются они из камня, кирпича, металла, дерева и т. п. Знак может иметь отличительные щиты и топовые фигуры. На них часто устанавливают радиолокационные отражатели.

Несветящий навигационный знак – сооружение такого же вида, как и светящий знак, но не имеющее светооптического аппарата.

Морской навигационный огонь (огонь) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся ночным ориентиром и представляющее собой светооптический аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки (здание, скала, столб и др.).

Навигационные знаки и огни внутренних водных путей России
Общие положения
1. Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях
2. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца
3. При латеральной системе типы, основные параметры и размеры цвет и вид окраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение сигнальных огней определяются в установленном порядке
4. При кардинальной системе цвет и вид окраски плавучих знаков их топовые фигуры и характер огней определяются действующей системой ограждения на ВВП разрядов "М" и "О"
Состав и назначение навигационных знаков
1. Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. В свою очередь они, в зависимости от силуэта фигуры, могут быть: прямоугольными, треугольными, круглыми, трапецеидальными, комбинированными, линейными.
2. В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные перевальные, ходовые, весенние знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки. По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.
3. В состав плавучих знаков входят буи бакены вехи
4. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности
5. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу
На каналах и озерах наименование сторон на судовых ходах принимается условно при проектировании транспортного освоения этих водных путей.
В зависимости от требований эксплуатации внутренних водных путей, знаки либо оборудуются навигационными огнями, либо выставляются без огней. Знаки, оборудованные огнями, предназначены обеспечивать круглосуточное движение судов, также как и светоотражающие знаки, которые наблюдаются в ночное время при использовании судовых прожекторов.
Навигационные огни характеризуются цветом и характером огня - чередованием вспышек (проблесков) и пауз (затемнений).
Характер навигационных огней
1. Постоянный

2. Проблесковый - периодически повторяющиеся проблески

3 . Двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков

4. Частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески

5. Группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы

6. Пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы

7. Прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы

8. Затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения

Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода.
Плавучие навигационные знаки служат для ограждения опасностей, указания кромок и оси судового хода. Эти знаки в зависимости от конкретных условий выставляются на водных объектах по определенной системе: латеральной или кардинальной.
На внутренних водных путях обычно применяются 3 разновидности плавучих знаков: буи, бакены и вехи.
На внутренних водных путях применяются 3 разновидности плавучих знаков: буи, бакены и вехи.
Буи. Представляют собой металлические поплавки конической или цилиндрической формы, устанавливаемые на участках с сильным волнением. Буи имеют нумерацию.
Буй удерживается на месте с помощью якорного устройства. Длина якорной цепи в 2 - 3 раза превышает глубину в месте установки.
Наиболее важными качествами буя являются его плавучесть и остойчивость.
Буй оборудован сигнальным фонарем, который питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри корпуса.
Бакены. Состоят из поплавковой части (плотика) и укрепленной на нем сигнальной фигуры (надстройки) трапецеидальной, круглой или прямоугольной формы.
Вехи. Представляют собой шест, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Применяются как дневные плавучие знаки на реках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Вехи могут выставляться дополнительно к буям и бакенам для их дублирования. Высота надводной части речных вех составляет 1 - 2 м, озерных - должна равняться надводной высоте выставляемых на данном участке буев.
Навигационные плавучие знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске, цвету и характеру огня, в зависимости от их назначения и системы расстановки.
Кромочный для обозначения кромок судового хода
1. Правая сторона красный огонь, постоянный или проблесковый

При движении по судовому ходу вниз по течению знак оставляется справа, при движении вверх слева.
2. Левая сторона зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый


При движении по судовому ходу вниз по течению знак остается слева, при движении вверх справа.
3.Разделительный . Для обозначения разделения судового хода.
или
или
Указывает судоводителю о необходимости выбрать судовой ход, соответствующий направлению движения судна.
4.Знаки опасности , ограждающие опасные места и навигационные препятствия
правый берег, огонь - красный, проблесковый или двухпроблесковый,

левый берег, огонь - зеленый, проблесковый или двухпроблесковый

5.Сигнальные знаки, обозначающие поворот судового хода.
правый берег, огонь - красный, проблесковый или частопроблесковый,

левый берег, огонь - белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый

6.Сигнальные знаки, обозначающие ось судового хода и одновременно его кромку для разделения встречных потоков судов
огонь - белый или желтый двухпроблесковый

7.Сигнальные знаки, поворотно-осевые для обозначения поворота оси судового Веха - две черные (или белые) и три красные равные по ширине горизонтальные полосы. хода Огонь белый или желтый группочастопроблесковый.

8. Свальный знак. Обозначает свальное течение, не совпадающее с направлением судового хода. Устанавливается на стороне, противоположной свалу, выше по течению.
а) на правой кромке указывает, что свальное течение направлено в сторону к правой кромке судового хода.

б) на левой кромке указывает, что свальное течение направлено в сторону к левой кромке судового хода

Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода
1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от берега (правый или левый). Цвет огней зависит от берега (правый или левый)
2.Створ осевой для обозначения оси судового хода, состоит из двух знаков переднего и заднего. Иногда этот створ называют линейным. Передний знак расположен ниже заднего.
По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапециидальный, верхний квадратный).
Огни на правом берегу красные или белые левом берегу - зеленые или белые на передних знаках - постоянные на задних - проблесковые
При следовании по оси судового хода судоводитель наблюдает совмещенные створные полосы знаков (днем) и огни (ночью), расположенные на одной вертикали. В случае отклонения судна от оси происходит смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни.

