18.11.2021

Строил собор. Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии


Храм на Русской земле издавна и по сей день является сосредоточением церковной жизни и православной культуры. На территории России сохранилось множество храмов, некоторые были возведены еще в глубокой древности. Сегодня мы расскажем о том, как строили храмы.

Деревянные храмы

В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Русской зодчие начали рубить церкви по русским градам.

Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным. Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.

Каменные храмы

Однако после Крещения на Руси стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм Древнерусского государства — Десятинная церковь.

Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом. Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором.

В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен. Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно как Десятинную.

После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.

На каком месте возводились храмы

Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов на Русской земле началась новая жизнь. Издавна на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила. Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства.

Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель. Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.

Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.

В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, обязательно русский народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.

Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.

Архитектура и строительство храмов Древней Руси

Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная.

С самых древних времен и по сей день на Руси и в современной России строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов. Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии.

Так как первые храмы после Крещения возводили приглашенные мастера, их работы положили начало традции строить храмы под влиянием византийской архитектуры. Однако вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.

Так как храмы на Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы.

Церкви на Руси также возводились из кирпичей, но до этого в большинстве случаев для строительства использовалась плинфа.

От византийских строителей русские мастера переняли кладку из плинфы. И до XV века при строительстве храмов на Руси преимущественно использовалась плинфа.

Плинфа - обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5-4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета. Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.

Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень.

Позже, уже конце XV века На Руси появился новый материал — кирпич. Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов.

Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.

Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате.

Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.

Деревянные храмы на Руси строили быстрее, так как на Руси издавна было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет.

Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10-12 человек. На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.

Кому посвящали храмы

Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим.

Вскоре на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.

Видео

Видео: Владимир Будько

В последнее время Русская православная церковь увязла в скандалах по поводу строительства новых храмов. Чего только стоит история с Торфянкой, где уже больше года с местными жителями. Параллельно церковь пытается отжать Исаакиевский собор и другую светскую недвижимость. При этом по всей России стоят в руинах тысячи храмов, многие из которых давно передали РПЦ, но никто и не думает их восстанавливать! Есть места, где надо заново отстроить исторический храм, но это тоже никого не волнует. Пока позиция Церкви относительно строительства храмов простая: что не съем, то понадкусываю.

Давайте перенесёмся в Тулу и посмотрим, что там происходит. Самый центр города... И такой кошмар...

Это храм Никиты Новгородского (Староникитская церковь) на Никитской, соответственно, улице. Он был построен в 1820 году, в советское время его передали какому-то учреждению, а теперь это просто руины. Шарма им добавляет тот факт, что при Совке с обеих сторон построили жилые дома.

Тула поражает и ужасает стабильностью. Как думаете, что на фотографии? Правильно, Староникитская церковь в 1989 году...

А это Староникитская церковь в 1999 году.

Уже 30 лет храм стоит в руинах, и никому нет до него дела!

К сожалению, пример не единственный. Это Покровская церковь в Союзном переулке. Здание сложной судьбы: его построили в 1765 году, в 1834-м восстанавливали после сильного пожара, а при СССР сначала переделали под склад, а затем разместили здесь филиал Института физики земли. С распадом Совка филиал закрылся, и помещение храма просто забросили. В 2009 году контроль над ним вновь получила РПЦ, но восстановление так и не началось.


Фото: gre4ark

За 15 лет изменилось немногое...


Фото: visualhistory

А вот так Покровская церковь выглядела на открытке 1912 года.

Чтобы вы понимали, оба храма находятся в двух шагах от Тульского кремля. Это не какие-то заброшенные окраины, а самый центр города, где должно быть много туристов.

Это не глухая сибирская деревня, это 2 часа езды от Москвы! Это самый центр столицы региона... Но я не слышу воплей Милонова и православных активистов, я не вижу крестных ходов и волонтёров, которые стекались бы сюда со всей России, чтобы восстановить храм.

Где эти прекрасные люди, которые и требуют в каждом дворе построить по храму?

Где , которые ходят вокруг Исаакиевского собора? С ним всё хорошо, а вот тульские церкви исчезают, почему бы не привлечь к ним внимание?

Какое-то невероятное количество православных активистов, искренних и не очень, активно участвуют в расколе общества. При этом работы по восстановлению храмов – непочатый край.

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Вот уже поти 55 лет испанец Хусто Гальего стоит собор своими руками, без помощи строителей, архитекторов или даже подъемных кранов. Каждую деталь собора Хусто самостоятельно прикрепляет к зданию, и уверяет, что вера в Бога способна помочь ему закончить это грандиозное строение.


"Когда я начал строить собор, все вокруг считали меня сумасшедшим. Они не верили, что я смогу быть настолько приверженным своему делу. Что ж, я доказал им, что они ошибались". Хусто Гальего Мартинес (Justo Gallego Martínez) начал строительство собора 12 октября 1961 г., в день памяти Богородицы Пиларской. Это было его личным обещанием Богу. Некоторое время до этой даты Хусто был сильно болен туберкулезом. С одной стороны он почти отчаялся ждать выздоровления, а с другой, верил, что Бог не оставит его. И тогда он пообещал, что если ему удастся выздороветь, то он построит собор в честь Богородицы Пиларской.


"Когда я смотрю на собор, меня переполняет радость. Это самое наглядное доказательство, на что может вдохновить вера. Я никогда не изучал архитектуру, я простой рабочий. Мне не нужно ничего материально. Не нужны мне и деньги. Я от всего избавился, даже от своего дома. Вряд ли получится закончить собор при моей жизни, тут еще столько всего нужно сделать. Я только надеюсь, что после моей смерти, кто-то позаботится о моем соборе. А меня пусть здесь же и похоронят, в соборе."




Закончить собор будет довольно проблематично, так как Гальего держит план здания исключительно в своей голове, да и то, этот план иногда приходится менять, в зависимости от возможностей Гальего и его вдохновения. Для строительства Гальего использует вторсырье, частично закупая его по относительно низким ценам, частично принимая в дар от строительных компаний. Колонны, например, выглядят прочными только снаружи - на самом деле они сделаны из бочек для бензина.


Иногда Гальего помогают его племянники, иногда добровольцы, но большей частью он сам производит все работы. Каждый день он начинает свою работу в 6 утра и работает до поздней ночи. Естественно, люди задаются вопросом, а где же он берет деньги на строительство. Какую-то часть покрывают частные пожертвования, но в основном Гальего тратит деньги, которые получает за счет аренды унаследованных земель.


Гальего строит собор на собственной земле без официального разрешения на строительство, без благословения или поддержки Католической Церкви. После того, как об этом соборе и о самоотверженном труде Гальего было снято несколько документальных фильмов, сюда, в городок Мехорада-дель-Кампо, стали приезжать туристы. И хотя не все жители одобряют строительство этого собора, Гальего и сегодня продолжает трудиться над его созданием.

Ну то, что в средние века строили очень-очень долго - известно всем. Хотя и это утверждение не совсем верное. Многие соборы возводились в достаточно сжатые сроки: например, если это был королевский или императорский заказ (и выделялись крупные суммы и большое количество людей на строительство). Например, Собор Святой Софии в Константинополе был построен всего за 6 лет (и стоил 3 годовых бюджета Византии!), в летописи сохранились и имена архитекторов - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Кстати, в Милете ещё со времен Античности существовала мощная научная школа, в том числе математическая, так что Исидора мы бы скорее всего назвали инженером, а не архитектором. И несмотря на то, что его купол рухнул от сильного землетрясения, спустя немного времени уже был рассчитан следующий купил, еще большего диаметра. Конечно, Византия была наследницей Римской империи и логично, что знания и опыт Античности здесь нашли свое продолжение. Те трактаты, которые дошли до нас, говорят о том, что в Древней Греции и Риме были науки, изучающие сопротивление материалов, позволяющие рассчитать систему разгрузок, расчеты вертикального и горизонтального напряжения и прочее.

Впрочем, не стоит противопоставлять "ученую Византию" и "варварский Запад". Распространено мнение, что после падения Римской Империи, в Европе "все всё забыли", утратили всяческие навыки и строили "на глазок". Когда в Европе возникли крупные государства, к 12 веку здесь начинается активный перевод античных текстов с латыни и арабского. К 13 веку их осмысляют и дополняют накопленным опытом. Например, в 1268-1271 годах Фома Аквинский делает научный комментарий к "Физике" Аристотеля. В его знаменитую "Сумму" вошли "Органон" Аристотеля", "Тимей" Платона, "Начала" Евклида, также тексты Гипократа, Галена, Аверроэсы и Авицены. Примерно в это же время еще более глобальный труд под названием "Великое зерцало" составляет Винцент из Бове. Создаются учебники по математике - в 11 веке Герберт из Орийяка составил первый учебник "О правилах абака", а в 12 веке Леонард Пизанский усовершенствовал, внедрил арабские цифры, показав что счет с ними намного удобнее (операции столбиком, в том числе деление и умножение).

К чему это всё? К тому, что к началу строительства Великих готических соборов европейские мастера много знали и прекрасно считали. Поэтому следует забыть бредовые утверждения из школьных учебников о том, что "всё строилось на глазок". К сожалению, средневековых учебников и трактатов именно по архитектуре до нас практически не дошло. Есть знаменитый манускрипт Виллара де Оннекура, который начинается со слов "Виллар де Оннекур приветствует вас и обращается к тем, кто будет работать с этой книгой, с просьбой помолиться за его душу и вспомнить о нём. В книге вы найдёте полезные советы по (практическому) строительству и созданию рисунков с использованием законов геометрии". Там действительно много полезного. Например, расчет толщины стен и опор, зависящих от размеров компартимента (длина, ширина). Есть и другие трактаты - упоминаниях их есть и в "Великом зерцале" и "В Сумме", есть трактат аббата Сугерия (отца-основателя готики) "Об освещении церкви Сен Дени", но он, как и все другие сочинения, трактует архитектуру скорее с точки зрения теологии.

В этом и заключается принципиальное отличие ситуации с архитектурой Античности и архитектурой Нового времени, даже современной. Что необходимо было рассчитать в средние века? Расчеты велись и очень сложные, но целью их была не витрувианская триада, практические вопросы и инженерия, а воплощение божественной гармонии и церковного учения о Троице, Богоматери, доктрине Спасения. Сопромата как такового не было. Например при "королеве соборов" - Шартрском соборе, сложилась грандиозная научная школа и знаменитый готический храм стал отчасти ее главным творением. Зодчие исходили из цифровой символики, рассчитывая пропорции здания, соотношение ширины, высоты и длины, количество капелл и прочего. В остальном, конечно, приходилось полагаться на личный опыт строителей. Их имена они сами и история старались сохранить. Это к вопросу об еще одной легенде, гласящей об анонимности средневековых мастеров. Например, в Амьенском и Реймском соборе архитекторы оставили свои имена непосредственно на полу в самом центре лабиринтов, а о строительстве Линкольского собора в Англии сохранилась обширная документация. Кстати, в Англии впервые в европейской практике ввели практику архитектурные конкурсы.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство