17.04.2023

Создание а и герценом теории русского социализма. Вопрос


Установите правильное соответствие между наименованиями организаций и именами их участников:

1. «Северное общество»

2. «Черный передел»

3. «Южное общество»

4. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

А. Пестель П. И.

Б. Рылеев К. Ф.

В. Ленин В. И.

Г. Плеханов Г. В.

Д. Аксаков К. С.

Представители русской общественной мысли 1840 – 1850 гг., идеализировавших прошлое России и считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем:

1. Западники

2. Социал-демократы

3. Славянофилы

Установите правильную последовательность деятельности исторических лиц:

1. Горчаков

2. Кутузов

3. Нахимов

5. Белинский

Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894 г относятся к:

1. Разделам Польши

2. Началу царствования российских императоров

3. Антифранцузским коалициям с участием России

4. Переписям населения, главным образом, податного

Укажите неверное положение в перечне причин, побудивших императора Александра II провести реформы 1860 – 1870 гг.:

1. Рост крестьянских выступлений

2. Экономическая невыгодность сохранения крепостного права

3. Развертывание либерального антикрепостнического движения

4. Давление со стороны ведущих европейских держав

Крестьянская реформа 1861 г. включала:

1) отмену подушной подати

2) отмену круговой поруки

3) юридическую правоспособность крестьян

4) отмену помещичьего землевладения

1. Беспроцентную ссуду государства на выкуп крестьянской земли

2. Отмену сословных привилегий дворянства

3. Сохранение общины

4. Ликвидацию помещичьего землевладения

К крестьянской реформе 1861 г. относятся понятия

1. Временнообязанные крестьяне

2. Выкупные платежи

3. Уставная грамота

4. Мировые посредники

Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости. Крестьянство стадо лично свободным и:

1) Наделялось землей без выкупа при сохранении помещичьей собственности на землю

2) Наделялось землей с выкупом при сохранении помещичьей собственности на землю

3) Наделялось землей с выкупом без сохранения помещичьей собственности на землю

4) Другой вариант ответа (Ваш вариант)____________________________________

Земля предоставлялась крестьянам на следующих условиях:

1. За выкуп при содействии правительства

2. Полностью за счет государственной казны

3. Бесплатно

4. В размерах, фактически сложившихся в дореформенный период с учетом определенных в законодательных актах высших и низших норм наделения крестьян землей в данной местности

Читайте в этой же книге:Историческими особенностями России | Вид флота, который по существующей международной практике носит | Знали ли на Руси письменность до принятия христианства: …. | Распад Киевской Руси на полунезависимые княжества назывался ….. | Общерусский свод законов, принятый в 1497 г…. | В каком году Ярославль становится фактически столицей Русского государства и в это время в нем располагается ополчение К. Минина и Д. Пожарского? | Какие основные идеологические направления существовали в революционном народничестве в 50 – 70 гг. ХIХ веке? | Государственная Дума – это | Главное направление аграрной реформы П. А. Столыпина в начале ХХ века | Фамилия художника — авангардиста, автора знаменито «Черного квадрата»…. |mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.005 сек.)

На рубеже 40-50-х годов XIX в. формируется теория "русского социализма", основоположником которой был А. И. Герцен. Основные свои идеи он изложил в работах, написанных в 1849-1853 гг: "Русский народ и социализм", "Старый мир и Россия", "Россия", "О развитии революционных идей в России" и в др.

Рубеж 40-50-х годов явился переломным в общественных взглядах Герцена. Поражение революций 1848-1849 гг. в Западной. Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник "русский" социализм Герцена.

"Русский социализм" исходил из идеи "самобытного" пути развития России, которая, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму.

Объективными условиями возникновения идеи русского социализма в России явились слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Имело значение и стремление Герцена избежать "язв капитализма", которые он видел в странах Западной Европы. "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли - вот основной вопрос революции", - писал Герцен.

Эти положения Герцена впоследствии будут восприняты народниками. По существу, "русский социализм" - лишь мечтания о социализме, ибо осуществление его предначертаний привело бы на практике не к социализму, а к наиболее последовательному решению задач буржуазно-демократического преобразования России - в этом и заключалось реальное значение "русского социализма". Он был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название "крестьянского социализма". Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьей власти и помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. Вместе с тем "русский социализм" боролся как бы "на два фронта": не только против устаревших феодально-крепостнических порядков, но и против капитализма, противопоставляя ему специфически русский "социалистический" путь развития.

А.И. Герцен и теория общинного социализма.

Создание отечественной разновидности социалистической теории связано с именем А.

И. Герцена. За участие в студенческом кружке и пение песен с «гнусными и злоумышленными» выражениями в адрес царя А. Герцен и Н. П. Огарев были арестованы и отправлены в ссылку. В 30 — 40-х годах А. И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. За его творчеством пристально следила полиция. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А. И. Герцен в 1847 году уехал за границу. В Лондоне в 1853 году он основал «Вольную русскую типографию», выпустил 8 книг сборника «Полярная звезда» (на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казнённых декабристов), организовал вместе с Н, П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857-1867). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А. И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

В молодости А. И. Герцен разделял многие идеи западников, признавал единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в результатах революций 1848-1849 гг. убедили его в том что исторический опыт Запада не подходит русскому народу. Поэтому он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма. Идеал общественного развития А. И. Герцен видел в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. По его мнению, русский крестьянин лишён частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И. Герцен видел готовую ячейку социалистического строя. Он сделал вывод, что русский крестьянин готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А. И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные метод изменения государственного строя.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пуп обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половит века.

Манифест 19.02.1861г. Отмена крепостного права (кп) в России.

Предпосылки реформы.

Аграрно-крестьянский вопрос стал острейшей соц. – политической проблемой в России к середине 19в. Кп оставалось только в нашей стране. Оно тормозило экономическое и соц.- политическое развитие. Сохранение кп было обусловлено особенностями российского самодержавия, которое опиралось исключительно на дворянство, и поэтому должно было учитывать его интересы.

В конце 18 – середине 19вв. многие государственные и общественные деятели понимали, что кп позорит Россию, низводит её в разряд отсталых государств. Однако попытки правительства смягчить кп, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, оказались неэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине 19в. предпосылки краха крепостнической системы созрели окончательно. Она изжила себя экономически. Помещичьи хозяйства, основанные на труде крепостных крестьян, приходили в упадок (Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков). Кп мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной-способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации кп обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него, организовывали антикрепостнические народные выступления. В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др. Народное движение влияло на позицию правительст-ва.

Поражение в Крымской войне стало важной поли-тической предпосылкой отмены крепостного права, так как оно про-демонстрировало отсталость и гнилость социально-политической сис-темы страны.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена по-литическими, экономическими, социальными и нравственными пред-посылками.

Подготовка реформы.

Впервые о необходимости освобождения крестьян император заявил в речи, произнесенной в 1856 г. перед представителями московского дворянства.

Вначале проекты освобождения крестьян разрабатывались в Секретном комитете графа Орлова, созданном в 1857 г. Однако недовольство дворянства, обеспокоенного слухами о возмож-ной отмене крепостного права, и медлительность Секретного комите-тапривели Александра II к необходимости учреждения но-вого органа, нацеленного на подготовку реформы в условиях боль-шей гласности. Он поручил генерал-губернатору В.И.Назимову обратиться к императору с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы.

В феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Его задача состояла в том, чтобы выработать общую правительственную линию в деле освобождения крестьян. Правительство разре-шило обсуждение проектов реформы и предписало дво-рянам проявить инициативу в решении крестьянского вопроса. Отда-вая подготовку реформы в руки помещиков, правительство, с одной стороны, фактически вынудило их заняться этим вопросом, а с дру-гой — предложило самим обеспечить максимальное удовлетворение своих интересов.

В марте 1859 г. при Главном комитете на губернских и уездных уровнях были учреждены Редак-ционные комиссии. Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Обобщённые комиссиями проекты к октябрю 1860 г. поступили в Главный комитет и 19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене кп.

Манифест и «Положения» касались трёх основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землёй и выкупная сделка.

Личное освобождение.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог вла-деть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, вы-ступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, мог без его разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Правительство начало создавать органы местного самоуправления освобожденных крестьян.

Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась. В пер-вую очередь это касалось сохранения общины. Общинная собствен-ность на землю, переделы наделов, круговая порука (особенно при выплате налогов и выполнении государственных повинностей) тор-мозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьяне оставались един-ственным сословием, которое платило подушную подать, несло рек-рутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказа-нию.

Наделы.

«Положения» регламентировали наделение крестьян землёй. Крестьянская община распоряжалась этой землёй сообща. Всеми наделами, кроме пашни. Её они делили либо по «мужикам и едокам», либо по уравнительному принципу.

Чтобы соблюсти уравнительность, наделы менялись раз в несколько лет, так как они состояли из разных парод земли. В каждой из них устанавливался высший и низ-ший размеры крестьянского полевого надела. В этих пределах заключалась добровольная сделка крестьянской общины с помещиком. Их взаимоотношения окончательно закрепляли устав-ные грамоты.

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были зна-чительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наде-лом, превышающим высшую норму в каждой полосе, то этот «изли-шек» отчуждался в пользу помещика. В черноземной полосе отреза-ли от 26 до 40% земли, в нечерноземной - 10%. В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у кре-стьян. Традиционно считая эту землю своей, крестьяне боролись за ее возвращение вплоть до 1917 г.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля вклинивалась в крестьянские наделы. Так появилась чересполосица, заставлявшая крестьянина арендовать по-мещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или поле-выми работами.

Выкуп.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. В основе выкупа был положен размер годового оброка. Крестьяне должны были заплатить такую сумму, положив которую в банк на 6% годовых, дворянин, в виде этих % — ов, мог получить деньги, равные годовому оброку.

У крестьян не было денег, необходимых, для выкупа земли. Чтобы помещики получили выкупные суммы единовременно, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 75% стоимости наделов, остальные 25% крестьянская община платила помещику сама. В течение 49 лет крестьяне, должны были возвратить ссуду государству в форме выкупных платежей с начислением 6% годовых.

К 1906 г. крестьяне добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд. рублей, т. е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет. Все это время крестьяне были временнообязанными: они должны были платить оброк и выполнять некоторые повинности до тех пор, пока полностью не выкупят свой надел. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации вре-меннообязанного положения крестьян.

Любовь к Добру сынам дворян жгла сердце в снах,
А Герцен спал, не ведая про зло…
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда все пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так родилась в России конспирация:
Большое дело — долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Все обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт…
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребенок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его…
Три составные части — три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Он стал искать виновных — да найдутся ли?-
И будучи спросонья страшно зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.

И с песней шли к Голгофам под знаменами
Отцы за ним,- как в сладкое житье…
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто не доспал свое.

Мы спать хотим… И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить…
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.

А.Н. Герцен, революционный опыт которого начался со студенческой скамьи и завершился в эмиграции, в 1850-е гг. сформулировал идею русского крестьянского социализма, которая легла в основу народничества. Герцен начал с увлечения европейским либерализмом, однако уже в 30-е гг. XIX в. стал социалистом со взглядами, носившими ярко выраженную моральную окраску. Он критиковал действительность за укоренившееся общественное неравенство, а власти – за нежелание его устранить. Позже Герцен стал считать, что главная беда состоит в «неразумности», нерациональности общества. Эта «неразумность» носила уже экономический характер, причем она усугублялась нелепостью общественного устройства. Иными словами, от идеи социального равенства в духе Сен-Симона Герцен перешел к Фурье – к идее разумной организации общества. По Герцену, крестьянская община – это коммуна, которая уже сама по себе является готовой ячейкой социалистического общества. Для перехода к социализму необходимо свергнуть самодержавие и ликвидировать крепостное право.

Народничество в своем развитии прошло несколько этапов развития, начиная с 60-х годов, пережив расцвет в 70-е и, исчерпав свои революционные силы, к 80-90-м годам сошло с политической сцены.

В начале XX века существовали народнические партии: эсеры, энесы и течение эсеров-максималистов, но их мировоззрение коренным образом отличалась от идеологии народников 70-х годов 19 века. Революционеры-народники вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минует стадию капитализма, перейдя сразу к социализму. В 40-60 годы эти взгляды развивали Герцен, Петрашевцев, Чернышевский. Однако, капиталистическое развитие России стало уже фактом, поэтому Герцену и Чернышевскому пришлось вести борьбу с остатками феодально-крепостнического дореформенного строя, ограниченным просветительством. Таким образом, если перед революционерами-демократами 50, начала 60-х годов стоял вопрос о крепостничестве, то перед революционерами-народниками помимо вопроса о крепостничестве, встал вопрос и о капитализме, и последнее пытались решить оба этих вопроса. Двойственность задач обуславливала двойственность и противоречие практических действий и теоретических воззрений народничества. Считая капитализм реакционным, народники считали, что Россия должна перепрыгнуть через него во имя интересов крестьянства и царства свободы, отрицали буржуазные черты, присущие послереформенному крестьянству. Одновременно они выражали и демократические, прогрессивные тенденции в развитии общества, борясь за социалистическое равенство, отстаивали объективно крестьянскую мелкобуржуазную демократию, ибо в России преобладал класс мелких производителей. Идеологи народничества воплощали последовательный, боевой, объективно-революционный крестьянский демократизм и демократизм мелкобуржуазных слоев, умеренный и половинчатый.

По мере развития революционного движения на первый план попеременной выдвигаются то крестьянско-демократические тенденции освободительного движения, то интересы мелкой буржуазии в общедемократическом движении. В результате, народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. И если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. преобладало либеральное. Противоречия отразились и на идеологии народничества, а это сказалось и на развитии революционной борьбы. Заслуга народничества состояла в том, что оно вело решительную борьбу за демократическое преобразование страны, за республику и социализм.

Общественно-политические движения в правление Николая I

Поражение декабристов и усиление репрессивной политики правительства не привело к спаду общественного движения. Наоборот, оно еще более усилилось.

Москва, СПб, ВУЗы, литературные журналы – все свидетельствовало о разрастании общественных движений.

В 1830-1850-х гг в России сформировались три основные направления общественной мысли:

1) Консервативное (отстаивающее неизменность существующего политического строя, быта, и тд)

2) Либерально-оппозиционное (сторонники демократических преобразований,в правление Николая Iпод запретом, потому и оппозиционные)

3) Радикально-демократические (сторонники проведения демократических преобразований, направленных на коренное переустройство государства. Методы: крайние, насильственные)

Главные вопросы, которые они обсуждали:

Каково настоящее России?

Каким должно быть будущее у России?

По какому пути должна развиваться Россия?

Консерваторы

В 1833 г. министром народного просвещения С.С.Уваровым сформулирована ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ. Основными постулатами (идеями) были:

Православие: русскому народу присуща глубокая религиозность, и приверженность ортодоксальному христианству. Монарх – помазанник Божий, а труд не должен содержать личный, а общественный интерес.

Самодержавие: единственно возможная форма правления

Народность: исторически сложившийся союз между народом «детьми» и монархом «отцом» (без разделения на сословия)

Крупнейшие теоретики консерватизма:

профессора- историки МП.Погодин и НГ.Устрялов, СП.Шевырев

журналисты – ФВ.Булгарин, НИ.Греч

литераторы – НВ.Кукольник, МП.Загоскин

В своих произведениях доказывали исключительность исторического пути России, и считали его единственно правильным.

Либералы

Теория официальной народности вызывала резкую критику общества. Наибольшую известность получило выступление ПЯ.Чаадаева, написавшего «Философические письма» 1836г: резкая критика всех идеи Теории, а спасение видел только в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в некую единую общность.



Чаадаев был признан сумасшедшим, журнал «Телескоп» (в кот.были напечатаны Письма закрыт), редактор Надеждин выслан из Мск а запретом на издательскую деятельность.

Но Письма Чаадаева оказали огромное влияние на дальнейшее развитие обществ.мысли.

В 1830-40-е гг. среди либералов складываются два течения: западники и славянофилы:

Линии сравнения Западники Славянофилы
соц.база (основа) образованная интеллигенция: историки, юристы, писатели, публицисты
Идеологи ТН.Грановский, КД.Кавелин, СМ.Соловьев, ВП.Боткин, ПВ.Анненков, ВФ.Корш и др братья КС и ИС. Аксаковы, ИВ и ПВ Киреевские, АС.Хомяков, ЮФ.Самарин и др
Общие идеи
Основная цель Процветающая и могучая Россия в кругу европейских держав
Методы достижения цели Умеренные реформы, проведенные правительством, революционные потрясения не нужны России
Главные социально-экономические требования Установление конституционной монархии отмена крепостного права, наделение крестьян небольшими наделами земли свобода слова и совести, введение гражданских свобод свобода предпринимательства, гласность суда и др
Различия во взглядах
Форма государства установление конституционной монархии введение парламента по образцу Англии и Франции сохранение монархом всей полноты власти при условии созыва сословно-представительского органа власти по типу Земского собора
По вопросу исторического пути России России необходима европеизация на основе восприятия опыта и лучших соц-полит.достижений западной цивилизации. У России и Зап.Европы единый ист.путь У России и Зап.европы нет ничего общего. Россия может заимствовать только отдельные достижения западно-европейской цивилизации, сохраняя свою нац-истор.самобытность
отношение к религии свободное только православие с его соборностью, исключая западный индивидуализм
отношение в Петру I возвеличивание Петра, «спасшего» Россию отрицательное, Петр «сбил» Россию с пути истинного

Радикалы

Во второй половине 1820- начале 30-х гг характерной формой антиправительственного движения стали кружки , объединявшие не более 20-30 человек.

Центром формирования стал Московский университет, их которого вышли кружки братьев Критских, Сунгурова, и др.

Кружки существовали недолго, тк правительство быстро их раскрывало и жестоко наказывало: участников кружка братьев Критских – в Шлиссельбургскую крепость, выселение из Мск, Сунгуровский кружок – на каторжные работы, отправка в солдаты…

1830-е гг вокруг АИ.Герцена, ВГ.Белинского, НВ.Станкевича, НП.Огарева складываются группы, изучающие новейшую западную философию, политические произведения. Но разгром привел к спаду.

1840-е гг. снова подъем в радикальном направлении:

литературный критик ВГ.Белинский «Письмо к Гоголю »: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, гуманность, просвещение должны стать достоянием русского человека»

Идеалы Белинского :

- «общество, в котором будут братья, будут люди…». не идеализировал Европу, видел ее недостатки.

Строгое исполнение законов всеми

Прекращение полицейского произвола

Отмена телесных наказаний

Освобождение крестьян с землей и без выкупа

Кружок МВ.Буташевич-Петрушевского (в кружок петрашевцев входили ФМ.Достоевский, МЕ.Салтыков-Щедрин, АН.Майков, идр..офицеры, учителя, писатели, публицисты)

Идеал: социалистические теории Ш.Фурье, Оуэна, Сен-Симона о идеальном обществе, основанном на равенстве всех граждан, коллективной собственности, равном распределении продуктов труда, обязательном труде

1848г – «Проект об освобождении крестьян» без выкупа, с их наделом

Ликвидация самодержавия

Республика с однопалатным парламентом

Демократические права, равенство

Признание возможности подготовки революции (вооруженного восстания)

Итог: 120 чел арестовали, 21 приговорили к расстрелу, но потом помиловали (эта сцена есть у Достоевского в романе «Идиот»)

АИ.Герцен и теория «общинного социализма»

Со студенчества под надзором полиции, в 1847 – уезжает в Лондон, основал типографию «Вольную русскую типографию», выпустил сборники «Полярная звезда»

с НП.Огаревым издает журнал «Колокол», и разделял идеи западников.

Однако, близкое знакомство с европейскими порядками, разочарование в революциях 1848-49 гг убеждают его в том, что у России свой путь развития, и ист.опыт Европы ей не подходит.

Создает теорию «общинного социализма»:

Нет частной собственности и эксплуатации (социализм)

Переход к социализму возможен как путем народной революции, так и мирным путем

Введение крестьянского самоуправления

Ликвидация помещичьего землевладения

Наделение крестьян землей

ИТОГ: три данных направления продолжают свое развитие и во второй половине 19 века с незначительными изменениями.

Портреты

Консерваторы

Реакционная внутренняя политика Николая 1 не могла увенчаться успехом, так как ни правительственный террор, ни засилье чиновников, ни частичные реформы не в состоянии были приостановить революционных настроений в стране в условиях кризиса феодально-крепостнической системы. Несмотря на разгром создаваемых передовой молодежью кружков и суровые репрессии, происходит распространение революционных идей. В центре всех политических вопросов идейной жизни России находилась судьба крестьянства, его освобождение от крепостной неволи. 30 - 50-е годы 19 в. - время перехода от дворянской революционности к революционному демократизму.

Характеризуя кружки конца 20-30 гг. можно сказать, что они отличались от декабристских организаций. В условиях репрессивного режима непродолжительным было их существование. Большинство кружков было создано тогда студентами Московского университета, который представлял центр идейной жизни России в то время. Направленность кружков была различной. В одних преобладали революционные идеи, в других увлекались философией, литературой, историей. В этих кружках студенты искали ответы на волнующие вопросы общественной жизни. Кружки явились важной организационной формой русского освободительного движения.

Одним из кружков, был кружок созданный А.И.Герценым и Н.П.Огаревым. Имена Герцена и Огарева связаны с началом утверждения социалистических идеалов в русском освободительном движении. Ровесники Отечественной войны 1812 г. (Огарев был на год моложе Герцена: он родился в 1813 г.), поклявшиеся четырнадцатилетними мальчиками посвятить свою жизнь в память о декабристах борьбе с самодержавием, они уже в университетские годы стали убежденными сторонниками и проповедниками утопического социализма Сен-Семона и Фурье. В письме Огареву Герцен высказывал мысль, что только социализм Сен-Семона принесет миру то обновление, которого не дала французская революция 1789 г.

Придавая решающее значение революционной проповеди, Герцен незадолго до своего первого ареста разрабатывает план журнала, сотрудниками которого должны стать участники кружка. План остается неосуществленным, так как Герцен и Огарев арестовываются по "делу о лицах, певших в Москве пасквильные стихи". Они обвиняются в создании тайной организации, ставящей целью свержение существующего режима путем распространения "революционных мнений, пропитанных злокачественным учением Сен-Семона".

Теперь рассмотрим взгляды славянофилов и западников, на основе их сопоставления.

По происхождению и социальному положению большинство славянофилов - помещики. Но это были помещики, которые надеялись найти выход из кризиса феодально-крепостнических порядков в освобождении крестьян от крепостной зависимости и в "улучшении" самодержавия путем незначительных преобразований в либеральном духе.

Освобождение крестьян при сохранении общинного землепользования должно было стать основой сохранения патриархальной власти помещиков над крестьянами. Ратуя за созыв Земского собора и введение ограниченных буржуазных свобод (гласности, открытого судопроизводства, отмены телесных наказаний), славянофилы были против какой-либо конституции и возражали даже против формального суждения самодержавной власти. Славянофилам были присущи монархизм, крайне отрицательное отношение к революционным преобразованиям, приверженность к православию. Все усилия славянофилов направлялись на то, чтобы опровергнуть наличие классового антагонизма интересов крестьян и помещиков. Вместе с тем было бы неправильно не видеть разницы между идеологией славянофилов и "теорией официальной народности". Если глашатаи "теории официальной народности" превозносили Россию Николая I, то славянофилы относились к ней весьма критически.

Если для сторонников "теории официальной народности" восприятие народности было неотделимо от крепостничества как составной части общественного устройства России, то для славянофилов понимание народности было окрашено в умеренно-свободолюбивые тона. "С народом лишь взойдет свобода зрело, - восклицал Константин Аксаков, - могуществен народа только клик...".

Исходя из ленинского требования оценивать общественные теории до реформенного периода по их отношению к крепостному праву, можно сказать, что общим для западников и славянофилов было антикрепостничество.

Взгляды западников не получили программно четкого воплощения в каких-либо общих документах. В отличие от славянофилов в лагере западников до поры до времени объединялись различные по своей идейной направленности общественные элементы. Подавляющее большинство западников по своим взглядам принадлежали к передовым (обуржуазившимся) помещикам.

Вместе с западниками выступали некоторое время Белинский, Герцен и Огарев. В дальнейшем их расхождение с западниками углубилось, и они в противовес либералам стали развивать революционно-демократические идеи. Западники же и славянофилы шли на сближение на основе либеральной платформы, предусматривавшей отмену крепостного права.

Белинский, и Герцен считали первоочередной задачей просвещение народа. Но Герцен в ранний период деятельности все же связывал надежды в деле уничтожения феодально-крепостнических порядков с передовой частью дворянства, испытывающей сочувствие к народу. Более резко, чем Герцен, Белинский критиковал славянофилов. Вызывало его негодование и барско-покровительственное отношение к народу со стороны западников-либералов. Белинский глубже, чем другие участники общественного движения 40-х гг., понимал действительные нужды народных масс. В отличие от Герцена, Белинский сумел точнее определить историческое место буржуазии. Он, как и Герцен, видел своекорыстие буржуазии и ее враждебность трудящимся массам, но, однако, он понимал, что будущее и Запада, и России связано с деятельностью буржуазии, с развитием капитализма.

Ненависть к крепостному праву, пожалуй, одно из сильнейших чувств, которое В.Г.Белинский пронес через всю свою жизнь. Антикрепостнические мотивы звучали и в его юношеской драме "Дмитрий Калинин", и в его написанном за год до смерти письме Н.В.Гоголю. Размышляя о судьбе России, Белинский пришел к выводу о необходимости революционного уничтожения самодержавно-крепостнического порядка в России. Будучи сторонником социалистического идеала устройства общества, он заявлял, что справедливый, т.е. социалистический, строй "утвердится на земле не сладенькими и восторженными фразами идеальной и прекраснодушной Жиронды, а террористами - обоюдоострым мечом слова и дела Робеспьера и Сен-Жюстов".

Никто из прогрессивных мыслителей 40-х гг. не оказал такого влияния на передовую молодежь, как Белинский. "Статьи Белинского, - вспоминал Герцен, - судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25 числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли "Отечественные записки"; тяжелый номер рвали из рук в руки. "Есть Белинского статья?" - "Есть", - и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами...".

В начале 40-х гг. после возвращения Герцена из ссылки произошло его сближение с Белинским. К этому времени антикрепостнические убеждения Герцена окрепли и усилились. "Под железным кулаком" Николая I, писал Герцен, "наша жизнь стала отрезвляться, он добил нас, как квартальный, не пускающий вперед, до мужиков... мысль наша сделалась дерзка и неустрашима". Прямые политические выступления в николаевской России были невозможны. И если для Белинского трибуной стала литературная критика, то для Герцена такой трибуной стали художественная литература и философия.

Борьба против крепостничества и самодержавия показала невозможность преобразования России без активных действий народных масс. Постепенно избавляясь от сословных предрассудков, Герцен и Огарев осознают в 40-е гг., что дворянство в целом является "истинно враждебным станом" по отношению к крестьянству. Разочарование в революционности дворянства, так же как и в надеждах на "реформу сверху", приводит Герцена к революционному демократизму. К 1848 г. Герцен был уже, как отмечает В.И.Ленин, демократом, революционером и социалистом.

Революционный демокpатизм нес в себе качественно новые по сpавнению с декабpистской идеологией чеpты. Для него было хаpактеpно пpизнание pешающей pоли наpода в истоpическом pазвитии и оpиентация на социалистический идеал. Революционная демокpатическая идеология заpодилась в 40-е гг. и стала опpеделяющей в общественном движении России с конца 50-х гг.

Одним из наиболее выдающихся пpедставителей pеволюционного движения в 40-е гг. был великий укpаинский поэт и талантливый художник Т.Г.Шевченко (его автопоpтpет помещен в учебнике). Пожалуй, никто из pеволюционеpов-демокpатов не испытал на себе в той степени, в какой это досталось Шевченко, всей гибельности для человеческой личности поpядков кpепостнической России.

В возpасте 33 лет, в 1847 г., Шевченко был аpестован за участие в тайном Киpилло-Мефодиевском обществе, созданном гpуппой пpогpессивно настpоенных укpаинских интеллигентов в Киеве. Общество ставило своими целями уничтожение кpепостного пpава и национальное освобождение славянских наpодов с их последующим объединением в федеpацию. В этом обществе Шевченко пpедставлял pеволюционное кpыло. Поэт был отдан в солдаты на 10 лет с запpещением писать и pисовать. Только в 1858 г. он по амнистии веpнулся в Петеpбуpг, где находился под надзоpом.

Твоpчество Шевченко пpоникнуто ненавистью к самодеpжавию и кpепостничеству. Поэзия Шевченко стала могучим сpедством pаспpостpанения pеволюционной пpопаганды на Укpаине. Его стихи пеpедавались из уст в уста, pаспевалиськак наpодные песни. Т.Г.Шевченко впеpвые на Укpаине выдвинул идеи кpестьянской pеволюции и общей pеволюционной боpьбы тpудящихся всей России с самодеpжавием и кpепостничеством.

В 40-е гг. в условиях кpизиса феодально-кpепостнической системы заpождается pеволюционно-демокpатическая идеология. Это был шаг впеpед в pазвитии pеволюционного движения в России, котоpое, еще не выйдя за pамки своего двоpянского этапа, начало искать новые социальные силы и pазpабатывать идею опоpы на наpодные массы.

Революционная деятельность В.Г.Белинского и А.И.Геpцена подготовила появление в России "социалистической интеллигенции". Ее заpодышем стал кpужок петpашевцев, котоpый пpедставлял собой самую многочисленную и наиболее последовательную в пpопаганде идей утопического социализма оpганизацию.

Приступая к характеристике деятельности петрашевцев, прежде всего следует отметить влияние пропаганды Белинского и Герцена на новое поколение русских революционеров. Всего в течении нескольких лет (1845-1849 г.) Петрашевский и его единомышленники проделывают путь от кружка с целью самообразования и ознакомления с утопическим социализмом до пропаганды революционных идей в возможно более широкой среде, до начала выработки подходов к подготовке крестьянского восстания, до попытки создания тайной типографии.

После смерти Белинского, разгрома кружа петрашевцев особенно усилилась в русском революционном движении роль Герцена. Революцию 1848г. он встретил в эмиграции, в Париже. Герцен был свидетелем героической борьбы парижских рабочих в дни Июньского восстания и жестокой расправы буржуазии с ними. Он тяжело пережил поражение революции 1848 г. Его вера в возможность быстрой победы и претворения в жизнь социалистических идей в Западной Европе была подорвана. В либеральной буржуазии Герцен увидел силу, враждебную социалистическому идеалу. Он понял, что этот идеал никогда не будет осуществлен усилиями всех классов общества, на что надеялись западноевропейские утопические социалисты. Но, потеряв веру в реальность надежд представителей западноевропейского утопического социализма, Герцен не потерял веры в социализм.

Герцен стал искать ответы на вопросы: какой строй должен установиться в России после уничтожения крепостничества? На какую реальную социальную силу может опереться революция в ней? На какой основе в России возможно приступить к воплощению социалистического идеала в жизнь?

Попыткой ответить на эти вопросы явилась созданная А.И.Герценом теория крестьянского (общинного) социализма.

Сущность взглядов Герцена на перспективы исторического развития России, сводится к трем тезисам:

    Основой будущего социалистического строя в России может стать сельская община, так как в ней уже существует коллективное владение землей и коллективное самоуправление.

    Заинтересованное в ликвидации крепостничества, помещичьего землевладения крестьянство, борясь за землю и волю, разрушает существующий эксплуататорский строй и легко усваивает социалистическую идею, соответствующую его общинному сознанию.

    Благодаря наличию организованного в сельские общины крестьянства, составляющего подавляющее большинство населения страны, Россия может, в отличие от Западной Европы, начать строительство социалистического общества, минуя капитализм, несущий новые формы эксплуатации и нищеты.

Теория "общинного социализма" являлась для Герцена конечным продуктом его исканий соответствующего историческим условиям России пути преобразования социальной действительности. Приняв революционную эстафету от декабристов, Герцен и Огарев пошли дальше, став основателями социалистической мысли в России. Вместе с тем они не принимали капиталистический путь развития, на который встали Западные страны, так как считали, что этот путь ведет к порабощению народных масс. Они дали свою оценку революционным возможностям России, связав борьбу против крепостничества и самодержавия и борьбу за социализм с крестьянством - единственной имевшейся тогда в стране реальной социальной силой, заинтересованной, с их точки зрения, благодаря сохранению коллективистских принципов жизни в общине в осуществлении социалистического идеала.

  • Индустриализация в СССР. Курс на строительство социализма. Сущность и основные социально-экономические итоги и последствия индустриализации в годы первых пятилеток.
  • Командно-административная система социализма и общественно-политическая жизнь Казахстана в 40-50 гг. дело Е. Бекмаханова
  • Конституция 1977 г. и общество развитого социализма конца 70-х гг.
  • Во второй половине 1820-х гг. центром развития революционного движения становится Москва.

    В 1826 г. в среде студентов Московского университета сформировался тайный антиправительственный кружок, возглавляемый братьями Василием, Петром и Михаилом Критскими. Члены этого немногочисленного (около 10 человек) революционного общества разрабатывали планы восстания и цареубийства. На своих документах они ставили печать с надписью: «Вольность и смерть тирану». Заговорщики рассчитывали получить помощь со стороны А.С. Пушкина и генерала А.П. Ермолова, причем последние не были поставлены об этом в известность. Восстание планировалось на день коронации (22 августа 1827 г.), но незадолго до этого агенты III отделения выследили кружковцев. Братья Критские были отправлены в тюрьму на Соловки.

    В 1831 г. в Москве возник революционный кружок Н.П. Сунгурова, численностью около 30 человек. Так же, как и братья Критские, сунгуровцы готовили вооруженное восстание и цареубийство, планируя установить в стране конституционную монархию. Заговорщики хотели склонить на свою сторону части Московского гарнизона и «городские низы». В этом же году кружок был раскрыт, а большинство его участников сосланы на каторгу или отданы в солдаты.

    В 1829 г. в число студентов Московского университета были приняты разночинец В.Г. Белинский, А.И. Герцен (незаконнорожденный сын московского помещика И.А. Яковлева), Н.П. Огарев, ставшие впоследствии выдающимися представителями русской революционной демократии. В том же году В.Г. Белинский основал студенческий кружок, получивший название «Литературное общество 11-го нумера». Члены кружка (большинство из них составляли разночинцы) изучали западную философскую и общественно-политическую литературу, читали и обсуждали произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева и др. Кроме того, они сами писали публицистические статьи и художественные произведения. В.Г. Белинский стал автором драмы «Дмитрий Калинин», наполненной революционным антикрепостническим пафосом. За эту пьесу он подвергся преследованиям со стороны университетского начальства, а в 1832 г. и вовсе был исключен из числа студентов. Кружок «11-го нумера» распался. Дальнейшая эволюция взглядов В.Г. Белинского чрезвычайно интересна и драматична. Он метался между консерватизмом, либерализмом и революцией вплоть до 1840 г., когда окончательно «проклял свое гнусное стремление к примирению с гнусной действительностью» и твердо встал на сторону революционной демократии. Особое значение для развития революционного движения имели публицистические работы Белинского – «Литературные мечтания» (1834 г.), где он наносит мощный удар по «теории официальной народности» и ее литературным адептам, а также письмо к Н.В. Гоголю (1847 г.), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были «права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение».



    С 1831 по 1834 гг. действовал студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Он во многом походил на «Литературное общество 11-го нумера», но отличался большей политической направленностью. В автобиографическом произведении А.И. Герцена «Былое и думы» можно прочесть, что кружковцы «проповедовали Французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию;… проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг… но пуще всего проповедовали ненависть ко всякому насилию, ко всякому произволу». Кружок организовал несколько студенческих демонстраций против реакционных профессоров, строил планы издания политического журнала. Летом 1834 г. терпение властей лопнуло. По обвинению в «пении пасквильных песен» Герцен и Огарев были арестованы и отправлены служить в провинцию (Герцен – в Вятку, а Огарев – в Пензу).



    В 1839 г. А.И. Герцен вернулся в Москву, а в 1847 г. он выехал за границу (в Италию). В 1848 г. во Франции началась очередная революция. Герцен решил быть в гуще событий и перебрался в Париж. Поражение революции произвело настоящий переворот в образе мыслей Герцена.

    Он окончательно порвал с либеральным западничеством и начал разрабатывать революционную теорию общинного социализма. Эта доктрина, противостоящая марксизму (продукту европейской цивилизации), стала впоследствии основой программы революционных народников, а в конце XIX – начале XX вв. – партии социалистов-революционеров. Вот ее основные положения: 1) основой европейской цивилизации является индивидуализм, который только усиливается с развитием буржуазных отношений. Западный мир, построенный на частной собственности и инициативе, не смог и не сможет построить социалистическое общество, доказательством чего является поражение революции 1848 г.; 2) российское общество традиционно базируется на принципах коллективизма (соборности). Общинная земельная собственность и самоуправление должны стать фундаментом для построения социализма в России; 3) российское общество может перейти к социализму естественным путем (без кровавого переворота) при условии эволюции общинных отношений, отмены крепостного права и введения гражданских свобод; 4) Россия должна миновать капиталистическую стадию общественного развития, так как буржуазное общество практически не способно эволюционировать в социалистическое; 5) гегемоном (проводником) социалистической революции в России может стать только крестьянство, а не рабочий класс, как утверждают марксисты. Крестьянство – самая многочисленная социальная группа в России, оно является главным носителем общинного начала и ему близки идеалы социализма.

    В 1850–1860-х гг. А.И. Герцен и Н.П. Огарев в Лондоне и Женеве издавали альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол». В этих изданиях Герцен и помещал статьи «Русский народ и социализм», «Россия» и др., в которых излагал свои взгляды.

    Во второй половине 1840-х гг. (1845–1849 гг.) в Петербурге действовал революционный кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. В его состав входили Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.М. Плещеев, М.И. Глинка, Н.Я. Данилевский, П.П. Семенов – Тян-Шанский и др. Участники кружка изучали идеи французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон), спорили о его применимости в России. Петрашевский составил «Карманный словарь иностранных слов», объясняющий революционную идеологию для непосвященных людей. Была также собрана библиотека запрещенной литературы, в которой присутствовали труды Ш. Фурье, К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Смита, Ж.-Ж. Руссо и др. В 1848 г., под влиянием европейских революций, петрашевцы начали высказывать идеи о коренном переустройстве страны. Они обсуждали вопросы введения республики, отмены крепостного права. Велась дискуссия о путях осуществления революции. В апреле 1849 г., по доносу провокатора, петрашевцы были арестованы. Военный суд приговорил самых активных участников кружка (включая Ф.М. Достоевского) к расстрелу. В последний момент Николай I приказал заменить смертную казнь каторгой.

    Одновременно с кружком петрашевцев на Украине действовало Кирилло-Мефодиевское общество. В нем существовало два основных течения: либеральное (Н.И. Костомаров, П.А. Кулиш) и революционно-демократическое, самым ярким представителем которого был поэт Т.Г. Шевченко. Участники общества не только выступали за отмену крепостного права, введение конституции и гражданских свобод, но также стремились защитить украинскую национальную культуру от насильственной русификациии, насаждавшейся правительством Николая I.


    © 2024
    gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство