08.04.2022

2 августа какой божественный праздник. Второе августа — один из самых почитаемых праздников — Ильин день


Эта информация нужна тем, кто соблюдает законы христианского вероисповедания — а таких в нашей стране большинство. Православные праздники на август 2019 год укажут все важные события жизни: когда нужно соблюдать посты, когда поминать старших родственников, когда можно или нельзя вступать в брак и т.д.

Православные праздники каждого года помогают определить дату любого важного православного события. Также, календарь подскажет, когда будут всеми любимые Яблочный Спас, Медовый Спас и Ореховый Спас и другие важные церковные праздники.

Праздники первой декады августа

  • Серафим Саровский
  • Преподобной Макрины, сестры святителей Василия Великого и Григория Нисского — Макринин день (Макрида, Мокрина, Макрины, Макриды, день Макриды, указник осени). В этот день совершался обряд «мокрин», когда крестьяне обращались к дождю, если лето было сухим, а сам день ясным. Главной фигурой этого дня становилась рожденная в этот день женщина – Мокрина.

Приметы дня:

Смотри осень по Макриде. Полетел пух с осины — собирай подосиновики. Если листья на деревьях желтеют снизу, озимый сев будет хорош. Коли на Мокрину дождь – на следующий год уродится рожь. Макрида мокра – и осень мокра,

Макрида суха – и осень тоже. Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму. Оводы последний день кусают. Если при восходе солнце медленно выплывает из-за облаков – будет хороший день. Если при ясной погоде ветер дует с восточной стороны несколько дней, а к вечеру усиливается – приближается ненастье.

Луна бледная, затуманенная – к дождю. Лягушка не выходит из воды – к сухой погоде. Муравьи спешно среди дня заделывают входы в муравейник – будет дождь. Пауки делают гнезда – к холоду. Паутина расстилается по растениям – к теплу и ясной осени.
Под Ильин день заговаривают больные зубы: – Батюшка Илья, ты завтра придешь? – Придешь. – Зубную боль заберешь? – Заберешь …

В этот день нельзя:

Ставить квас, квасить капусту и огурцы. Забивать скотину, птицу и вообще проливать кровь, чтобы она не перешла на ваших детей и внуков. Продавать конину, иначе остальные кони в хозяйстве будут болеть.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца.

  • Ильин День. Славного Пророка Божия Илии (IX до Р. Х.) — День Ильи Пророка (святой Илья, святой Илия, Илья Пророк, Илья грозный, громобой, держатель гроз, громовержец, Ильин день, сердитый день).

В народе Илью представляли как разносчика воды на небе. Мчался грозный белобородый старец на своей огненной, запряженной четверкой лошадей колеснице и иногда расплескивал воду.

Вода же эта проливалась на землю дождем. Стук копыт его лошадей по лазоревой небесной мостовой разносился громом в небе. А молниями поражает святой нечистую силу. Ведь не только ключевую воду разносил Илья, но мог на своей колеснице погнаться за змием или нечистым духом.

В день Ильи капусту накрывают горшком, чтобы была бела. Хорошие хозяева до Ильина дня сено уберут и тем свое сено от дождя сберегут.

Если в Ильин день пожар случится, то до воды в огонь молоко льют, чтобы дальше не разошелся. В этот день ожидали дождя и грома. Дожди на Мокрины, на Ильин день и на Воздвижение предвещают хороший урожай ржи на следующий год. Дождь, собранный на Ильин день, избавляет от всякой вражьей силы.

До Ильина дня в сене – пуд меду, после – пуд навозу. Ильинская пятница без дождя – пожаров много. Илья Пророк два часа уволок. На Илью до обеда – лето, после обеда – осень. После Ильина дня комары перестают кусаться. Муха до Ильи кусается, после — запасается.

В Ильин день собак и кошек в избы не пускают. С Ильина дня лист на деревьях начинает желтеть. До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет. С Ильина дня вода стынет. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

Если на Илью дождь с громом – голова болеть будет. Глухой гром – к покою, гулкий гром – к ссоре. Гром долгий и беспрерывный – к тяжести в груди. Гром гремит громко, но не резко – к ненастью. Гром отрывисто гремит – к короткому дождю. Кто попал в Ильин день под дождь – весь год здоров будет. Во что Илья, в то и Воздвиженье.

В Ильин день нельзя

Метать стога, возить сено, сгребать навоз, чистить нужники, засылать сватов (громко ругаться будут). Нельзя после заката мыться и стричься, иначе все здоровье смоете. В Ильин день не работают в поле, иначе гроза убьет. Кто на Илью копны посчитает – тот все добро потеряет.

  • Пророка Иезекииля (VI до Р. Х.) — Святой пророк был наделен даром чудотворения.

От его молитвы расступились воды реки Ховара, и евреи спаслись от преследования халдеев. Во время голода пророк умолил Бога послать страждущим еды.

Особенно важны два видения пророка: видение о будущем храме Господнем, символизирующее установление христианской Церкви через подвиг Сына Божьего, и видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскрешения из мертвых.

  • Преподобного Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, сопостника его.
  • Преподобных Онуфрия Молчаливого, Онисима Затворника — Семёнов день, Онуфрий молчаливый (Семен, Онуфрий, Молчальник, день Онуфрия). Илья Пророк – с громами, Онуфрий – с земными поклонами. Илья Пророк ходит по полю, считает суслоны (оставленные на жниве для просушки снопы) частные, преподобный Онуфрий нивушку подымает, плуг направляет.

В этот день чинили амбары и ладили закрома, просушивали их, меняли в гнилые доски, перестилали полы.

Работу делали молча, в память о святом Онуфрии. Нарушение запрета на молчание тяжко каралось: немотой, болезнью и т. д. Во время важных хозяйственных работ тоже полагалось молчать, чтобы не сглазить работу. Молчать полагалось, когда крестьянин первый раз в году выезжал в поле, когда хозяйки замешивали тесто для хлебов и т. д.

Гром беспрерывен – будет град. Хорошая погода сохранится, если в низких местах вечером и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

  • Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Святая Мария Магдалина первая из людей увидела воскресшего Христа.

С детства Мария Магдалина страдала беснованием, но Сын Божий изгнал из нее бесов, и она преданно следовала за ним наравне с другими излеченными женами. Она не оставила Господа после его пленения, когда сомнения стали зарождаться в сердцах самых преданных Его учеников. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном. Сопровождала тело Христа к месту погребения.

Воскреснув, Христос послал Марию Магдалину с радостной вестью к Своим ученикам. После Вознесения святая Мария Магдалина отправилась странствовать и нести Божью волю язычникам. Побывав в Риме, она преподнесла жестокому императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос воскресе».

Отсюда пошел пасхальный обычай красить яйца. (Яйцо – это символ жизни, выражающий веру в будущее Воскресение) — Марья-ягодница (Марья, Марья – добрый день, Марья – сильные росы, Марья-искусница, мироносица, день Марии Магдалины, громовой день).

Гром на Марию Магдалину считался в старину плохим предзнаменованием.

Если слышали, что загрохотало на небе, то крестились и приговаривали: «Пошли, Господи, тихую воду и теплую росу». Наши предки с самого утра клали под подушку зубчик чеснока, а во дворе выставляли лопату.

Существовало поверье, что такие нехитрые действия отведут от дома беду. Опасались услышать в этот день гром не только наяву, но и во сне. Такой сон предвещал дурные вести и всевозможные беды.

В народе святую Марию Магдалину прозвали ягодницей за то, что в эти дни, как никогда, много в лесу ягод. На Марию-ягодницу пришла пора собирать чернику и черную смородину.

  • Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13 мучеников. Святые мученики были брошены в огонь, но остались невредимыми. Тогда мучители их обезглавили — Трофимов день (Трофим, Трофим-бессонник, день Трофима, калинники-малинники, страда).

Трофим-бессонник запасом хлеба владеет. Пришла пора усиленных полевых рабо. «Если идет работа – спать неохота». Отсюда и прозвание этого дня Трофим-бессонник. Считалось, что работает Трофим вместе с мужиками в поле не покладая рук. Даже если дождь пойдет, Трофим в поле остается. «Думал косить – дождь не велит; собрался домой – да Трофим не велит».

Калинники-малинники – с Трофима по Силантьев день. Справляли в деревнях калинники-малинники – пекли первые пироги с калиной и малиной, приговаривая: «С малинника лыки невелики, да ягоды сладки; а с калинника лык надерешь, да ягод в рот не возьмешь».

В народе ягоды калины и малины считались непростыми: верили, что попробуешь калину – изведен любовью будешь, раскусишь малину – хмельным от любви станешь. С этого дня полуденницы начинали в полях водить свои хороводы. Если веселым духам попадался какой-нибудь парень, то они начинали его обнимать, целовать, а вечером исчезали. Такой человек начинал тосковать, чахнуть и рано или поздно погибал.

Появление вечером тумана, который стелется по земле, предвещает хорошую погоду. Звезды ярко мерцают на рассвете – через пару дней начнутся дожди. Сова кричит – на холод. Утренняя заря скоро потухает – будет сильный ветер.

Почаевской иконы Божией Матери

  • Мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской православной церковью.

Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. После смерти Владимира престол в Киеве занял его старший сын Святополк. Коварный князь испугался, что его может свергнуть Борис, на чьей стороне были народ и дружина.

Тогда он решил подослать к нему убийц. Бориса известили о готовящемся заговоре, но он решил не прятаться и не мстить брату, а встретить свою участь. Убийцы настигли его, когда Борис молился. После этого Святополк убил и второго своего брата – Глеба. На Руси святые Борис и Глеб считались покровителями семьи, поэтому к ним обращались с просьбами примирить враждующих родственников.

День Бориса и Глеба (Борис и Глеб летние, бессонники). Борис и Глеб — дозревай хлеб. В этот день наши предки обращались к святым братьям Борису и Глебу, прося у них помощи в уборке хлеба. Но несмотря на то, что страда была в разгаре, крестьяне в этот день в поля не выходили – боялись, что святые, в наказание за неуважение к их памяти, урожай молниями спалят. На Бориса и Глеба за хлеб не берися.

А если кто и жал на Бориса и Глеба, то такой соломой крышу не крыли: боялись, что она может слететь от ветра или сгореть от молнии.В этот день может случиться либо жара – и зерно высыплется, либо большой дождь – и оно прорастет, поэтому сжатый хлеб до этого дня еще нельзя считать своим. Борис и Глеб урожай творят, стогами хлебными правят. Если на Бориса и Глеба зерно еще клейкое, недозрелое, надо повременить с жатвой до Силина дня. На святого Бориса сам борися.

В этот день часто бывают грозы. Полетел пух с осины – иди за подосиновиками. Пошел утром дождь – днем хорошая погода. Ночная роса не высыхает – к грозе. Мухи просыпаются рано и начинают гудеть – перед сухой погодой, тихо сидят – перед дождем.

Ненастье чаще всего бывает при верховом (южном) ветре. Если утки и гуси смазывают свои перья жиром, а цыплята не отходят от наседки – в скором времени разразится продолжительное ненастье.

В августе собирают: калину (кору, плоды), крапиву (листья), лопух (корни), одуванчик (траву, корни), пастушью сумку (траву), подорожник (листья), полынь (траву), чистотел (траву).

  • Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию святая Анна мирно скончалась в возрасте 79 лет в городе Иерусалиме, до Успения Богоматери

Анна-зимоуказательница (Анна холодная, Анна-холодница, Анна теплая, Анна летняя, Анна-зимоуказчик, холодные утренники, холодница).

Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря. Если в этот день холодный утренник – зима будет ранняя и холодная.

Если муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы. Много желудей на дубу – к теплой зиме. Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если же идет дождь – зима снежная и теплая.

Память V Вселенского Собора.

  • Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских

День Ермолая (Моисей, Ермолай). Ермолай – хлеба прибирай. Жатве конца-края нет, на четыре стороны Божий свет. На Ермолая обычно заканчивали жатву. Если кто не успевал, то звал более расторопных соседей и до ночи с поля не уходил.

Чтобы не болела поясница, нельзя было передавать серп из рук в руки, если же кому-то требовалось дать серп, то его просто клали на землю.

  • Преподобномученицы Параскевы — День Параксевы-Девы.

Приметы дня

Утром – холодная роса, а днем гремят небеса.
Считается, что в этот день выпадает целебная роса. С утра такая роса напитает листья и цветы и смоет пыль. А в полдень можно идти в поле, творить обряды и собирать целебную траву.

  • Святого великомученника и целителя Пантелеймона. Пантелеимон владел искусством врачевания.

Святой был представлен императору Максимиану, и тот пожелал видеть его своим лекарем. Постепенно Пантелеимон стал обращаться к христианской вере. Однажды святой увидел ребенка, укушенного змеей. Целитель взмолился Богу. В ту же секунду ребенок открыл глаза, а змея разлетелась на куски.

По доносу одного из завистников Пантелеимона схватили. Святого привели в цирк и бросили на арену ко львам. Но звери стали лизать ноги целителя. Тогда Пантелеимона было решено обезглавить.

Палачи привязали святого к масличному дереву. Целитель начал молиться, один из мучителей ударил его мечом, но сталь превратилась в воск.

Увидев такое чудо, палачи отказались продолжать казнь. Святой Пантелеимон попросил своих мучителей выполнить приказ императора. Палачи со слезами повиновались. Как только голова святого слетела с плеч, из раны брызнула кровь вперемешку с молоком, а масличное дерево расцвело.

Пантелеимонов день (Пантелеимон, Палей заживный, Пантелей Целитель, Пантелей, Палей, Палей – пали копны, Паликопы, день Пантелеимона-целителя, Целитель). Родившийся в этот день, становился хорошим врачом. К святому Пантелеймону обращаются, когда лечат болезни щитовидной железы.

  • Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского — День Николая Кочанова (Николай Кочанов, Николай кочанский, Никола Кочанов, Кочанов день, кочанный, кочанский, кончанник, капустные щи, зажнивный день).

Полагают, что в этот день капуста свёртывается в качаны. Хозяйки выходили в огород и молились Николаю Кочанову. А чтобы умилостивить святого, пекли в этот день первые пироги с капустой и раздавали их малым детям и старикам-странникам. Есть капуста – на столе не пусто. Что не доспело, то серп не берет.

  • Преподобной Анфисы игумении и 90 сестер её.
  • Апостолов от 70-ти: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена, диаконов — День Прохора да Пармена (Прохор, Прохоры-Пармены, Прохоры и Пармены, день Прохора, Прохоров день).

В этот день почитали кузнецов, очень уважаемых людей на деревне. Не раз приходилось крестьянам идти к ним на поклон, ведь чинили кузнецы серпы, ладили косы, подковывали коней. Отсюда и появилась поговорка:«Прохор соху и борону ладит». У кузнеца пудовый кулак не для драк. Кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикует.

На 10 августа не принято что-либо менять или брать взаймы. «На Прохора и Пармену не затевай мену», – говорили в народе и знали, что обмененная в этот день вещь обязательно сломается. «Не вещь получишь, а мороку». В старину твердо следовали этому правилу, даже купцы на Прохора не открывали своих лавок.

Православные праздники второй декады августа

  • Мученицы Серафимы, во время гонения на христиан при императоре Адриане пострадавшей.
    Серафима. Серафима на поле собирает зарницы, а жницы – рожь да пшеницу.
  • Мученицы Феодотии и трех дочерей ее — Федотья.
  • Мученика Каллиника — Калинники (Калина, Каллиник, комельник, Калинин день). Около этого дня случаются морозы, вредные для хлеба.

Особенно опасались заморозков в северных областях, оттуда и пошла поговорка: «Пронеси Господи Каллиника мороком (туманом), а не морозом». В некоторых областях России хозяйки с этого дня начинали печь пироги из калины. Со святого Каллиника птицы собираются в стаи, готовясь к перелету в теплые края.

Если закалинит, т.е. похолодает, так и в начале сентября утренники будут холодными. Если на Каллиника туманы – припасай косы (или закром) на овес с ячменем.

Если спелый овес во второй раз зазеленеет – осень будет ненастной. На Каллиника туман – к хорошему урожаю зерновых. Если ягод и орехов много, а грибов мало – зима будет снежной и суровой.

  • Апостолов от 70-ти: Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника.
  • День Силы (Сила, Силин день, Силуян, Силуан). Во время страды нашим предкам была нужна действительно богатырская сила, чтобы вовремя справиться со всеми делами. Посеянная на Силу рожь, сильнее родится — лучшее время посева озимой ржи.

Считалось, что святой Сила еще и в целебные травы и коренья силу вкладывает. Особенно ценился крестьянами лопух. Его листья исцеляли от многих болезней, а колючки, положенные в подпол на картошку, отпугивали мышей и крыс.

В этот день собирают листки лопуха, по три с каждого куста, не более. Высушенные на печке, они спсают от ломоты в костях и коленях. Прикладывать их надо три раза на три Спаса.

Если ягод рябины много – осень будет дождливая, а зима – суровая. Если ягоды рябины красные – следующее лето будет дождливым. Ветер порывами – к тихой погоде. Частые грозы в августе – к долгой осени.

  • Мученика Иоанна Воина. Святой Иоанн Воин считается утешителем всех обиженных и скорбящих. Ему молятся, прося помощи в «житийских обстояниях». Считается, что этого святого боятся воры, поэтому если вас кто-то обворует, следует обращаться к Иоанну Воину. Этому же святому молятся о защите «от всех ненавидящих и обидящих, от всех враг видимых и невидимых».
  • Святого Иосифа Аримафейского. Святой Иосиф был членом синедриона, но не участвовал в вынесении приговора Христу, так как был тайным его сторонником. После смерти Спасителя он отправился к Пилату и упросил его отдать тело Христа. Иосиф при помощи святого Никодима снял Спасителя с креста и похоронил в Гефсиманском саду.
  • Мученицы Иулитты — Улита. Чтобы как следует заборонить поле, молились святой Улите. Улита – борона вырвет все корни сполна. Коли не заговоришь борону – не угодишь коню. 13 августа хлеборобы кланялись бороне, благодаря ее за помощь.

Считалось, что с ней надо ласково поговорить, обтереть насухо и поставить под навес. В течение года крестьяне старались содержать свои орудия труда в чистоте, своевременно чинить – от этого зависел успех всей работы в поле. Борону же чтили в этот день еще и потому, что пора уже было землю под озимые готовить.

  • Заговенье на Успенский пост.
  • Праведного Евдокима Каппадокиянина — Евдокимово заговенье (Евдоким, день Евдокима, Евдокимов день). Готовь гумна и овины – скоро хлеб молотить. На Евдокима засевай ржаное поле. К 13 августа появлялась первая репа. Ели ее свежую, вяленую и пареную, пекли пироги с репой, делали репный квас, варили репную кашу.

Если туман быстро рассеивается в лучах восходящего солнца – хорошая погода установится надолго. Если паутина полетела – солнечная погода продержится еще долго. Коль пошел парной (густой, белый) туман над лесом – иди за грибами.

  • 7-ми мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елизара, Евсимона, Алима и Маркел,
    матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. до Р.Х.) — Маковей (Маккавей, Макей, Маковеев день, день Маковея, Маккавеи)
  • Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.
  • Крещение Руси (988 г.)
  • Празднование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Празднование установлено по случаю знамений от икон Спасителя и Пресвятой Богородицы во время сражения князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.
  • Первый Спас, Медовый Спас (Спас на воде, Мокрый Спас, Лакомка. Медовый праздник).

Первый Спас именовался мокрым, потому что в этот день отправлялись на озера и реки святить воду. На первый Спас бывают повсеместно крестные ходы на воду. После водосвятия крестьяне последний раз купались в реке.

«Первый сот — сиротам, вдовам, больным». Только с этого дня разрешается есть мед. Пекут пироги с пшенной кашей и медом.

«Спасовка — лакомка, а Петровка — голодовка». Вместе с медом освящались овощи первого урожая и семена. Несмотря на то что все Спасы приходились на время поста, праздновались они легко. На постном столе оказывались медовые пряники, блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.

Существовал в этот день обычай помогать вдовам и сиротам убирать с полей хлеб.

У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье. Дождь на Маковеи – пожаров не будет.

Отцветают розы, падают холодные росы. На первый Спас святи колодцы. Во что Макавеи, в то и разговенье (28 августа). Грачи и скворцы собираются в стаи. Ласточки и стрижи отлетают в три раза, в три Спаса (14, 19 и 29 августа). Первый пролет журавлей.

  • Начало успенского поста — Успенский пост установлен в память успения Божьей Матери и длится две недели – по 28 августа. По своей строгости он схож с Великим постом: запрещается употреблять все продукты животного происхождения, в том числе и рыбу. В среду и пятницу не едят даже растительное масло. Но истинным постником считается тот, кто избавился от зла в душе.
  • Священномученика Стефана, папы римского, и иже с ним.
  • Перенесение мощей первомученика архидиакона Стефана

День Степана-Сеновала (Степан, Степанов день, Стефан-сеновал, сено в стогах, сеновал). Святой Стефан почитался как покровитель лошадей. Посвящали святому угоднику овес и сено, а самих животных поили водой, пропущенной через серебряное сито. Верили, что такой ритуал придаст им силу и красоту, сделает добрее и послушнее и убережет от происков нечистой силы.

Для этой же цели в этот день лошадей поили освященной водой. В некоторых местах в ведро, из которого пьет лошадь, клали серебряную монетку, а потом подкладывали ее под ясли. Такую монету берегли и передавали по наследству от отца к сыну.

Начинали косить новую траву, отаву — второе сено.

Каков Степанов день, таков и сентябрь. Если в Степанов день дождь – будет мало пожаров, а картошка хорошо уродится. Если в Степанов день дует холодный северо-восточный ветер – худой налив хлеба будет.

Если на Степана сухо – шесть недель будет сухо, а если дождь – будет он шесть недель. Если месяц народился, дождями омылся – потом дождя не будет, а как месяц рогами снова станет, да дождями омоется – тогда грибы пойдут. Если пауки сокращают размер сеток-ловушек – быть ветреной погоде.

Блаженного Василия, Христа ради юродивого, московского чудотворца. Святой Василий родился на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда его мать пришла на молебен. Со временем отрок Василий был отдан в учение сапожнику. Однажды он предсказал скорую смерть купцу, заказавшему в мастерской сапоги.

В шестнадцать лет святой встал на путь юродства. В любую погоду ходил он по Москве нагой и босой. В 1547 году он предсказал великий пожар в Москве.

  • Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста — Исаков день (Исакий, Исак, малинник). Называли в народе Исакия малинником веря, что в этот день вызревает самая лучшая малина.
  • Преподобного Антония Римлянина, новгородского чудотворца — День Антона Вихровея (Антон, Антон-вихревей, вихровей, Исакий и Антон, вихревей, вихревеи). Вихревеем называли в народе Антония, вспоминая чудесное путешествие святого из Рима в Новгород.

Согласно преданиям, огромный камень, на котором жил святой, унесло в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился недалеко от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском.

К тому же в это время на Руси часто случались сильные ветра, что предвещало снежную зиму.

Каков Антон-вихровей – таков и октябрь. Каков Исакий – таков и Никола зимний (19 декабря). Если дует ветерь с южной стороны и кружатся по дороге пыльные бури — жди зимы больших снегов. Если домашняя птица рано начала менять перья – холода наступят рано.

  • Успенский пост
  • Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна,Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина — День семи отроков (семь отроков Эфесских). Семь отроков семь дождей несут.
  • Преподобномученицы Евдокии — День Авдотьи Малинухи (Авдотьи-сеногнойки, Авдотьин день, Авдотья, Евдокия, ягодница, Евдокия-огуречница, сладостница, малинуха, малиновка). в это время во многих областях России часто шли дожди, поэтому и прозвали Авдотью сеногнойкой.

Зарядит мелкий дождичек на Авдотью и может потом целую неделю накрапывать. Во многих областях России продолжали собирать малину.

Какова Авдотья – таков и ноябрь. Если на Авдотью гроза – сена будет за глаза. Если на Авдотью сильные росы – льны будут серы и косы.

  • Успенский пост
  • Мученика Евсигния (Евстигния).

День Евсигнея Житника (Евстигней, Евстигней-житник, бессонник, калинники, малинники, луков день). Повсеместно заканчивали в этот день убирать урожай. Работали молча, потому что считалось, что, убирая снопы, нельзя болтать или ругаться – скотина зимой болеть будет.

На Евстигнея начинали убирать лук. Если на Евстигнея житника есть сырой лук с хлебом, солью и квасом, то будешь здоров и ликом светел. Лук да баня все правят. При падеже скота связки лука и чеснока вешали на шею лошадей и коров.

Каков Евстигней – таков и декабрь.

  • Святой праведной Нонны, матери Григория Богослова.
  • Успенский пост
  • Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа

Согласно преданию, Христос взошел на гору Фавор в сопровождении апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Неожиданно лицо его засияло, подобно солнцу, а одежда стала белее снега. Перед Христом предстали святые пророки Моисей и Илия. Затем на

Господа опустилось светлое облако, закрывшее его от взглядов апостолов, а с неба раздался голос, провозглашающий, что Он есть Сын Божий.

  • Второй Спас, Яблочный Спас, осенины, Преображение

К этому времени поспевают уже многие «плоды земные». Поэтому крестьяне несли овощи и фрукты в церковь. Освященные яблоки несли потом на кладбище и клали на могилы родственников. К овощам и фруктам добавляли колосья и зерна нового хлеба. Их окропляли святой водой и совершали над ними молебен.

Такие освященные «начатки» крестьяне берегли до следующего посева. Проводили в этот день обряд «засевания полей». По приглашению хозяев на поле приходил священник с иконами, кропил его святой водой, а один из почетных гостей, присутствующих при проведении обряда, бросал на ниву новые зерна.

В старину было принято в этот день раздавать овощи и фрукты нищим, детям и старикам. Обычай этот соблюдался строго. Если же кто жадничал, то такого человека считали недостойным. С тех пор даже поговорка сохранилась: «На Второй Спас и нищий нищему яблочка даст».

Считалось в народе, что чем больше нищих человек угостит в этот день, тем богаче будет у него урожай на следующий год.

Осенинами этот день назывался потому, что проводили 19 августа обряд встречи осени. Всей деревней выходили вечером в поле и с песнями провожали заходящее солнце. Девушки, надкусывая 9 августа первое яблоко, загадывали на женихов.

Каков Второй Спас – таков и январь. Второй Спас – бери рукавицы про запас, ушло лето от нас.

Каков день на Второго Спаса – таков и Покров (14 октября). Сухой день предвещает сухую осень, мокрый – мокрую, а ясный – суровую. Со Спаса Преображения погода преображается. После Второго Спаса — дождь сеногной.

  • Успенский пост
  • Попразднество Преображения Господня.
  • Мучеников Марина, воина, и Астерия, при императоре Галлиене пострадавших.

Пимнеы-Марины (Марина, Пимен). Пимены-Марины – не ищи в лесу малины. Спустя лето по малину не ходят. Славился в старину этот день добрыми делами.

По обычаю 20 августа мыли больных и угощали их свежими овощами и фруктами, помогали вдовам и сиротам убрать несжатые хлеба, пекли пироги с яблоками и ягодами и относили их в приютские дома, навещали бедных и больных, прихватив с собой яблоки, пироги, ягоды и мед.

Если аисты готовятся к отлету – осень будет холодной. Если пауки покидают паутину и прячутся в ближайшие укрытия – жди ухудшения погоды. Если вода в реке пенится – будет дождь. Красная заря при восходе солнца – к дождю.

Красные облака до восхода солнца – к ветру, тучи – к дождю. На дубе много желудей – к холодной зиме. Облака в августе редкие – к ясной, прохладной погоде, расположены полосами – к дождю. Петухи поют дружно до солнечного захода и до первых звезд – на другой день будет хорошая погода.

  • Успенский пост

Праздники третьей декады августа

  • Святого Мирона Чудотворца, епископа Критского.

Мироны-ветрогоны (Григорий, день Мирона, Миронов день, Мирон, Мирон-ветрогон, ветрогоны). Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету (скоро уже осень). Как правило, этот день выдавался ветреным, поэтому и называли Мирона «ветрогоном».

Ветры на Руси имели разные названия, в зависимости от местности. Например, на Севере северный ветер называли сиверок, сиверик, сивер, столбище;

  • южный – полуденник, летник, ребровский, тепляк;
  • восточный – всток;
  • западный – средний;
  • северо-западный – глубник, голоменник, побережник;
  • юго-западный – паужник, меженник, шалонник;
  • северо-восточный – полуночник, заморозник, рекостав,
  • а юго-восточный – обедник.

Ветер, который дул против своего обычного направления, называли на Руси противником.

Каков Мирон – таков и январь. Сильная жара или сильные дожди – на всю осень. Смотрят в полдень на воду в реках и озерах: если тиха – осень будет тихая, а зима – без вьюг и злых метелей. Зашумит река, закричит лягушка – скоро будет дождь. Обилие ягод предвещает холодную зиму. Рябина грозна (много ярко-красных ягод) – зима морозна.

  • Преподобного Григория, иконописца Печерского
    Успенский пост
  • Святого апостола из 12-ти Матфея (Матфия). Матфей был одним из 70 учеников Христа, избранных самим Господом. После Вознесения Спасителя апостол Матфей был избран по жребию в число двенадцати апостолов вместо Иуды Искариота. Согласно церковному преданию, Матфей мог исцелять больных и изгонять бесов.

Матвей (Матвей ненастный). Святого Матфея, или Матвея, особенно почитали купцы и зажиточные крестьяне из-за того, что с 22 августа начинали повсеместно готовиться к ярмаркам. В народе верили, что Матвей дает напутствие в торговле и остужает торопливость и суету, которые лишь вредят во время заключения сделок.

Считалось, что с этого дня кончается летнее тепло. Отсюда и прозвище Матвея – ненастный. Матвей ненастный – труд в поле напрасный.

Летний дождь с осенним начинают спорить. Южный ветер с вихрями – к снежной зиме. Крутые вихри – к крутой зиме. Звенят спелые овсы – орехи поспели.

  • Мученика Антония Александрийского — Антонов день (Антон).
  • Преподобного Псоя Египетского.
  • Собор Соловецких святых.
  • Успенский пост
  • Мучеников Римских: Лаврентия, архидиакона, Сикста, папы, Феликиссима и Агапита, диаконов, Романа. Святой Лаврентий обладал даром врачевания. Согласно преданиям, он не раз возвращал зрение людям, которые были слепы от рождения. Поэтому ему молятся, прося исцелить глазные болезни или вернуть зрение.
  • Блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца.
    Лаврентьев день (Лавр, день Лаврентия, зоречник).

Зоречник в воду глядит, алые зори по ней распускает. Зорьки – Богу свечки.

Девушки еще до восхода солнца шли к родникам и умывались чистой водой, веря, что от этого станут еще краше. Роса, выпадающая на Лаврентия, считалась целебной. Этот день от глазных болезней спасает.

В полдень крестьяне выходили на реку и смотрели на воду: вода спокойная, тихая предвещала ясную безветренную осень, а зиму сулила хоть и снежную, но не вьюжную. Но если вода покрывалась рябью, а по ее поверхности бежали барашки, то все оставшееся лето, да и начало осени будут идти дожди и дуть сильные ветра.

Говорили в народе: «Осень и зима хорошо живут, коли в этот день вода тиха и дождик». Если на Лаврентия сильная жара или сильные дожди, так будет всю осень. Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.

  • Успенский пост
  • Мученика Евпла, архидиакона
  • Преподобномучеников Василия и Феодора Печерских. Святой Феодор раздал свое имущество бедным и удалился в монастырь, где и поселился вместе со святым Василием. Много лет он вел праведную жизнь, но потом стал жалеть об утраченных богатствах.

Однажды бес принял облик Василия и явился к святому Феодору, указав место, где разбойники зарыли сокровища. Феодор уже хотел было уйти из монастыря, но святой Василий вернулся, и бесовский обман был раскрыт. Поэтому на Руси молились святому Василию, прося избавить от греха сребролюбия — Васильев день (Федор и Василий, святой Василий).

На этот день приходится пора стрижки овец, до больших холодов они должны были обрасти шерстью. Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.

Дым без ветра бьет к земле – к дождю. Орехов много, а грибов мало – зима будет снежная и морозная.

  • Успенский пост

  • Перенесение мощей преподобного Максима Исповедника — Максимов день
  • Святого Тихона Задонского
  • Иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» — В этот день обходили дом с иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», именуемой также «Страстная»
  • Успенский пост
  • Предпразднество Успения Пресвятой Богородицы.
  • Пророка из 12-ти Михея (VIII до Р. Х.).

Пророк предсказал рождение Спасителя: «И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века» — Михеев день. Если на Михея тихий ветер — к ясной осени, если буран — к ненастному сентябрю.

  • Успенский пост
  • Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
    Церковное предание гласит, что Архангел Гавриил явился к Богоматери и возвестил о Ее скорой кончине.

К назначенному сроку в доме Иоанна Богослова, где жила Мария после смерти Христа, собрались все апостолы. Они были перенесены из разных мест в Иерусалим на облаках. В положенный срок Богородица тихо скончалась, а через три дня воскресла и вознеслась на небо.

Успение, Большая Пречистая (успенщина, дожинки, Спожинки, госпожинки, оспожин день, складчины).

Приметы на Успение

С 28 августа начало молодого бабьего лета и до 14 сентября (н.ст.). Старое бабье лето — с 14 по 21 сентября.

Успение провожай – осень встречай. Если молодое бабье лето сухое, ведреное (солнечное) – жди ненастья в старое (с 14 сентября).

На Успение огурцы солят, а на Сергия (8 октября) капусту рубят. С Успения солнце засыпает. Успение кончает дожинки. Перед Спожинками ходили на озера и реки наблюдать за водой: если вода не волнуется ветром и лодки стоят спокойно, то осень будет тихая, а зима — без метелей.

  • Иконы Софии, Премудрости Божией Чтимые иконы Успения Божией Матери
  • Попразднование Успения Пресвятой Богородицы.
  • Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

В городе Едессе правил больной проказой император Авгарь. До него дошли слухи о чудесах, творимых Спасителем. Отчаявшийся правитель написал Христу письмо с просьбой приехать и вылечить его. С этим письмом он послал в Палестину придворного живописца Ананию, наказав ему написать портрет Спасителя.

Анания прибыл в Иерусалим и увидел Господа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал живописца и, выслушав просьбу императора, велел принести воды и убрус (полотенце). Он умыл лицо и отер его убрусом, на котором отпечатался Божественный лик. Убрус был перенесен в Едессу. Авгарь исцелился, вытерев им лицо.

В 630 году городом завладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу. Наконец в 944 году Образ был выкуплен императором Константином Багрянородным и перенесен в Константинополь.

  • Третий Спас, Хлебный Спас, Ореховый Спас, Спас на полотне, Малый Спас (спожники, досевки).

Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай уже собран и можно накрыть богатый стол). Петровка – глодовка (Петров пост такой же строгий, как и Великий), а Спасовка – лакомка.

Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают. Третий Спас хлеба припас. Хорош Третий Спас – зимой будет квас.

К празднованию Третьего Спаса начинали готовиться накануне. Хозяйки с вечера ставили опару, чтобы рано утром 29 августа испечь каравай из «новой» муки. Отсюда и одно из названий этого Спаса – Хлебный. Название «Ореховый» появилось из-за того, что к этому дню поспевали орехи. Орехи на Руси считались символом богатства.

Заканчивали к Третьему Спасу сев озимых, поэтому этот день еще и досевками называли. Крестьяне целыми семьями приносили Богу моления, а потом хозяйки провожали своих мужей на работу с хлебом-солью. На телегу, в которой ехали на поле, обычно клали три снопа, а сверху мешки с рожью.

Вечером дети бежали встречать сеятелей с горшками гречневой каши. Часто сеять шли всей деревней, а потом садились за стол, накрытый в складчину. Называли 29 августа еще и Спасом на полотне, вспоминая Нерукотворный Образ. В его честь в Нижнем Новгороде проводилась ярмарка, на которой торговали различными тканями. Загадывали 29 августа о сроках посева яровых.

Для этого брали зерна из трех колосков дожинного снопа и закапывали их в поле, в трех разных местах. После этого примечали: «Если раньше и лучше всходили зерна первого колоса, значит, посев должен быть ранним, если второго – средним, третьего – поздним».

Если на Третий Спас вода спокойна, то осень будет тихая, а зима пройдет без метелей.Если журавли улетают к Третьему Спасу – под Покров (14 октября) будут морозы; если нет – то зима будет поздняя. Ласточки отлетают в три Спаса.

  • Мученика Мирона, пресвитера — Мирон-ветрогон, Мирон, ветрогоны, вдовьи помочи. На вдовий двор хоть щепку кинь. На Руси в этот день крестьяне шли к вдовам и помогали им по хозяйству: убирали во дворе, чинили забор, правили ворота, латали крышу.

С миру по нитке – сироте (нищему) на рубаху. Помогали, кто чем мог. Возможно, поэтому человек, родившийся 30 августа, отличается мирным характером. Он всегда готов заступиться за людей или помочь ближнему.

Начало листопада: первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз и черемуха. Если на Мирона утром туман и роса – погода будет стоять хорошая.

На Мирона не отсеешь – на следующий год собирай лишь цветочки. Если покрывающие все небо облака постепенно уплотняются и темнеют – скоро наступит продолжительная плохая погода. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта – к хорошей погоде.

Ранний иней в конце августа – к богатому урожаю в следующем году. Летние птицы улетают – с ними уходит и лето.

  • Мучеников Фирса, Левкия, Короната и дружины их.
  • Преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Преподобный Алипий писал иконы даром, а если узнавал, что в какой-нибудь церкви образы обветшали, то поправлял их безвозмездно. Согласно преданию, те иконы, которые не успевал написать до конца святой, дописывали ангелы. Поэтому многие из его икон не гибли в пожарах — Алипий-иконописец
  • Мучеников Флора и Лавра. На Руси мученики Флор и Лавр (II) почитались как покровители домашнего скота, особенно лошадей — День Флора и Лавра (досевки хлебный день, дожинки, лошадиный праздник).

В этот день справляют лошадиный праздник. Крестьяне мыли избы, нарядно наряжались, обильно ели и пили. С лошадьми в этот день не работали, опасаясь накликать на них падеж. Даже седлать лошадей было не принято. Лошадей выводили к рекам и озерам, купали, а потом заплетали им гривы в косы и украшали лентами.

После купания вели лошадей к церкви, где служился специальный молебен, после которого лошадей окропляли святой водой и даже окуривали ладаном. Тогда же хозяева кормили с ладони лошадей овсом.

В благодарность за труд крестьяне преподносили священнику специальные хлеба, на которых оттискивались знаки в виде лошадиных копыт. Делалось это для того, чтобы уберечь лошадь – верную помощницу в крестьянском труде – от болезней и происков злых духов. С Флора и Лавра – вечерние засидки (бабьи работы в избах при огне).

Багрово-красная звезда – к дождю и ветру. Если воздух прозрачен – погода будет меняться к худшему. Если после ясного дня солнце село за тучи – жди ненастья. Низкие тучи – к худой погоде. Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты – следующий год будет урожайным. Начало осенних утренних заморозков.

Православный календарь праздников на 2019 год

2 августа по церковному календарю празднуют День пророка Ильи. Его считали покровителем воинов, дождей, грома и молний. О традициях праздника и что нельзя делать в этот день – читайте дальше.

Когда-то в этот день на Руси отмечали языческий праздник Перуна – бога грома и воинов. После крещения 2 августа начали праздновать День Ильи, однако много старых традиций осталось.

По поверью, пророк Илья разъезжает по небу на огненной колеснице и пускает молнии в тех, кто не придерживается закона Божьего.

Традиции на Ильи

2 августа подходило время сенокоса. Наши предки в этот день ставили первый сноп в сенях в первом углу. Украинцы верили, что это помогает собрать хороший урожай.

Также было принято спать на матраце, набитом первой соломой, это якобы приносило счастье.

Земледельцы радовались, что ночи становятся длиннее, а дни – короче, и говорили что в это время и кони наедаются, и работник высыпается.

Традиции на Ильи: в сенях ставили первый сноп, а скот не выпускали на улицу

Ночь на Ильи наши предки называли "рябиной": верили, что в эту ночь будут молнии и гром, а птицы начнут странно себя вести, врезаясь во встречные предметы.

Сегодня христиане молятся в храмах на Ильи. В этот день принято раздавать еду бедным и бездомным. Пророку Илии молятся об исцелении, восстановлении мира и гармонии в семье, защите от врагов, хорошем урожае, а для незамужних девушек – о хорошем муже.

Что нельзя делать 2 августа

На Ильи нельзя было работать в поле – пророк может поразить такого человека молнией.

Также предки верили, что 2 августа нельзя купаться в водоемах, потому что с неба ударяют молнии, а рядом возле воды шастает нечисть.

Не выпускали на улицу и домашних животных и скот, чтобы в них не вселилась нечисть. А котов и собак, которые все же выходили, обратно в дом не пускали в этот день – они могли привлечь молнию.

В День Ильи нельзя громко кричать и петь – это тоже может привлечь молнию. Нельзя стоять на перекрестках, потому что там собирается нечисть.

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.

Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.

Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее - измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Притча дня

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоуменно спросил человек.
- Нет, - ответил старец. - Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к старцу и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но старец ответил:
- То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Как научиться не обижаться?

1. Всегда помнить, что является признаком гордости и препятствием ко Св. Причащению.
2. Стараться не выражать свою обиду словом или поведением, т.е. не поддаваться страсти на деле и понуждать себя к мирному общению с обидчиком.
3. Помысл, приносящий огорчение, смущение, может исходить от лукавого, его следует сразу же отвергать. Взаимная обида, разрушающая любовь между ближними, угодна дьяволу.
4. Следует молиться за обижающих нас, молитва воцаряет мир в душе и изгоняет памятозлобие.
5. Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (), - Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: «Господи! Не вмени им греха сего» (). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божьего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

Праздник Ильи припадает на 2 августа. День Ильи, считается как народным, так и церковным праздником. Все мы хоть раз в жизни слышали о нем. Так же слышали, что с 2 августа нельзя купаться, ловить рыбу в водоемах и еще большое количество разных традиций, которые необходимо соблюдать.

Православный праздник Ильи 2 августа что нужно знать о нем: святой Илья пророк

Ссылаясь на Библию, с уверенностью можно сказать что Илья был пророком. История Ильи началась еще с давних библейских дней. Родился он еще за 900 лет до Рождества Христова.

В момент рождения Ильи, его отец увидел видение, после которого было ясно, что его сын будущий пророк. Несмотря на это, мальчик сам выбрал для себя образ жизни, переселившись в пустыню. Жил он там совсем один.

Когда-то, Илья пришел к народу и предупредил их, ни грешить, ни таить злость на себя и близких, иначе всех людей настигнет голод. Увидев Илью в ужасном виде, грязного, в драной одежде, народ его не послушал, чем позже поплатился. Как и предупреждал пророк, всех людей настиг страшный голод, мало кто выжил тогда.

Православный праздник Ильи 2 августа что нужно знать о нем: почему нельзя купаться

Все мы знаем или слышали, что в день Ильи и после него нельзя купаться в водоемах, но не все знают почему. Давайте разберемся. Есть несколько объяснений данных запретов.

По поверью в этот день в воде появляется всякая нечистая сила. В связи с этим не желательно было погружаться в воду, так как это могло негативно сказаться на урожае или же на здоровье человека. Но с другой стороны — начало августа, начало последнего месяца лета, соответственно на смену лету уже скоро придет осень.

Как мы знаем, осенью воздух и вода холоднее, а август тот месяц которых плавно перетекает в осень. После данного праздника уже ощутимы первые признаки следующей поры года – осени, температура воздуха и соответственно воды уже падает. Из-за этого, в давние времена люди обычно не купались после Ильи. Но это все конечно формально.

Так же если перед Вами стал выбор пойти в Божий храм или пойти покупаться, то, купаться в такой ситуации не желательно, что касается остальных случаев – купаться можно.

Православный праздник Ильи 2 августа что нужно знать о нем: приметы, обычаи, традиции

Как мы знаем, в основном все народные или православные праздники, в том числе и Ильин день, не обходятся без своих традиций. В этот праздник можно встретить сочетания языческих и церковных обрядов. В сравнении с другими праздниками, в празднике Ильи их меньше, но все же они есть, а еще есть много разных примет.

В этот день принято просить нужную погоду и хорошего урожая. Если, например, дождь был давно, у Ильи просили хорошего дождя, если до праздника осадков было много, просили меньше дождя и даже засухи в меру.

Так же, на Илью принято молиться и просить о здоровье близких или родственников, если они болеют. В церкви приносят семена что бы их освятить для хорошего будущего урожая. Так же читаются на службах литургии.

Что не делают в этот праздник.
Рыбаки не ловят рыбу, так как они могут стать жертвой нечистой силы. Путешественникам нельзя было стоять на перекрестке, так как там концентрируется огромное количество нечистой силы. Нельзя ругаться или думать плохие мысли. В день Ильи нельзя стирать, рекомендуется подальше находиться от воды.

Cегодня 2 августа (20 июля по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

*** Пророка Божия Илии Фесвитянина (IX в. до Р. Х.). Преставление преподобного Авраамия Галичского, Чухломского (1375). Преподобномученика Афанасия Брестского (обретение и перенесение мощей, 1649).
Праведного Аарона первосвященника (XVI в. до Р. Х.). Преподобных Кассиана, игумена обители святого Саввы Освященного; Леонтия Стромынского (XIV); Саввы Стромынского (1392). Священномучеников Константина и Николая пресвитеров (1918); священномучеников Александра (Ахангельского), Георгия (Никитина), Иоанна (Стеблина-Каменского), Сергия (Гортинского) и Феодора (Яковлева) пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова) архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова) иеромонахов и мучеников Евфимия (Гребенщикова) и Петра (Вязникова) Воронежских (1930). Икон Божией Матери Галичской-Чухломской "Умиление" (1350); Абалацкой "Знамение" (1637).

Пророк Илия

Пророк Илия был одним из великих пророков ветхозаветной Церкви. Илия был ревностным служителем Единого Бога и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Он был человек с горячим сердцем, твердой волей и с пламенной ревностью о вере и благочестии. Вот почему так чтил его народ еврейский, и в Православной Церкви, Греческой и нашей Русской, день его памяти празднуется наравне с великими праздниками.

Св. пророк Илия был родом из города Фесвы. Во время рождения его отец видел мужей, которые беседовали с ним, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Илия с малых лет посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве. Подле Илии собрались ученики, которых он учил закону Божию и доброй жизни. Живя в пустыне, святой пророк следил за образом действий своих соотечественников, молился за царя и его род.

Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много знамений, чтобы вразумить нечестивого царя и поддавшийся ему народ. Но когда, с воцарением Ахава, вера в Иегову стала упадать и нечестие усиливаться в царстве Израильском, тогда он вышел на свое пророческое служение. Явившись к Ахаву, Илия предсказал трехлетнюю засуху и голод за его нечестие; молитвой свел с неба огонь на жертву, чтобы доказать, что истинный Бог есть Тот, Которому он кланяется; во время голода прокормил целую семью горстью муки и малым количеством масла; воскресил единственного сына сарептской вдовы; беседовал с Богом на горе Хорив и живым был взят на небо в огненной колеснице с огненными конями.

Св. пророк Илия учил и пророчествовал устно, как и его ученик Елисей, и не оставил писаний. Жил за девять столетий до Рождества Христова. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар.17-20 гл. и 4Цар. 1-3). Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа.

Преподобный Авраамий Галицкий

Преподобный Авраамий Галицкий был пострижен св. Сергием Радонежским и первое время подвизался в его обители. Укрепившись в духовной жизни, для больших подвигов, с благословения своего святого игумена, удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь явилась ему икона Пресвятой Богородицы. Во время молитвы он услышал голос с горы, около которой подвизался: «Авраамий, взойди на гору, там икона Богородицы». Святой взошел и взял икону в свою келью. Но недолго подвизался он здесь в уединении: о нем узнали соседние жители, а затем и сам князь Галицкий Димитрий. Благочестивый князь просил Авраамия посетить Галич с явленной ему иконой, и Авраамий исполнил желание князя. Князь и народ с крестным ходом встретили икону, и многие больные получили исцеление от нее. После этого князь дал преподобному средства на месте явления иконы устроить обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Подвизаясь в своей обители, св. Авраамий сделал много полезного для жившего в окрестностях чудского племени. Это племя уже было просвещено христианской верой, но держалось некоторых языческих обычаев, особенно верило чародейству. Св. Авраамий убедил их оставить суеверия, и ему особенно помогли в этом исцеления, происходившие от явленной ему иконы. Обустроив обитель, св. Авраамий вместо себя назначил настоятелем своего ученика и тайно удалился в пустыню, за 30 верст от обители. Но здесь нашли его некоторые из братии. Святой оставил их при себе и тут основал новую обитель. Скоро и отсюда удалился св. Авраамий за 70 верст от Галича, на берег Чухломского озера, и здесь основал Покровскую обитель. В этой обители и скончался он в 1375 г. в глубокой старости. Здесь почивают под спудом и святые его мощи.

Абалацкая Знаменская икона Богородицы

Абалацкая Знаменская икона Богородицы явилась в 1637 г. в селе Абалацком Тобольской епархии. Благочестивая вдова Мария не раз видела во сне образ Знамения Богородицы с изображениями святителя Николая и Марии Египетской по сторонам, и при этом слышала голос: «Мария, объяви видение народу и скажи, чтобы построили в Абалацком селе новую церковь во имя Знамения, с приделами святителя Николая и Марии Египетской». Мария рассказала о видении, и началось строительство церкви.


© 2024
gorskiyochag.ru - Фермерское хозяйство