На темном фоне На светлом фоне

3.Створ щелевой для обозначения положения судового хода и его кромок состоит из трех знаков двух передних и одного заднего
Огни на правом и левом берегу желтые, на передних знаках постоянные на заднем - проблесковый.
Если судоводитель наблюдает задний щит (огонь) между передними, то судно находится на судовом ходу, если полоса одного из передних щитов совпала с полосой заднего щита, то это обозначает, что судно вышло на кромку судового хода.

На темном фоне На светлом фоне

4.Створ кромочный для обозначения точного положения судового хода и его кромок
Огни постоянные или двухпроблесковые на правой кромке красные, на левой зеленые.
Фактически этот створ можно рассматривать как два совмещенных осевых створов, один из который показывает левую кромку судового хода, а другой - правую.
До тех пор пока судоводитель наблюдает днем просвет между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков (ночью условная линия, соединяющая огни этих знаков, наклонена в сторону судового хода), судно находится в створной зоне.
Два положения судна при ориентировании по кромочному створу:
а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;
б) судно находится на оси судового хода.


На темном фоне

На светлом фоне

5.Перевальный знак служит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.
Перевальные знаки по форме могут собой представлять:
- столб с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;
- прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;
- третий тип перевального знака представляет собой сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.
Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода. На перевалах обычно выставляется два знака - по знаку на левом и правом берегах. При этом, если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода.
Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные или белые на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые

На темном фоне

На светлом фоне

6.Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапецеидный щит белого цвета. На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.
Огни постоянные, на правом берегу красные, на левом - зеленые




7.Ходовой знак для обозначения судового хода, расположенного у берега.
Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака.
Наиболее часто этот знак расположен на чистых (ходовых) ярах.
Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берега такими же огнями красного цвета.

На правом берегу На левом берегу

8.Знак "ориентир" Применяется для обозначения характерных приметных мест (мыс, остров и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.
Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу - красного и белого цветов.
Огни двухпроблесковые на правом берегу красные или белые на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые

На правом берегу На левом берегу

На правом берегу

На левом берегу

Или

или

Или

или

9.Знак "Путевой огонь" Устанавливается на откосах берегов судоходных каналов и служит для ориентирования судоводителей.
Путевые огни ставятся на обеих сторонах канала попарно (друг против друга), обычно через 250 м. Знак, как правило, представляет собой однометровую произвольную конструкцию, покрашенную шаровой краской.
В верхней части знака ночью на левом берегу зажигается зеленый постоянный огонь, на правом берегу -красный постоянный огонь. Направлены эти огни вдоль канала. Кроме того, на знаке может быть предусмотрен нижний огонь белого цвета, который прикрыт козырьком сверху и освещает откос канала и урез воды.
10.Сигнализация судоходных пролетов мостов
Знаки и огни на мостах. Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плавсредств под мостами сверху и снизу, а также направления оси судового хода и высоты подмостовых габаритов. Наглядный вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней представлен
Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:
а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;
б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, ви­димых с ходовой стороны пролета;
в) для плотовых составов - круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;
г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.
Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.

Состав и отличительные признаки плавучих знаков при кардинальной системе расстановки
1. Кардинальные знаки предназначены для ограждения навигационных опасностей Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно сторон света (по четырем главным направлениям компаса) При этом горизонт вокруг ограждений опасности условно делится на четыре сектора северный, восточный, южный и западный
Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны с которой следует обходить ограждаемую опасность.

Знаки, обозначающие отдельные опасные места
Буй черного цвета с широкой красной горизонтальной полосой, огонь белый двухпроблесковый. Веха с топовым знаком: два черных шара один над другим. Знак выставляется над опасностью.
Запрещается использовать осветительные устройства прожекторы а также щиты флаги и другие предметы если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы упомянутые в настоящих Правилах или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов.
Маяки служат для ориентировки судоводителей при плавании на некоторых устьевых участках крупных рек, водохранилищах, озерах, а также входе в канал.
Они представляют собой башни различной конструкции и архитектуры (рис. 168).
На вершине маяка расположена аппаратура для подачи световых сигналов с установленной характеристикой и цветом огня. Некоторые маяки оборудуются туманной звуковой сигнализацией, а также радио­аппаратурой для подачи радиосигналов на определенных частотах.
Описание маяков подробно излагается в соответствующих лоциях, а их точные координаты (широта и долгота) нахождения наносятся на навигационные карты.

Схемы расстановки навигационных знаков. Для закрепления знаний по навигационным знакам и приобретения первичных навыков ориентирования по ним во время плавания, начинающему судоводителю полезно научиться читать карты (схемы) участков пути, с нанесенными на них навигационными ориентирами.
Простейшие схемы расстановки наиболее распространенных знаков с указанием оси судового хода, которая нанесена.пунктирной линией, приведены на рис.169-172.
Линейный створ является самым распространенным створом, устанавливаемым на водных путях, и дает точное положение оси судового хода.
Щелевые и кромочные створы используются в основном на участках, где требуется обеспечить повышенную надежность обстановки, улучшить ориентировку судоводителей при расхождении и обгоне, а так же в местах, гдечасто сбиваются со штатных мест плавучие знаки.




Перевальные знаки (1, 2, 3. 4, 5, 6) устанавливаются обычно на приглубых берегах плесовых и перевальных участков рек, а также на водных путях с неосвещаемой и светоотражающей обстановкой.
Ходовые знаки (7,8) устанавливаются с расчетом обеспечения движения судов со знака на знак, а также между створно-перевальными и перевальными знаками.
Весенние знаки устанавливаются на выступающих в сторону судового хода мысах и бровках пойменных берегов. На рис. 177 весенние знаки указывают опасные затопленные бровки берегов. Знаки 1 и 3 -правого берега. 2 и 4 левого.
Приложение N 5
к Правилам (пп 125. 167, 183)
Информационные знаки .
Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке(приложение), подразделяют­ся на три группы:

1. Запрещающие знаки. Сигнальный щит этих знаков имеет круглую форму белого цвета, окантовка и диагональная полоса - красные, символ - черный.
Огонь - желтый частопроблесковый.
Знаки запрещают судоводителям производить определенные действия и маневры. Запрещающие знаки "Расхождение и обгон составов запрещен!", "Расхождение и обгон запрещен!*, "Не создавать волнения!", "Движение мелких плавсредств запрещено!*, "Семафор" устанавливаются в начале и конце участка, на который распространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки. Эти знаки предписывают судоводителям соблюдать осторожность на данном участке пути и выполнять определенные требования по безопасности плавания.
Огонь - желтый, проблесковый.
Знак "Пересечение судового хода" устанавливается выше или ниже переправы, знак "Соблюдать надводный габарит!" - на обоих берегах в 100 м выше или ниже (по течению) от места расположения перехода, а также на опоре или пролетном строении моста.
Знаки "Внимание!" и "Скорость ограничена!" устанавливаются в начале и конце участка, на который рас­пространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.

3. Указательные знаки. Информируют судоводителей о наиболее безопасных местах маневрирования, нахождений некоторых объектов, ширине судового хода, глубинах и сообщают другие навигационные сведения.

Запрещающие знаки
1.Запрещение прохода - общий сигнальный знак "Семафор" предназначен для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов а также для регулирования движения через разведенные пролеты наплавных мостов.
Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:
на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета);
на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);
на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сигнальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);
на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни.
Регулирование пропуска судов через разведенные части наплавного моста производится с помощью сигналов, поднимаемых на семафорной мачте.

Наименование знака

Цвет и характер огня

Семафор:

Ход закрыт снизу и сверху

Ход закрыт снизу

Ход закрыт сверху

Светофор:

Ход закрыт

Ход открыт

Знак "Светофор " регулирует движение судов в районах шлюзов, заградительных ворот паромных канатных переправ и в подъемных судоходных пролетов мостов.

2. Знак "Расхождение и обгон запрещены " обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены

3. Знак "Расхождение и обгон составов запрещены " обозначает участок судового хода где запрещены расхождение и обгон составов и крупных судов длиной более 120 м.

ночью - затмевающийся желтый огонь

4. Знак "Якоря не бросать " обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи и лоты
Ночью - два постоянных желтых огня, расположенных вертикально

5. Знак "Не создавать волнение " обозначает участки водного пути, где запрещено создавать волнение.

6. Знак "Движение мелких плавсредств запрещено " обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах в подходных каналах, у причалов и др).
Ночью - затмевающийся желтый огонь

Примечания.
1. Знаки устанавливают на расстоянии 100 м выше и ниже (по течению) от оси подводных переходов.
2. Знаки ставят попарно так, чтобы каждая пара образовывала поперечный створ. На каналах и участках рек в районе населенных пунктов при ширине русла до 500 м допускается установка по одному знаку на оси перехода на каждом берегу
3. На водных путях с шириной русла до 500 м створ из знаков ставят на том берегу, на котором они лучше видны с судов.
4. При ширине водного путч более 500 м створы знаков устанавливают на обоих берегах.
5. Если судовой ход расположен вдоль ходового берега, створы из знаков устанавливают только на этом берегу независимо от ширины водного пути.
Предупреждающие и предписывающие знаки
1. Знак "Скорость ограничена " обозначает участки судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортов, акваториях рейдов и др.) цифры, показывают максимально допустимую скорость хода (км/ч)

2. Знак "Внимание " обозначает участки судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность рисунок -восклицательный знак.
Ночью - огонь желтый проблесковый

3. Знак "Пересечение судового хода " для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами
Ночью - огонь желтый проблесковый

4. Знак "Соблюдать надводный габарит " обозначает мостовой и надводный переход Цифра, показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного уровня воды (м)
Ночью - два желтых постоянных огня, расположенных горизонтально.


Указательные знаки

1 . Знак "Место оборота судов " для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна
Ночью - огонь желтый постоянный

2. Знак "Пост судоходной инспекции " для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций
Огонь желтый постоянный

3. "Стоповый знак " обозначает полезную длину камер шлюза и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам. Знак представляет собой (вертикальную) полосу красного цвета шириной 0,2-0,4 м и длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов
Освещается постоянным огнем красного цвета.

4. Знак "Указатель рейда " для обозначения границы рейда. При наличии нескольких рейдов цифра показывает порядковый номер рейда
Примечание: Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м)

Ночью - огни постоянные на левом берегу зеленого цвета на правом - красного цвета


Плавучие навигационные знаки.

Латеральная система расстановки плавучих навигационных знако в - система, при которой знаки обозначают стороны или ось судового хода. Применяется на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам.
При этом установлено, что правый берег - это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды, а левый берег - слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.
На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимается условно и сообщается в навигационных пособиях и документах.
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон (правая и левая) кромки устанавливается обычно по направлению от зоны выклинивания к плотине, на озерах - с учетом впадающих и вытекающих из них рек.
На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование кромок судового хода принимается по направлению к транзитному судовому ходу.

Кардинальная система расстановки плавучих навигационных знаков - это система, при которой ограждение навигационных опасностей производится относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, крупных озерах и в морских устьях больших рек.
Виды плавучих навигационных знаков этой системы, их описание, расстановка, назначение и характеристики огней изложены в этой главе (§8) "Средства навигационного оборудования морей" .
В водах северо-западной части Европы (на крупных озерах и в устьях крупных рек) для ограждения опасностей принята международная система навигационного оборудования - система МАМС (рис. 173).
При кардинальной расстановке плавучих знаков системы МАМС северные буй и веха устанавливаются к северу от опасности (южные - к S, восточные -.к Е, западные - к W) и для безопасного прохода их следует оставлять к югу (южные - к N, восточные - к W, западные - к Е). Характеристики огней этих знаков следующие:
северный буй - огонь белый частопроблесковый (50-60 проблесков в минуту);
южный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый с последующим длительным (не менее 2 с) проблеском (6 частых и 1 длительный проблеск, период 15 с);
восточный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (3 частых проблеска и пауза, период 10с);
западный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (9 частых проблесков и пауза, период 15с).
Вершины этих буев и вех оборудованы толовыми фигурами в виде черных треугольников (голиков), расположение которых относительно друг друга на каждом знаке различно и указано на рисунке 173.
Опасности малых размеров могут ограждаться одним буем с вехой (рис. 174) без выставления других кардинальных знаков.

Эти знаки выставляются непосредственно над ограждаемой опасностью.

Осевая система расстановки плавучих навигационных знаков в морских районах - применяется для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также середины проходов в опасных для плавания районах (рис. 175).

Латеральная система расстановки плавучих знаков в морских районах - применяется для ограждения сторон фарватеров (каналов) и проходов (рис. 176).

Знаки специального назначения - применяются для обозначения якорных и карантинных стоянок (рис. 177).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Морской регистр судоходства Украины. Класс судна.

Иностранные классификационные общества. Международные

Соглашения по обеспечению безопасности мореплавания.

Цель практической работы: Изучить функции и задачи Регистра

Судоходства Украины, класс судна,

символ класса, знаки класса.

Иностранные классификационные

общества и международные соглашения.

Задание: Изучить функции и задачи Регистра судоходства,

Рассмотреть символ класса и его знаки, ознакомиться с

иностранными классификационными обществами,

рассмотреть требования международных соглашений к

безопасности мореплавания.

Материалы для выполнения практической работы.

1. Регистр. Правила классификации и постройки морских судов.

2. В.Г. Алексишин. Международные и национальны стандарты

безопасности мореплавания.

3. В.М. Прусс. Международно – правовые аспекты мореплавания.

Порядок выполнения работы:

1. Изучить основные функции и задачи Регистра в области классификации и

надзора за судами.

2. Запомнить основной символ класса морского судна:

· Построенного под надзором Регистра.

· Построенного без надзора Регистра.

3. Запомнить знаки:

· Деления корпуса судна на водонепроницаемые отсеки.

· Ограничения района плавания.

· Автоматизации судна.

· Атомного судна.

· Определенного назначения.

1. Расшифровать символ класса:

КМO Л1 1 А1 «Рудовоз».

КМ Л2 1 I А2 «Рыболовное», (КМ) УЛА 1 III «Буксир»,

КМO УЛ 2 А1 «Автономная плавбаза».

КМ ЛЗ 3 А2 «Пассажирское».

2. Ознакомиться с наименованиями классификационных обществ ведущих морских государств.

3. Изучить и запомнить требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС – 74), Международной морской организации – ИМО, Международной конвенции по подготовке, дипломированию моряков и несения вахты – ПДНВ – 78/95, Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. – МАРПОЛ 73/78, Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 г. – МППСС -72, Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.

функции и задачи Регистра и запомнить

Изучить пункты 2, 3, 4, 5, 6 порядка

выполнения работы.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРСКОМ РЕГИСТРЕ, КЛАССЕ СУДНА,

ИНОСТРАННЫХ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ И

МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЯХ

РЕГИСТР СУДОХОДСТВА УКРАИНЫ, ЕГО ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.

РЕГИСТР СУДОХОДСТВА УКРАИНЫ

«Регистр судоходства Украины – национальное классификационное общество. Образованно в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины «О совершенствовании технического. Классификационного и судоходного надзора на морском и речном транспорте» от 8.06.1998 г. № 814.

Регистр судоходства Украины действует на основании Положения о Регистре судоходства Украины, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины «О совершенствовании технического, классификационного и судоходного надзора на морском и речном транспорте» от 8 июня 1998 г. № 814, с изменениями, внесенными Постановление КМ Украины № 461 от 25.03.1999 г.

Регистр судоходства Украины осуществляет технический надзор и проводит классификацию морских и речных торговых судов в соответствии со ст. 22 Кодекса торгового мореплавания Украины и ст. ст. 26 и 29 Закона Украины «О транспорте», выполняет в пределах своей компетенции надзор за соблюдением требований международных соглашений, в которых участвует Украина. Регистр принадлежит к сфере управления Министерства транспорта и действует на правах государственного предприятия.

В состав Регистра входят:

Главное управление с местом расположения в г. Киеве;

Территориальные структурные подразделения.

Главными задачами Регистра являются:

Классификация морских и речных судов

Классификация внутренних водных бассейнов по условиям плавания судов, установление;

границы районов и условий морского плавания поднадзорных судов;

Разработка и утверждение правил и технических требований относительно обеспечения выполнения условий безопасности плавания судов, охраны жизни и здоровья пассажиров, судовых экипажей, сохранения перевозимых грузов, экологической безопасности судов;

Технический надзор за выполнением правил и технических требований предприятиями, организациями и лицами, которые проектируют, осуществляют строительство и работы по переоборудованию, модернизации, ремонту, эксплуатации судов, судовых механизмов, устройств и оснащения, а также изготовления материалов и изделий для судов.

Классификации и техническому надзору Регистра подлежат морские суда, суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности: самоходные суда – независимо от мощности главных механизмов; несамоходные суда и плавучие средства специального назначения – независимо от валовой вместимости; парусные и парусно–моторные суда. Военные суда и суда Госкомрыбхоза (самоходные – с главными двигателями мощностью менее 55 кВт, несамоходные – валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также спортивные суда) техническому надзору Регистра не подлежат.

Регистр в соответствии с заключенными с судовладельцами соглашениями выполняет такие функции:

Согласование проектно – технической документации и технический надзор за строительством, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, судовых механизмов, оснащением, устройством, холодильных установок, контейнеров, испытанием и изготовлением изделий и материалов судового снабжения и т.п. с оформлением соответствующих документов.

Технический надзор за судами, которые эксплуатируются, путем проведения периодических и внеочередных осмотров и выдачи документов о пригодности судов к плаванию.

Технический надзор за экологической безопасностью судов;

Технический надзор за другими объектами и процессами промышленности и транспорта по доверенности Министерства транспорта;

Учет поднадзорных судов с ведение Регистровой книги;

Согласование проектов стандартов, руководящих документов, технических условий и других нормативных документов по судостроению, судоремонту и технической эксплуатации флота;

Экспертиза технического состояния судов и других объектов надзора в соответствии с нормативными документами;

Другие услуги по классификации и сертификации систем качества и изделий промышленности Украины, а также иностранных изделий, по согласованию с Госстандартом и в соответствии с требованиями Украинской государственной системы сертификации продукции;

Издание инструкций, информационных и разъяснительных материалов по вопросам технического надзора, обмера и учета судов, судостроения и судоходства;

В пределах своей компетенции выдает на суда, которые осуществляют загранрейсы, свидетельства, предусмотренные международными договорами по вопросам торгового мореплавания.

КЛАСС СУДНА, СИМВОЛ КЛАССА.

Если судно построено в соответствии с требованиями правил Регистра, то ему может быть присвоен класс Регистра, определяемый назначением, районом плавания, конструкцией корпуса и мореходными качествами судна. Регистр может также присвоить, возобновить или восстановить класс судну, находящемуся в эксплуатации с выдачей Классификационного свидетельства. Класс судну присваивается или возобновляется на 4 года. Основной символ класса судна, построенного по Правилам и под надзором Регистра, состоит из знака O и проставляемых перед ним знаков КМ или К.

Буква К – означает корпус, М – механизмы.

КМ O для самоходных судов, К O - для несамоходных судов.

Основной символ класса судна, построенного без надзора Регистра.

1. Если судно и его механическая установка были построены по правилам и под надзором другого классификационного органа, а затем ему присваивается класс Регистра, то символ класса состоит из знаков:

КМ - для самоходных судов и К - для несамоходных судов.

2. Если судно и его механическая установка были построены без надзора

признанного Регистром классификационного органа или вообще без надзора

классификационного органа, а затем судну присвоен класс Регистра, то

символ класса состоит из знаков: (КМ) - для самоходных судов

(К) - для несамоходных судов.

Ледоколам – судам, предназначенным для прокладки канала в сплошном льду, проводки, околки, буксировки судов и выполнения спасательных работ во льдах и удовлетворяющим требованиям Правил к основному символу класса добавляется один из следующих знаков: ЛЛ1, ЛЛ2, ЛЛ3, ЛЛ4.

Знаки наносятся в зависимости от толщины сплошного ледяного поля в котором продвигается ледокол и суммарной мощности на гребных винтах.

Знаки ледовых усилий судов.

Если судно имеет ледовые усилия, согласно требованиям Регистра, то в зависимости от примененной категории усиления к основному добавляется один из знаков:

УЛА, УЛ, Л1, Л2, Л3. Ледовые усиления категорий приведены в таблице.

Знаки деления на отсеки.

Для судов, непотопляемость которых обеспечена при затоплении одного, двух или трех смежных отсеков, справа за знаком категории ледовых усилений ставится один из знаков: 1 , 2 , 3 .

Знаки ограничения района плавания.

Если судно предназначено для плавания в ограниченном районе или для смешанного (река-море) плавания, то к основному символу класса добавляются знаки I, II, II СП или которые имеют следующие значения:

I - плавание в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища до 400 миль, а также плавание в закрытых морях.

II – плавание в открытых морях с удалением от места убежища до 50 миль и с расстоянием убежища до 100 миль и плавание в закрытых морях в границах установленных Регистром.

II СП – плавание на внутренних водных путях, а также в морских районах на волнении не более 6 баллов и с удалением от места убежища: в открытых морях до 50 миль и с расстоянием между местами убежища до 100 миль.

В закрытых морях до 100 миль и с расстоянием между местами убежища до 200 миль.

III – прибрежное, рейдовое и портовое плавание в границах установленных Регистром.

Знаки автоматизации.

Степень автоматизации судна обозначается знаками:

А1 – судно, за исключением пассажирского, объем автоматизации механической установки которого позволяет эксплуатацию без вахты в машинных отделениях и в центральном посту управления (ЦПУ).

А2 – судно имеет автоматизацию, позволяющую эксплуатацию его без вахты в машинных отделениях, но с вахтой в ЦПУ.

АЗ – судно с помощью главных механизмов 1500 кВт (2040) л.с. автоматизация которого позволяет эксплуатацию без вахты в машинных помещениях.

Судоводители совершают дальние туристические или торговые мореплавания в водах мирового океана, путь которых часто исчисляется тысячами километров. Для походов они выбирают оптимальные маршруты, а также могут путешествовать в незнакомых районах. В таких условиях капитаны кораблей должны уметь провести свое судно через рифы и акватории, откуда подчас начинается поход; управлять судном на магистральных каналах с интенсивным судоходством; уметь ориентироваться в морском плавании вне видимости берегов; правильно и безопасно прошлюзовать судно и не растеряться при неожиданно возникшем шторме.

Решение основных задач судовождения связано с определением направления перемещения корабля или судна в водах мирового океана и направление на объекты наблюдений. Практическая сторона судовождения отрабатывается в процессе освоения методов и приемов вождения судов и управления ими. Судовождение включает в себя: навигацию, лоцию, технические средства судовождения, навигационную гидрометеорологию, мореходную астрономию. Важной составляющей судоходства является знания средств навигационного оборудования.

Препятствие, представляющее реальную угрозу для плавания корабля (судна) , называется морской навигационной опасностью. Возвышения дна и любые естественные и искусственные объекты в слое воды от поверхности до углубления расположенных ниже киля устройств (рули, винты, выдвижные устройства гидроакустических станций и т. д.) для корабля потенциально опасны. Кроме того, необходимо иметь некоторый запас "чистой" воды для предотвращения засорения забортных отверстий и фильтров илом, песком и пр. При плавании в опасных районах для расчета безопасной глубины учитывается глубина защиты. Естественные навигационные опасности образованы рельефом морского дна.

типы навигационных опасностей

Опасными для мореплавания являются надводные, подводные, притопленные или разрушенные гидротехнические сооружения, потерянные якоря, бетонные строительные блоки и пр. Возвышающиеся над водой естественные образования рельефа и искусственные сооружения также представляют определенную опасность. Для характеристики опасностей используются следующие основные термины:

Мель - это значительное по площади возвышение морского дна, сложенное из твердого грунта, глубины над которым малы по сравнению с окружающими.

Отмель - это мель, простирающаяся от берега с постепенно увеличивающимися в сторону моря глубинами.

Подводная коса - это узкая отмель, вытянутая от полуострова или мыса.

Банка - это изолированное и ограниченное по площади резкое поднятие дна. Частым видом банки является подводная гора - отдельное с крутыми склонами возвышение морского дна глубокой части океана.

Риф - это надводное или усыхающее возвышение со скалистым грунтом, скоплением камней или коралловых образований.

Отличительная глубина - это глубина, резко отличающаяся от окружающих глубин.

Бар - это мель или ряд мелей, отгораживающих лагуну или устье реки от моря.

Осушка - это часть берега или отмели, обнажающаяся в малую воду.

Скала - это отдельное выступающее из воды резкое возвышение дна из твердых пород.

Камень - это небольшая скала или обломок твердых пород. Как правило, располагается вблизи береговой черты.

Атолл - это низменный коралловый остров в виде, кольца, окружающего мелководье. Встречается в открытом море.

Мол - это связанное с берегом внешнее оградительное сооружение.

Волнолом - это не связанное с берегом внешнее оградительное сооружение порта.

Дамба - это укрепительная насыпь (вал), предназначенная для предохранения берега от затопления, защиты каналов и рейдов от волнения и заносов, для регулирования течения рек и соединения участков суши между собой.

Буна - это короткая дамба из каменной наброски или сплошной стенки, выдвинутая под углом к берегу.

Свая - это несущая (поддерживающая) опора гидротехнического сооружения в виде стержня, погруженного в грунт.

Ряж - это затопленный деревянный сруб, который разделен на клетки, загруженные камнем.

Для ограждений морских навигационных опасностей , угрожающих безопасному плаванию , создается система искусственных сооружений и устройств, которые называются навигационным оборудованием.

Средствами навигационного оборудования морей (СНО) называются специальные сооружения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования или определения координат кораблей и судов в море, а также для ограждения каналов, фарватеров и навигационных опасностей. По своему расположению они могут быть береговыми (наземными), плавучими или подводными. По физическим принципам, положенным в основу конструкции и определяющим их назначение, средства навигационного оборудования подразделяются: зрительные, звуковые, электромагнитные, радиотехнические и гидроакустические.

Зрительные СНО предназначены для определения координат корабля в море или ориентирования судна путем зрительного восприятия их форм и окраски или излучаемых световых сигналов. К ним относятся морские маяки, светящие морские маяки, светящие морские навигационные знаки , морские навигационные огни и морские плавучие предостерегательные знаки .

Навигационные огни имеют соответствующие отличительные признаки: цвет, характер (режим) горения, взаимное расположение на навигационном знаке. В них применяются огни красного, зеленого, белого и желтого цветов. Предусмотрен определенный характер (режим) горения огня. В соответствии с этим огни имеют нижеследующие названия.

Постоянный - это огонь, сила света которого не меняется по времени (для неподвижного по отношению к огню наблюдателя).

Проблесковый (однопроблесковый) - это огонь, длительность вспышки которого за период заметно меньше длительности паузы.

Двухпроблесковый - это огонь, имеющий две быстро чередующие вспышки период, полная длительность которых заметно меньше длительности паузы.

Частопроблесковый - огонь, состоящий из быстро чередующихся вспышек при длительности периода не более 1 секунды.

Группочастопроблесковый - огонь, состоящий из группы быстро чередующихся вспышек (4-5 вспышек в группе); длительность группы вспышек меньше длительности пауз.

Затмевающийся - огонь, длительность вспышек которого за период заметно больше длительности пауз.

Пульсирующий и прерывистый пульсирующий - частопроблесковый огонь повышенной яркости для надежного обнаружения световых сигналов на фоне большого скопления посторонних огней .

Характер навигационных огней и их условное обозначение приведены в таблице.

маяки, знаки, створы

Морской маяк представляют собой фундаментальное строение башенного типа, оборудованное в верхней части специальным световым сигналом. Маяк не только предупреждает об опасности, но и служит для определения места судна в море. Для того чтобы мореплаватель мог опознать маяки , их строят различной приметной формы и придают огню каждого маяка особую световую характеристику. Это позволяет судоводителю безошибочно определить местонахождение своего судна.

морской маяк

При морском маяке , как правило, оборудуется комплекс средств навигационного оборудования и других сооружений (радиотехнические и звуковые СНО, гидрометеорологическая станция, сигнальная мачта и т. д.).

Плавучий маяк - это специальное судно, имеющее характерный силуэт и окраску, установленное на якорях в штатном месте. Как правило, оснащен теми же средствами, что и береговой .

плавучий маяк

Светящий морской навигационный знак - это капитальное сооружение, имеющее светотехнический аппарат с дальностью видимости белого или цветных огней менее 10 миль. Сооружение, подобное светящему знаку, без светотехнического аппарата - несветящий знак.

Морской навигационный огонь - это световой прибор, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях не специальной постройки.

Сведения о зрительных средствах навигационного оборудования (местоположение, краткое описание сооружения и характеристика огня, дальность видимости, наличие звукосигнальных и радиотехнических средств, высота от основания и от уровня моря) приводятся в морском навигационном руководстве "Огни и знаки ", издаваемое Управлением навигации и океанографии каждого морского государства. Часть такого рода сведений помещается на навигационных морских картах.

Морские плавучие предостерегательные знаки представляют собой средства навигационного оборудования в виде буев или вех, устанавливаемых на якорях для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, рыболовных снастей и мест якорных стоянок.

В некоторых случаях на скалистом берегу или на отдельных сооружениях накрашиваются отличительные пятна хорошо приметного с моря цвета. Такие пятна в сочетании с СНО используются для обеспечения безопасности мореплавания между островами, в гаванях и т.п.

Для обеспечения безопасности мореплавания на подходах к портам, в узкостях и в гаванях оборудуются створы маяков , светящих или несветящих знаков. Истинное направление створов показывается на навигационных морских картах.

Створ - это линия, сектор или полоса, образованная средствами навигационного оборудования и обозначающие на водной поверхности направление движения корабля. В основном на море пользуются линейными и щелевыми створами.

створные знаки

Линейный створ наиболее распространен и состоит из двух или трех знаков, расположенных на одной линии, которая является осью створа. Иначе говоря, если знаки оказались в одной вертикальной плоскости или совместились, значит "лежит" на створе. Подобные створы бывают ведущие и поворотные. К первым относятся входные створы, устанавливаемые в базах, портах или просто бухтах для входа (выхода) кораблей и судов по фарватеру или искусственному каналу. Линейный поворотный створ используется на многоколенных фарватерах и каналах для указания начала поворота с одного колена на другое.

ориентирование по щелевым и линейным створам

Щелевой створ состоит из трех знаков, расположенных в вершинах равнобедренного треугольника, обращенного, как правило, основанием к морю. Принцип использования щелевого створа заключается в том, что средний (задний) знак или огонь при плавании по створу должен удерживаться в промежутке между двумя передними. Уклонение от оси створа настолько, что задний и один из передних знаков (огней) будут находиться на одной линии, и означает, что судно находится на границе створной зоны. Таким образом, щелевой створ обозначает не только направление оси створа, но и ширину ходовой полосы. В сущности, он представляет собой комбинацию из двух линейных створов с общим задним знаком.

Звуковые средства навигационного оборудования - это устройства, излучающие в воздушной среде звуковые сигналы, предназначены для предупреждения о навигационных опасностях в условиях плохой видимости. Они дополняют зрительные СНО, но не являются средством для определения места, а лишь предупреждают о приближении к опасности. Наибольшее распространение получили наутофон, сирена и ревун.

звуковые сигналы

В наутофоне источником звука является стальная мембрана, приводимая в колебание с помощью электромагнита. Установка позволяет получать разнообразные звуковые характеристики. Дальность слышимости составляет около 5 миль.

наутофон

Звукопередающее устройство сирены представляет собой два цилиндра с прорезями в стенках, один из которых ротор вращается внутри другого. Внутрь ротора подается сжатый воздух. Когда прорези цилиндров совпадают, сжатый воздух, высвобождаясь образует звук воющего характера. Дальность слышимости сирены свыше 5 миль.

Ревун применяется преимущественно на буях. Работает по принципу горна, вибратор которого приводится в действие колебаниями волн, поэтому даже в штиль он срабатывает от проходящего рядом судна.

ревун

В некоторых портах на оконечностях молов, в узкостях и на рейдах, где не требуется большой дальности слышимости, применяется колокол . В качестве запасного средства он используется и на плавучих маяках.

электромагнитные средства навигационного оборудования

Электромагнитные средства навигационного оборудования - устройства, создающие в воде и в приводном слое атмосферы электромагнитное поле, которое используется для определения координат корабля или подводной лодки с помощью корабельных технических средств навигации. В качестве электромагнитного СНО применяется электромагнитный кабель, вокруг которого создается электромагнитное поле. Кабель может быть ведущим и обозначать ось фарватера (канала) или служить в качестве секущего на кабельной мерной линии.

Штатные средства навигационного оборудования морей, координаты места и режим их работы указаны в официальных навигационных пособиях и нанесены на морских навигационных картах. Средства навигационного оборудования, установленные временно для обеспечения гидрографических работ или решения специальных задач, являются нештатными. Координаты места и режим работы таких средств навигационного оборудования указываются в Извещениях мореплавателям. Средства навигационного оборудования есть обслуживаемые и необслуживаемые.

система навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками

Как уже говорилось выше, в качестве плавучих предостерегательных знаков служат светящие и несветящие буи и вехи. В зависимости от их назначения им присваиваются определенные форма, окраска, характер и цвет огня. Буи и вехи могут иметь топовые фигуры определенной формы и цвета.
В настоящее время действует единая Система ограждения Международной ассоциации маячных служб (МАМС), которая включает пять типов знаков: латеральные; кардинальные; ограждающие отдельные опасности; обозначающие начальные точки и ось фарватеров (каналов), а также середину прохода (осевые, или знаки чистой воды); специального назначения.

знаки системы Международной ассоциации маячных служб (МАМС)

Кардинальные знаки представляют собой буи столбовидной формы или вехи. Они предназначены для ограждения отдельно лежащих опасностей относительно стран света; подразделяются на северные, южные, западные и восточные, и выставляются соответственно к северу, югу, западу и востоку от опасности. Кардинальные знаки окрашены желтыми и черными горизонтальными полосами и имеют топовые фигуры в виде двух черных конусов: на северных знаках - вершиной вверх, на южных - вершиной вниз, на восточных - основаниями вместе, на западных - вершинами вместе. Знаки оснащены белыми проблесковыми огнями, имеющими характеристику 100-120 проблесков в минуту или 50-60 проблесков в минуту. Для облегчения запоминания северные знаки светят частыми проблесками непрерывно; восточные, южные и западные знаки по часовой стрелке дают соответственно 3,6 и 9 частых проблесков с последующей темнотой.

знаки применяемые при осевой системе расстановки

расстановка знаков при кардинальной системе

Латеральные знаки представляют собой буи цилиндрической, столбовидной и конической формы или вехи. Они предназначены для ограждения сторон фарватеров и каналов. Левая и правая сторона фарватера и канала определяются относительно судна, идущего с моря.

Индекс, наименование и значение знака (огня)

Вид сигнального щита

Цвет, характер и взаимное расположение огней

Расхождение и обгон запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.

Расхождение и обгон составов запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м.

Якоря не бросать!
Для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Не создавать волнения!
Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение.

Примечание:

Движение мелких плавучих средств запрещено!
Для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

Светофор
Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и подъемных судоходных пролетах мостов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

Скорость ограничена!
Для обозначения участков судового пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимальную допустимую скорость хода (км/ч).

Внимание!
Для обозначения участка судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность.


Пересечение судового хода!
Для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.


Соблюдать надводный габарит!
Для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного высокого судоходного уровня воды (м).

3. Указательные знаки

Место оборота судов
Для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна.

Пост судоходной инспекции
Для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы поста.

Стоповый
Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2-0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Примечания:
1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп».

2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой.


Минимальная проходная высота надводного перехода - величина, равная разности значений высоты перехода и установленного запаса, которую определяют исходя из условий максимального провеса проводов и максимального судоходного уровня воды.

Подмостовой судоходный габарит - прямоугольное очертание пространства в судоходном пролете моста в пределах судового хода (в сечении, перпендикулярном к оси судового хода), свободного от выступающих элементов конструкции моста и расположенных на нем устройств, включая навигационные знаки.

Примечания.

1. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

2. На мосту знаки устанавливают на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знаки ограничения габарита (дополнительная вертикальная разметка безопасности) должны соответствовать требованиям стандарта.

Рейдовые знаки

Указатель рейда (рейдовый знак) для обозначения границы рейда.

Примечания.

1. Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м).

2. На рейдах не общего пользования знаки устанавливают владельцы рейдов по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Цвет, характер и расположение огней рейдовых знаков

Знак

На левом берегу

На правом берегу

Передний


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство